Психологическая помощь детям с задержкой психического развития




Содержание

Введение ………………………………………………………..2

1. Определение задержки психического развития ………3

2. Особенности познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы ……………………………………………………6

3. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ……………………………………………………………..13

Выводы ……………………………………………………….19

Список литературы ……………………………………….20
Введение

 

Изучение проблемы задержки психологического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. Дети с задержкой психического развития существовали всегда.

Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.

Таким образом, не смотря на детализацию определения, оно не позволяет дифференцировать первичные и вторичные нарушения развития. Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует задержку психологического развития как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.

 

 

Определение ЗПР

В международной классификации болезней десятого пересмотра задержки психического развитияобозначается как специфические расстройства развития школьных навыков.

В настоящее время в понятие ЗПР вкладывают следующий смысл - это недостаточность общего запаса знаний, это ограниченность представлений, это незрелость мыслительных операций, это малая интеллектуальная целенаправленность, а также преимущественное преобладание игровых интересов и быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью. Данное определение отражает практически все клинические проявления задержек психического развития.

По данным У.В. Ульенковой проявление задержек психического развития преимущественно диагностируют у детей подготовительных группах детских садов. Процент таких детей составляет 5%.

Т.А. Власова и В.В. Лебединский изучив эпидемиологические данные, указывают что у 8% детей, которые обучаются в начальных классах городских и сельских школ, также в клинической картине наблюдаются проявления различных форм задержек психического развития.

По данным Е.И. Кириченко 16% детей школьного возраста обнаруживают проявления ЗПР. И последние данные свидетельствуют о том, что 40- 60 % всех неуспевающих детей приходится на задержки психического развития, опять же различного генеза.

Впервые традиционно задержки психического развития диагностируются у детей в момент поступления в школу.

Немножко хотелось бы коснуться истории данного вопроса и напомнить вам известных психиатров и психологов, которые занимались изучением данной проблемы. Прежде всего, это Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская и М.С. Певзнер. Г.Е. Сухарева в 1960 году впервые описала проявления задержек психического развития и предложила сам термин ЗПР. Далее в 1979 году Ковалев один из первых предложил этиопатогенетическую классификацию ЗПР. Т.е. В.В. Ковалев предложил классифицировать ЗПР в зависимости от причин, которые вызвали данные задержки и в зависимости от патогенетических механизмов формирования данных нарушений.

К.С. Лебединская 1982 году представила на основе этиологического принципа различные варианты задержек психического развития. И в том же году М.С. Певзнер рассматривал ЗПР как самостоятельную группу заболеваний.

Задержку психического развития могут спровоцировать: неблагоприятное протекание беременности, патологии, возникшие у новорожденного при родах, факторы социального характера [3].

1. Неблагоприятное протекание беременности:

· Заболевания матери в различные сроки беременности (герпес, краснуха, паротит, грипп и т.д.)

· Хронические болезни матери (сахарный диабет, порок сердца, проблемы со щитовидной железой и др.)

· Вредные привычки матери, приводящие к интоксикации (употребление во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина и др.)

· Токсикоз, причем на разных стадиях беременности

· Токсоплазмоз

· Использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов

· Несовместимость резус-фактора крови плода и матери

2. Патологии, возникающие у новорожденных при родах:

· Родовая травма новорожденного (например, защемление нервов шейных позвонков)

· Механические травмы, возникающие при родовспоможении (наложение щипцов, недобросовестное отношение медицинских работников к процессу родовой деятельности)

· Асфиксия новорожденного (может быть как следствие обвития шеи пуповиной)

3. Факторы социального характера:

· Неблагополучная семья

· Педагогическая запущенность

· Ограниченный эмоциональный контакт на разных этапах своего развития

· Низкий интеллектуальный уровень членов семьи, окружающих ребенка

Т. А. Власова и М. С. Певзнер выделяют два основных механизма формирования задержки психического развития:

1) недоразвитие эмоциональной сферы (неосложненный и осложненный психический и психофизический инфантилизм);

2) влияние нейродинамических, в первую очередь стойких астенических и церебрастенических, состояний [4].


2. Особенности познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

- ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

- ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность [3].

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Память:

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

Снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме; преобладание наглядной памяти над словесной; cнижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.

Внимание:

Причины нарушенного внимания:

1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрации внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. Отмечается трудность в концентрации внимания.

Восприятие:

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

Особенности восприятия:

Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.

Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку. Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Особенности мыслительной деятельности детей с зпр.

Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).

Уровень развития речи;

Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить.

К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности).

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР:

замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость [1].

З.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

В.В.Лебединский указывает на особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. По его мнению, безнадзорность может стать причиной патологического развития личности с ЗПР по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости. Особенности клинико-психологической картины ЗПР В.В.Лебединский связывает с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости, страхам.

Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Они не могут организовать своего поведения лишь в условиях систематического обучения, но бывают достаточно организованы и активны в игровой деятельности, самостоятельном рисунке, слушании и воспроизведении сказок и т.п. Часто не могут выполнить знакомое задание в новых условиях.

Е.С.Слепович отмечает изменения, произошедшие с детьми в ситуации некритичного принятия их деятельности, поощрения за любые достижения: изменился эмоциональный фон игровой деятельности, он стал радостным, спокойным, отношения детей в игре стали более доброжелательными. Исчезло бесцельное, беспорядочное хождение по комнате. У большинства детей появились любимые игрушки и игры. Положительные эмоции у детей вызывала оценка взрослым успешности их игровой деятельности. Они постоянно обращались к воспитателю за подтверждением своих достижений, были очень чутки к похвале. Наибольшее удовлетворение приносило дословное следование усвоенным правилам организации и развития сюжетной игры. Интересно, что зачастую любимая игрушка или игра закреплялись за конкретным ребенком. Другие дети тоже могли с ней играть, но приоритет в ситуации, когда два ребенка хотят поиграть в одну и ту же игру или с одной и той же игрушкой, принадлежал тому, за кем неофициально закреплялась эта игрушка. Этот факт Е.С.Слепович связывает с особенностями коррекционного воздействия, во время которого не только всячески поощрялся и прививался интерес к игрушке, но и задавались достаточно жесткие эталоны межличностного общения детей в группе [2].

Особенности коммуникативного поведения детей с ЗПР

Опыт социальных и межличностных отношений ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средствам как по линии взрослый -- ребенок, так и по линии ребенок - ребенок. Например, в игровой деятельности это обнаруживается в трудностях вычленения, осмысления и моделирования межличностных отношений. В игровых отношениях преобладают деловые, почти не вычленяются внеситуативно-личностные контакты: моделируемые межличностные отношения конкретны, недостаточно эмоциональны, правила, регламентирующие их, носят жесткий характер, исключают какие-либо варианты. Часто требования сводятся к одному-двум, с полной потерей связи с теми межличностными отношениями, которые моделируют партнеры. Нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны. При этом процесс реализации правил не соотносится зачастую с логикой развертывания отношений. Отсутствует гибкость в применении правил. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР, чем логика социальных отношений.

У этих детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа "Дай мне", "Я не хочу заниматься", "А меня заберет мама?" и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми [5].

 


Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

 

Выделяют следующие дифференциально-диагностические критерии:

1. Абсолютные критерии. Это то на, что мы должны опираться, когда проводим диагностику. Если мы их выявляем, то с высокой вероятностью можем предположить наличие задержки психического развития.

В качестве абсолютных критериев необходимо обратить внимание на наличие:

· абстрактно-логического мышления (необходимо учитывать возрастную норму);

· способность к обобщению у таких детей достаточно высокая по сравнению с детьми, которые страдают олигофренией или умственной отсталостью;

· обучаемость. Подтвердить обучаемость можем с помощью обучающего эксперимента. Дети, которые обнаруживают задержку психического развития после двух, четырех процедур обучающего эксперимента дают положительные результаты. А дети с умственной отсталостью в условиях проведения обучающего эксперимента задачу воспринимают как новую, несмотря на то, что было уже подробно объяснено ребенку, но он не смог продемонстрировать эти навыки на следующем задании.

· отставание менее чем на 3 возрастные нормы. Если ребенок отстает как минимум на 3 возрастные нормы, то мы говорим о том, что у него задержка психического развития.

· уровень развития личности к пубертатному периоду достигает нормы. Даже, если мы сталкивались с какими-то проблемами в личностном развитии, то ближе к пубертату все нормализуется.

· тотальность и парциальность. Частичность и неравномерность интеллектуальной и личностной незрелости.

· динамический характер или положительная динамика к пубертатному возрасту, которая наблюдается у детей с проявлением задержки психического развития.

2. Факультативные критерии. Это общие критерии и они могут быть представлены как при задержке психического развития, как при умственной отсталости, так и у здоровых могут фиксироваться в единичных случаях.

Психологическая коррекция задержек психического развития.

Цель данной коррекции: оптимизировать интеллектуальную деятельность за счет того, что мы будем стимулировать психические процессы, сформируем позитивную мотивацию на познавательную деятельность.

Принципы психологической коррекции познавательных процессов должна проводиться с учетом:

· личностных характеристик ребенка;

· с учетом формы задержки психического развития;

· с учетом степени тяжести психического развития, т.е. на, что мы должны опираться, когда проводим психологическую коррекцию.

Три блока, на которые стоит обратить внимание:

Название блока Содержание блока и приемы Психокоррекционные задачи Формы ЗПР
Мотивационный блок Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: - создать проблемные учебные ситуации; - стимулировать активность ребенка на занятии; - обратить внимание на тип семей ного воспитания. Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР
Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: - обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза
Блок самоконтроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР

 

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий [3].

Коррекция психических функций:

1. Коррекция внимания

a) Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию внимания

· Словарный диктант с комментариями, предложенный Каллиниковой С.;

· Обучение вспомогательному письму по методу Гальперина и Кабыльницкой.

b) Психотехнические приемы, направленные на увеличение объема внимания

· Упражнение с цифровым рядом;

· Игра “Пуговица”.

c) Психотехнические приемы, направленные на улучшение концентрации внимания

· Коректурные задания;

· Упражнение “Зеркало”.

d) Психотехнические приемы, направленные на переключение внимания

· Упражнение “Каждой руке свое дело”;

· Упражнение “Ищи безостановочно”.

2. Коррекция памяти

а) Упражнения на развитие зрительной, моторной памяти

· Запоминание рисунка с последующим его воспроизведением

b) Упражнения на развитие слуховой памяти;

· Воспроизведение рисунка по словесному образцу.

c) Развитие логических приемов запоминания или мнемическая группировка

· Запоминание букв, слов.

3. Коррекция мышления

a) Развитие наглядно-образного мышления

· С помощью рисования, прохождение лабиринтов (тест Векслера), конструирование по наглядному образцу и по собственному замыслу.

· Упражнение со спичками.

b) Развитие логического мышления

· Упражнение “Четвертый лишний”, “Исключение лишнего”

Профилактика задержки психического развития.

Первичная профилактика включает генетическое консультирование, мероприятия по охране беременности и безопасности родов в период новорожденности, в которую включен клинический психолог, обучение правильному воспитанию детей и гармоническому общению ребенка в обществе.

Вторичная профилактика направлена на то, чтобы предупредить осложнения и провести социальную адаптацию ребенка, у которого уже выявили задержку психического развития. Своевременно диагностировать и выбрать оптимальный способ обучения. При некоторых формах задержки психического развития необходимо проведение медикаментозной профилактики. Осуществление психологической коррекции.

Третичная профилактика включает адекватную профориентацию лиц с проявлениями психического развития. Важно, чтобы человек выбрал себе определенный вид деятельности и мог жить, развиваться, создавать семью. Адаптировать его в трудовом коллективе [6].


Выводы

 

Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития. Специальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая все закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.

Психологическое изучение средств эффективной коррекции недостатков развития составляет одну из важнейших задач специальной психологии на современном этапе.


Список литературы

 

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973 г.

2. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. Под ред. Лубовского В.И. – М.: Школьная пресса, 2004.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2004.

4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. – Спб: Речь, 2001.

5. Психология детей с задержкой психического развития. Составитель Защиринская О.В. – СПб.: Речь, 2003.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: