Содержание
Введение ………………………………………………………..2
1. Определение задержки психического развития ………3
2. Особенности познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы ……………………………………………………6
3. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ……………………………………………………………..13
Выводы ……………………………………………………….19
Список литературы ……………………………………….20
Введение
Изучение проблемы задержки психологического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. Дети с задержкой психического развития существовали всегда.
Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.
Таким образом, не смотря на детализацию определения, оно не позволяет дифференцировать первичные и вторичные нарушения развития. Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует задержку психологического развития как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.
|
Определение ЗПР
В международной классификации болезней десятого пересмотра задержки психического развитияобозначается как специфические расстройства развития школьных навыков.
В настоящее время в понятие ЗПР вкладывают следующий смысл - это недостаточность общего запаса знаний, это ограниченность представлений, это незрелость мыслительных операций, это малая интеллектуальная целенаправленность, а также преимущественное преобладание игровых интересов и быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью. Данное определение отражает практически все клинические проявления задержек психического развития.
По данным У.В. Ульенковой проявление задержек психического развития преимущественно диагностируют у детей подготовительных группах детских садов. Процент таких детей составляет 5%.
Т.А. Власова и В.В. Лебединский изучив эпидемиологические данные, указывают что у 8% детей, которые обучаются в начальных классах городских и сельских школ, также в клинической картине наблюдаются проявления различных форм задержек психического развития.
По данным Е.И. Кириченко 16% детей школьного возраста обнаруживают проявления ЗПР. И последние данные свидетельствуют о том, что 40- 60 % всех неуспевающих детей приходится на задержки психического развития, опять же различного генеза.
Впервые традиционно задержки психического развития диагностируются у детей в момент поступления в школу.
Немножко хотелось бы коснуться истории данного вопроса и напомнить вам известных психиатров и психологов, которые занимались изучением данной проблемы. Прежде всего, это Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская и М.С. Певзнер. Г.Е. Сухарева в 1960 году впервые описала проявления задержек психического развития и предложила сам термин ЗПР. Далее в 1979 году Ковалев один из первых предложил этиопатогенетическую классификацию ЗПР. Т.е. В.В. Ковалев предложил классифицировать ЗПР в зависимости от причин, которые вызвали данные задержки и в зависимости от патогенетических механизмов формирования данных нарушений.
|
К.С. Лебединская 1982 году представила на основе этиологического принципа различные варианты задержек психического развития. И в том же году М.С. Певзнер рассматривал ЗПР как самостоятельную группу заболеваний.
Задержку психического развития могут спровоцировать: неблагоприятное протекание беременности, патологии, возникшие у новорожденного при родах, факторы социального характера [3].
1. Неблагоприятное протекание беременности:
· Заболевания матери в различные сроки беременности (герпес, краснуха, паротит, грипп и т.д.)
· Хронические болезни матери (сахарный диабет, порок сердца, проблемы со щитовидной железой и др.)
· Вредные привычки матери, приводящие к интоксикации (употребление во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина и др.)
· Токсикоз, причем на разных стадиях беременности
· Токсоплазмоз
· Использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов
· Несовместимость резус-фактора крови плода и матери
2. Патологии, возникающие у новорожденных при родах:
· Родовая травма новорожденного (например, защемление нервов шейных позвонков)
|
· Механические травмы, возникающие при родовспоможении (наложение щипцов, недобросовестное отношение медицинских работников к процессу родовой деятельности)
· Асфиксия новорожденного (может быть как следствие обвития шеи пуповиной)
3. Факторы социального характера:
· Неблагополучная семья
· Педагогическая запущенность
· Ограниченный эмоциональный контакт на разных этапах своего развития
· Низкий интеллектуальный уровень членов семьи, окружающих ребенка
Т. А. Власова и М. С. Певзнер выделяют два основных механизма формирования задержки психического развития:
1) недоразвитие эмоциональной сферы (неосложненный и осложненный психический и психофизический инфантилизм);
2) влияние нейродинамических, в первую очередь стойких астенических и церебрастенических, состояний [4].
2. Особенности познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы
Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
- ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность [3].
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Память:
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
Снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме; преобладание наглядной памяти над словесной; cнижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.
Внимание:
Причины нарушенного внимания:
1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
2. Несформированность механизма произвольности у детей.
3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрации внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. Отмечается трудность в концентрации внимания.
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
Особенности восприятия:
Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку. Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Особенности мыслительной деятельности детей с зпр.
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
Уровень развития речи;
Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить.
К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности).
У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.
Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР:
замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи.
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость [1].
З.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.
В.В.Лебединский указывает на особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. По его мнению, безнадзорность может стать причиной патологического развития личности с ЗПР по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости. Особенности клинико-психологической картины ЗПР В.В.Лебединский связывает с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости, страхам.
Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются.
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Они не могут организовать своего поведения лишь в условиях систематического обучения, но бывают достаточно организованы и активны в игровой деятельности, самостоятельном рисунке, слушании и воспроизведении сказок и т.п. Часто не могут выполнить знакомое задание в новых условиях.
Е.С.Слепович отмечает изменения, произошедшие с детьми в ситуации некритичного принятия их деятельности, поощрения за любые достижения: изменился эмоциональный фон игровой деятельности, он стал радостным, спокойным, отношения детей в игре стали более доброжелательными. Исчезло бесцельное, беспорядочное хождение по комнате. У большинства детей появились любимые игрушки и игры. Положительные эмоции у детей вызывала оценка взрослым успешности их игровой деятельности. Они постоянно обращались к воспитателю за подтверждением своих достижений, были очень чутки к похвале. Наибольшее удовлетворение приносило дословное следование усвоенным правилам организации и развития сюжетной игры. Интересно, что зачастую любимая игрушка или игра закреплялись за конкретным ребенком. Другие дети тоже могли с ней играть, но приоритет в ситуации, когда два ребенка хотят поиграть в одну и ту же игру или с одной и той же игрушкой, принадлежал тому, за кем неофициально закреплялась эта игрушка. Этот факт Е.С.Слепович связывает с особенностями коррекционного воздействия, во время которого не только всячески поощрялся и прививался интерес к игрушке, но и задавались достаточно жесткие эталоны межличностного общения детей в группе [2].
Особенности коммуникативного поведения детей с ЗПР
Опыт социальных и межличностных отношений ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средствам как по линии взрослый -- ребенок, так и по линии ребенок - ребенок. Например, в игровой деятельности это обнаруживается в трудностях вычленения, осмысления и моделирования межличностных отношений. В игровых отношениях преобладают деловые, почти не вычленяются внеситуативно-личностные контакты: моделируемые межличностные отношения конкретны, недостаточно эмоциональны, правила, регламентирующие их, носят жесткий характер, исключают какие-либо варианты. Часто требования сводятся к одному-двум, с полной потерей связи с теми межличностными отношениями, которые моделируют партнеры. Нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны. При этом процесс реализации правил не соотносится зачастую с логикой развертывания отношений. Отсутствует гибкость в применении правил. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР, чем логика социальных отношений.
У этих детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа "Дай мне", "Я не хочу заниматься", "А меня заберет мама?" и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми [5].
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
Выделяют следующие дифференциально-диагностические критерии:
1. Абсолютные критерии. Это то на, что мы должны опираться, когда проводим диагностику. Если мы их выявляем, то с высокой вероятностью можем предположить наличие задержки психического развития.
В качестве абсолютных критериев необходимо обратить внимание на наличие:
· абстрактно-логического мышления (необходимо учитывать возрастную норму);
· способность к обобщению у таких детей достаточно высокая по сравнению с детьми, которые страдают олигофренией или умственной отсталостью;
· обучаемость. Подтвердить обучаемость можем с помощью обучающего эксперимента. Дети, которые обнаруживают задержку психического развития после двух, четырех процедур обучающего эксперимента дают положительные результаты. А дети с умственной отсталостью в условиях проведения обучающего эксперимента задачу воспринимают как новую, несмотря на то, что было уже подробно объяснено ребенку, но он не смог продемонстрировать эти навыки на следующем задании.
· отставание менее чем на 3 возрастные нормы. Если ребенок отстает как минимум на 3 возрастные нормы, то мы говорим о том, что у него задержка психического развития.
· уровень развития личности к пубертатному периоду достигает нормы. Даже, если мы сталкивались с какими-то проблемами в личностном развитии, то ближе к пубертату все нормализуется.
· тотальность и парциальность. Частичность и неравномерность интеллектуальной и личностной незрелости.
· динамический характер или положительная динамика к пубертатному возрасту, которая наблюдается у детей с проявлением задержки психического развития.
2. Факультативные критерии. Это общие критерии и они могут быть представлены как при задержке психического развития, как при умственной отсталости, так и у здоровых могут фиксироваться в единичных случаях.
Психологическая коррекция задержек психического развития.
Цель данной коррекции: оптимизировать интеллектуальную деятельность за счет того, что мы будем стимулировать психические процессы, сформируем позитивную мотивацию на познавательную деятельность.
Принципы психологической коррекции познавательных процессов должна проводиться с учетом:
· личностных характеристик ребенка;
· с учетом формы задержки психического развития;
· с учетом степени тяжести психического развития, т.е. на, что мы должны опираться, когда проводим психологическую коррекцию.
Три блока, на которые стоит обратить внимание:
Название блока | Содержание блока и приемы | Психокоррекционные задачи | Формы ЗПР |
Мотивационный блок | Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия | Формирование познавательных мотивов: - создать проблемные учебные ситуации; - стимулировать активность ребенка на занятии; - обратить внимание на тип семей ного воспитания. Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры | Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР |
Блок регуляции | Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию | Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: - обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) | Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза |
Блок самоконтроля | Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения | Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям | ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР |
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий [3].
Коррекция психических функций:
1. Коррекция внимания
a) Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию внимания
· Словарный диктант с комментариями, предложенный Каллиниковой С.;
· Обучение вспомогательному письму по методу Гальперина и Кабыльницкой.
b) Психотехнические приемы, направленные на увеличение объема внимания
· Упражнение с цифровым рядом;
· Игра “Пуговица”.
c) Психотехнические приемы, направленные на улучшение концентрации внимания
· Коректурные задания;
· Упражнение “Зеркало”.
d) Психотехнические приемы, направленные на переключение внимания
· Упражнение “Каждой руке свое дело”;
· Упражнение “Ищи безостановочно”.
2. Коррекция памяти
а) Упражнения на развитие зрительной, моторной памяти
· Запоминание рисунка с последующим его воспроизведением
b) Упражнения на развитие слуховой памяти;
· Воспроизведение рисунка по словесному образцу.
c) Развитие логических приемов запоминания или мнемическая группировка
· Запоминание букв, слов.
3. Коррекция мышления
a) Развитие наглядно-образного мышления
· С помощью рисования, прохождение лабиринтов (тест Векслера), конструирование по наглядному образцу и по собственному замыслу.
· Упражнение со спичками.
b) Развитие логического мышления
· Упражнение “Четвертый лишний”, “Исключение лишнего”
Профилактика задержки психического развития.
Первичная профилактика включает генетическое консультирование, мероприятия по охране беременности и безопасности родов в период новорожденности, в которую включен клинический психолог, обучение правильному воспитанию детей и гармоническому общению ребенка в обществе.
Вторичная профилактика направлена на то, чтобы предупредить осложнения и провести социальную адаптацию ребенка, у которого уже выявили задержку психического развития. Своевременно диагностировать и выбрать оптимальный способ обучения. При некоторых формах задержки психического развития необходимо проведение медикаментозной профилактики. Осуществление психологической коррекции.
Третичная профилактика включает адекватную профориентацию лиц с проявлениями психического развития. Важно, чтобы человек выбрал себе определенный вид деятельности и мог жить, развиваться, создавать семью. Адаптировать его в трудовом коллективе [6].
Выводы
Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития. Специальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая все закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.
Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.
Психологическое изучение средств эффективной коррекции недостатков развития составляет одну из важнейших задач специальной психологии на современном этапе.
Список литературы
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973 г.
2. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. Под ред. Лубовского В.И. – М.: Школьная пресса, 2004.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2004.
4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. – Спб: Речь, 2001.
5. Психология детей с задержкой психического развития. Составитель Защиринская О.В. – СПб.: Речь, 2003.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.