ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА




ВВЕДЕНИЕ

Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием – Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; подразделения управления высшим образованием центральных органов федеральной исполнительной власти; республиканские.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Сегодня, по мнению Ф. Зиятдинова, усиливается значение образовательной политики, осуществляемая государством, и в социологии рассматривается как часть социальной политики. Образовательная политика включает в себя стратегию и тактику деятельности в образовательной сфере, средства, формы и методы достижения образовательных целей и задач [3].


 

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА

 

1. Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.

2. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом.

3. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) высшие учебные заведения.

Для негосударственных высших учебных заведений настоящее Положение является примерным.

4. Высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются: федеральной подчиненности – Советом Министров – Правительством Российской Федерации; подчиненности республик в составе Российской Федерации, кроме областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга – соответствующими государственными органами власти и управления по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием; муниципальные – соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.

После издания акта о создании государственного высшего учебного заведения функции учредителя высшего учебного заведения выполняет соответствующий орган государственного управления, в ведении которого оно находится.

5. В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием – Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; подразделения управления высшим образованием центральных органов федеральной исполнительной власти; республиканские (республик в составе Российской Федерации) государственные органы управления высшим образованием.

6. Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей-специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

7. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений и при них могут быть предприятия, учреждения и организации.

8. Создание структурных подразделений высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения.

Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при государственном высшем учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке.

Филиалы государственных (муниципальных) высших учебных заведений, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при высшем учебном заведении создаются учредителями по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.

9. Все высшие учебные заведения (включая их самостоятельные структурные подразделения, а также предприятия, учреждения и организации при высших учебных заведениях) могут выступать в качестве учредителей предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, если это направлено на развитие их основной деятельности.

10. Высшее учебное заведение, включая его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научно-производственным комплексом – образовательным учреждением.

11. Функционирование высшего учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается: обязательным участием научных организаций и всех других структурных подразделений высших учебных заведений в обучении студентов и аспирантов или в организации (обеспечении) образовательного процесса; исполнением всеми структурными подразделениями решений ученого совета и руководства высшего учебного заведения; образованием в высшем учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок использования этих фондов устанавливается ученым советом высшего учебного заведения.

Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри единого учебно-научно-производственного комплекса определяются уставом высшего учебного заведения.

12. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Согласно ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз создается и реорганизуется учредителем согласно законодательству РФ. В государственных ВУЗах учредителями являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов РФ.

Высшее образование – один из необходимых компонентов развития цивилизованного демократического общества.

Централизованная многоуровневая систему образования в России была создана в XIX веке, а ее реформирование и расширение пришлось на его вторую половину и начало XX в., когда в разных городах возникло более ста классических и технических университетов, учреждений других профилей (военных и педагогических институтов и т.п.).

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами.

Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются уставом высшего учебного заведения или в установленном им порядке.

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений.

Факультет – учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.

Кафедра – подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации. В российских вузах кафедра традиционно представляет собой основную ячейку учебной и научной деятельности, также «субстрат» научно-педагогической школы в вузе по данной специализации.

Аспирантура и докторантура.

Подготовительное отделение для абитуриентов.

Также при вузах могут существовать колледжи (в этом случае по его окончании также даётся диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.

Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Типовое положение о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти.

Показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений.

Для получения права учиться в вузах России необходимо иметь аттестат за 11-летнюю общеобразовательную школу или диплом о среднем профессиональном образовании. Абсолютное большинство молодежи составляет конкурсные вступительные экзамены, программы которых устанавливает Министерство образования, учитывая содержание предметов средней школы и требования высшего образования к уровню знаний абитуриентов. Университеты и другие вузы достаточно автономны в проведении вступительных экзаменов (форма, количество, введение дополнительных дисциплин, время и т.д.) и в деталях отбора абитуриентов.

Как и в среднем образовании, учебный год в вузах начинается 1 сентября, делится на два семестра (или 3 в отдельных заведениях) и продолжается до июня с небольшими перерывами на праздники и между двумя семестрам.

Обработка важных дисциплин заканчивается экзаменом или какому-либо из видов тестирования. Система оценивания: наивысшая оценка – 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), которой достаточно для зачисления дисциплины, 2(неудовлетворительно), получение которой не позволяет продолжать обучение. Менее существенные дисциплины могут оцениваться по двухбалльной шкале: «зачет» (преподаватель считает, что студент в целом выполнил требования) и «незачет» (работа студента неудовлетворительна, предмет должен быть повторенным или изученным самостоятельно).

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населённых пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным), вечерним (очно-заочным) и заочным. Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное. Условно вузы подразделяются на гуманитарные и технические.

Общее руководство университетом осуществляет Ученый Совет университета – выбранный представительный орган.

По положению в состав Ученого Совета входят ректор, являющийся его председателем, проректоры и деканы факультетов.

Ученый Совет университета:

– определяет регламент своей работы;

– рассматривает и утверждает стратегический план развития университета;

– решает вопросы утверждения и изменения структуры университета;

– рассматривает и утверждает правила приема в университет;

– устанавливает объем и структуру приема студентов на первый курс для обучения в филиале за счет средств федерального бюджета;

– решает вопросы изменения срока обучения для отдельных категорий студентов;

– переносит в случае необходимости сроки начала учебного года;

– утверждает положения (о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; о филиале; о представительстве; о факультете; о кафедре; о центре и другие, регулирующие деятельность университета);

– устанавливает порядок назначения стипендии и именные стипендии университета;

– представляет обучающихся к стипендиям Президента РФ, специальным государственным стипендиям Правительства РФ и к именным стипендиям;

– принимает решение по социально-экономическим вопросам и хозяйственной деятельности университета;

– принимает решение по вопросам содержания и организации учебного процесса в университете;

– определяет направления научных исследований, рассматривает и утверждает планы научных работ;

– проводит конкурсный отбор кандидатов на должность профессора и представляет работников университета к ученым званиям профессора и доцента, а в предусмотренных учредителем случаях проводит окончательную экспертизу представлений к этим ученым званиям;

– избирает деканов факультетов и заведующих кафедрами;

– ходатайствует перед учредителем и другими государственными органами о предоставлении работников университета к государственным и отраслевым наградам и о присвоении работникам университета почетных званий;

– ежегодно заслушивает отчет ректора о деятельности университета.

Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор.

Ректор является единоличным исполнительным органом вуза, действующим на основе единоначалия:

– действует от имени университета, представляет университет без доверенности во всех органах управления, организациях, учреждениях, предприятиях;

– распоряжается в установленном порядке имуществом университета, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета университета;

– несет персональную ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну;

– утверждает локальные нормативные акты, регулирующие деятельность университета;

– издает в пределах компетенции университета приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями, работниками и обучающимися.

Ректор распределяет обязанности между своими заместителями (проректорами).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: