Материалистическая теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки.




Ответы на билеты по основам права.

1. Понятие и признаки государства: в учебнике стр. 19-21.

2. Первобытное общество: общественная власть, социальные нормы, основы хозяйствования.

Первобытное общество – общество, которое строится на началах общественного самоуправления. Хозяйство носит присваивающий характер, орудия труда примитивные, низкая производительность.

Формы социальной организации общества: род, племя, союз племен.

Личность внутри рода объединена кровным родством, общностью имущества, совместным трудом.

Власть носит общественный характер (родовое собрание).

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

 

Хозяйство: постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходит к развитым формам земледелия (подсечноогневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

 

 

3. Причины возникновения государства и права (современная материалистическая теория).

Причины возникновения государства:

Совершенствование орудий труда => усложнение технологий использования орудий => разделение труда (разделение земледелия и скотоводства, выделение из земледелия ремесленничества => купечество) => усложнение нравственности.

Основные теории происхождения государства:

· Теологическая теория. Суть: человек есть божественное создание, т.е. произошел от Бога => государство – божественный промысел.

· Патриархальная теория. Суть: люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению.

· Договорная теория. Суть: государство появилось в результате договора – рациональное объединение людей на основе согласия между ними, посредством которого они передают свою свободу и власть государству.

· Органическая теория. Суть: теория связана с эволюцией Дарвина, т.е. государство представляет собой организм, состоящий из частей, связанных между собой и представляющий целостный организм.

· Теория насилия. Суть: государство является результатом внутреннего и внешнего насилия и должно обладать суверенитетом.

· Расовая теория. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы.

· Материалистическая теория.

Материалистическая теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

 

4. Понятие формы государства. Её элементы.

5. Понятие формы правления, её виды. (эти 2 вопроса в 1)

Форма государства – внешнее выражение государственной власти, её организационной структуры, характера органов и их взаимосвязи, систему взаимодействия друг с другом и с населением.

Это единство трех элементов: форма правления, форма государственного устройства, государственный или политический режим.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и взаимоотношений с населением.

· Монархия – власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, передается по наследству или по завещанию. Разделяется на абсолютную и ограниченную (власть монарха ограничена конституцией).

· Республика – организация государственной власти, при которой высший орган государственной власти избирается или формируется особыми представительными учреждениями.

· Президентская республика – президент является главой государства и исполнительной власти, избирается населением, он свободен в назначении кабинета министров.

· Парламентская республика – правительство формируется партиями, обладающими большинством голосов, несет ответственность перед народом.

Государственное устройство – внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на составные части, их правящие положения, взаимоотношения государства в целом и его составляющих частей.

· Унитарное государство – имеет единые общие для всей страны высший исполнительный и судебный орган, на всей территории действует одна конституция, одно гражданство, единая система законодательства, не имеет в составе государств и государственных образований, имеет вооруженные силы. Примеры: Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.

· Федерация – сложное государство, состоящее из обособленных государственных образований со своей самостоятельностью. Признаки:

- наличие субъектов, которые имеют свои собственные государственные единения

- наличие 2 систем государственной власти.

Примеры: Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки.

· Конфедерация – союз независимых государств, обладающих государственной властью и независимостью, имеет свои собственные органы государственного управления. Признаки:

- не имеет общих законов и исполнительных органов

- не имеет единой армии, единой системы законов и государственного бюджета

- сохранение гражданств, которые находятся во временном союзе

Пример: Швейцарская Конфедерация.

Политический режим – совокупность приемов, методов, способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Авторитарный режим – ограничение прав и свобод граждан, усиление роли исполнительных органов.

 

6. Разновидности монархий и их характеристики.

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

 

7. Президентская и парламентская республика.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

 

8. Территориальное государственное устройство: понятие и виды.

Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства. По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Виды – билеты № 4, 5.

 

9. Унитарное и федеративное государство.

Билеты № 4, 5.

 

10. Конфедерация и иные межгосударственные объединения.

Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Уния (от латинского unio — единый) — это теснейшее объединение двух или нескольких государств под властью одного монарха (личная или персональная уния), а также в результате не только формального признания общего главы государства, но и действительного объединения важнейших государственных органов, проведения единой внешней политики и т.д. (реальная уния).

Государственный кондоминиум (от латинского condominium — совместное владение) — это совместное осуществление государственной власти и управления двумя или несколькими государствами на одной и той же территории.

 

 

11. Понятие и виды политического режима.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Деспотический режим – характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии.

Тоталитарный режим – это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Анархия – отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

 

12. Тоталитарный государственно-политический режим.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

 

13. Характеристика демократического политического режима.

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

 

14. Теории происхождения государства.

· Теологическая теория. Суть: человек есть божественное создание, т.е. произошел от Бога => государство – божественный промысел.

Теологическая теория - одна из самых древних. Согласно ей, любая власть от Бога, а потому каждый обязан подчиняться ей во всем. Фома Аквинский утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Государство – тоже плод реализации божественного замысла, а следовательно, смертным не дано постичь его природу.

· Патриархальная теория. Суть: люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

· Договорная теория. Суть: государство появилось в результате договора – рациональное объединение людей на основе согласия между ними, посредством которого они передают свою свободу и власть государству.

Представители теории: Жан Жак Руссо, в России его идеи разделял Радищев.

· Органическая теория. Суть: теория связана с эволюцией Дарвина, т.е. государство представляет собой организм, состоящий из частей, связанных между собой и представляющий целостный организм.

Теория получает свое распространение во II половине 19 века. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество.

· Теория насилия. Суть: государство является результатом внутреннего и внешнего насилия и должно обладать суверенитетом.

Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание.

15. Понятие и классификация функций государства.

В учебнике – стр. 55-57.

 

16. Государственный аппарат (механизм): понятие, структура.

Государственный аппарат — это система государственных органов, уч­реждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия.

Структура государственного аппарата:

· Президент РФ. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

· Органы представительной и законодательной власти. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов.

· Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

· Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено федеральным Законом “Об обороне”, Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской федерации.

 

17. Государственные органы: понятие и классификация.

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке.

Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей. К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ. Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его деятельность, не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти.

Также государственные органы подразделяют на центральные, региональные и местные.

 

18. Система органов российского государства на современном этапе.

Билет № 17.

 

19. Ненормативные и нормативные регуляторы общественных отношений.

В учебнике –стр. 134-143.

 

20. Понятие и признаки права.

В учебнике – стр. 134-139.

 

21. Понятие формы (источники) права. Виды форм права.

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Обычно источники права делят на: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт, правовой договор, правовая доктрина.

· Правовой обычай является одним из древнейших источников права, то есть формой, в которой выражено правило поведения сообщающее ему качество правовой нормы. Следовательно, под правовым обычаем как источником права следует понимать специфическую форму, в которой выражается правило поведения созданное самим обществом, вошедшее в привычку людей и которому придано значение общеобязательной нормы.

· Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

· Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

· Правовой договор – это документ, устанавливающий, определенный правовой статус двух сторон, определяющий их права и обязательства друг перед другом и перед государством.

· Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

 

22. Нормативно-правовые акты: понятие и их виды.

В учебнике – стр. 167-174.

 

23. Судебный и административный прецедент как источники права.

В учебнике –стр. 163-165.

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

 

24. Правовой обычай. Обычное право как источники права.

В учебнике – стр. 159-162.

 

25. Нормативно-правовой договор и юридическая доктрина как источники права.

В учебнике –стр. 174-176.

 

26. Закон: понятие, признаки. Виды законов.

Закон — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает юридической силой и регулирует общественные отношения.

Виды законов:

· Конституция – является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства.

· Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

· Федеральные законы (ФЗ) – составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

· Законы субъектов федерации – распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

 

27. Подзаконные нормативно-правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Классификации:

· По сфере действия: общие(действуют на территории всего государства), местные (действуют в отдельной местности), ведомственные (действуют внутри ведомств), локальные (внутриорганизационные), индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

· По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов РФ): указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций; приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты; решения представительных органов местного самоуправления.

 

28. Понятие и признаки нормы права.

В учебнике – стр. 178-181.

 

29. Структура нормы права.

Норма права - это общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

· Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

· Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

· Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

 

30. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Теории права известны следующие способы изложения норм в нормативных актах:

· Абстрактный - когда правоотношения охватываются обобщенными родовыми понятиями, например - существенный вред, аренда, договор.

· Казуистический (казус - случай) - когда законодатель излагает конкретное действие, бездействие, например - убийство, кража.

Логический – в это способе изложения учитываются логические связи между словами, предложениями, пропущенные слова.

31. Классификация норм права.

В учебнике – стр. 189-174.

 

 

32. Понятие и субъекты правотворчества. Виды правотворчества.

В учебнике – стр. 208-212.

 

33. Понятие отрасли, подотрасли и института права.

В учебнике –стр. 196-197.

34. Общая характеристика отраслей современного российского права. Материальное и процессуальное право.

В учебнике – стр. 201-203.

 

35. Состав (элементы) правоотношения и их характеристики.

Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носители субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантированных государством.

Для полной характеристики любого правоотношения необходимо установить составляющие его элементы:

а) юридические факты, т.е. основания его возникновения, изменения и прекращения;

б) субъективный состав правоотношения – совокупность лиц, участвующих в данном правоотношении (не менее 2 субъектов: управомоченный и обязанный);

в) содержание правоотношения (субъективные права и обязанности его субъектов) и структуру содержания правоотношения (способ взаимосвязи субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношения);

г) объект правоотношения – то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов.

 

36. Понятие и виды субъектов правоотношения.

Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица – это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.

2. Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы - это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

 

37. Правоспособность, дееспособность. Правосубъектность. Правовой статус.

Правоспосо́бность — установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Дееспосо́бность — способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: