ПРАКТИКУМ ПО КАЛЛИГРАФИИ
1. Установить состав зрительных и двигательных элементов всех письменных букв русского алфавита (образец дан на лекции). Составить таблицу.
Зрительные и двигательные элементы письменных букв
Буква строчная | Элементы | Буква прописная | Элементы | ||
зрительные | двигательные | зрительные | двигательные | ||
а | А | ||||
б | Б | ||||
2. Написать группы букв, содержащие одинаковые зрительные элементы. Порядок указываемых букв алфавитный (для облегчения проверки на занятии).
Образец:
овал (о) – а, б, в, д, о, О, ф, Ф, ю, Ю, я, Я
3. Проанализировать варианты объяснения учителем движения руки при письме буквы. Какие элементы обязательны даже в самом кратком объяснении? От чего зависит степень подробности объяснения? Составьте объяснение движения руки при письме букв а, п, й, х, соединения букв он, бо, га, кл.
н – Начинаем писать на верхней линейке. Сверху вниз до нижней линейки пишем прямую, делаем повтор вверх до середины первого элемента, немного отклоняемся влево, прописываем маленький узелок, ведем линию вправо, плавно выгибая вниз, поднимаем ее к верхней линейке. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки. Заканчиваем в середине рабочей строки.
Ш – Начинаем в середине нерабочей строки. Пишем линию с закруглением вверху и внизу высотой в прописную букву, продолжаем ее вверх вправо до высоты первого элемента, пишем вниз линию с закруглением внизу, продолжаем до высоты первых двух элементов, пишем еще одну линию с закруглением внизу. Заканчиваем в середине рабочей строки.
|
иб – если буква б находится в середине слова, она соединяется с предыдущей буквой нижним соединением. Написали букву и, ведем линию для нижнего соединения. Не отрывая руки, начинаем писать овал снизу, пишем овал в рабочей строке, закрываем его; ведем по написанному овалу вверх к верхней линии рабочей строки; пересекая ее, пишем вверх прямую линию. Не доводя до предыдущей строки, делаем плавный поворот вправо, проводим небольшую горизонтальную линию и заканчиваем писать.
ли – написали букву л и, не останавливаясь, ведем к началу буквы и – к верхней линии рабочей строки, пишем букву и.
4. Прочитайте фрагмент урока письма. Определите его тему, задачи представленного этапа работы. Соотнесите представленный фрагмент с последовательностью работы по обучению письму буквы (в лекции №2): выделите названные этапы, назовите использованные приемы обучения, недостающий этап допишите.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Составьте из букв разрезной азбуки слово «дом». - Сумеете ли вы написать это слово письменными буквами? - Сегодня на уроке вы научитесь писать строчную букву д. - Посмотрите внимательно на эту букву: чем она отличается от печатной буквы д? (На доске карточки с печатной и письменной буквами.) - Чтобы хорошо запомнить письменную букву д, выделим в ней элементы. Рассмотрите букву и найдите в своих наборах нужные элементы. Назовите элементы буквы д. - Составьте букву из этих элементов. Кто составит букву на доске? Миша, объясняй, что ты делаешь. - Посмотрите, получилась у Миши буква д? А у вас? - В каких буквах нам уже встречались такие же элементы? - Действительно, мы уже не раз писали эти элементы в других буквах и быстро научимся писать новую букву. Посмотрите внимательно, как я буду писать букву на доске. - Начинаю писать овал чуть ниже верхней линии рабочей строки, закрываю его и продолжаю линию выше до верхней линии рабочей строки, затем пишу вниз прямую линию с петлей. - Как я писала букву? - Где закончила писать? - Возьмите ручки, повторяйте за мной движения в воздухе. (Пишет букву.) - Откройте прописи, положите их правильно, найдите строчку с буквой д. Сядьте правильно, приготовьтесь писать. - Сначала обведите буквы по точкам. - Напишите 5 раз букву д. Старайтесь соблюдать одинаковое расстояние между буквами. - Посмотрите на доску. Здесь написаны буквы, которые я увидела в ваших тетрадях. Все ли они правильно написаны? - Какие недостатки вы видите в первой букве? - О чем нужно помнить, чтобы не нарушался наклон? - Во второй? (Учитель исправляет ошибку мелом другого цвета.) - В третьей? - В четвертой? (Стирает с доски неверно написанные буквы.) - Посмотрите еще раз на образец буквы на доске, в прописях. Проверьте положение тетради, сядьте правильно и напишите букву до конца строки. - Теперь посмотрите внимательно на написанные вами буквы. Какую из них вам удалось написать правильно, без ошибок? Подчеркните эту букву карандашом. Когда я буду проверять ваши работы, я тоже подчеркну правильно написанные буквы. Посмотрим, совпадут ли ваше и мое мнения. | (Самостоятельно выкладывают из букв слово.) - Нет, мы еще не учились писать букву д. - Они совсем не похожи. У письменной буквы есть петелька, и пишется она с наклоном. (Выбирают нужные элементы.) - Овал и линия с петлей. - Сначала прикрепляю овал. Потом справа к нему прикладываю линию с петлей вниз петлей. - Овал – в буквах а, о, б, в, линия с петлей – в буквах у, з. (Следят за движениями руки учителя, слушают объяснение.) - Безотрывно. - В середине рабочей строки. (Пишут в воздухе.) - Нет, некоторые буквы написаны неверно. - Она написана без наклона. - О наклонном положении тетради. - Не прописан элемент, выступающий вверх за овал, петля слишком длинная. - Написана правильно. - Неверно написана линия с петлей: она не прямая, а изогнутая влево, и петля слишком широкая. (Пишут.) (Выбирают и подчеркивают верно написанные буквы.) |
|
|
5. Проанализировать образцы письма младших школьников. Результаты анализа отразить в таблице.
Анализ каллиграфической стороны письма обучающихся
Наклон | Линейность | Пропорциональность букв с надстрочными/подстрочными элементами | Нарушения формы букв | Нарушения соединений | Каллиграф. ошибки | |
№1 | ||||||
№2 |
В таблицу вносится характеристика почерка по каждому из указанных параметров. Наиболее типичные нарушения по каждому параметру см. в лекции №2. В трех последних столбцах нужно приводить конкретные буквы/соединения, в которых есть нарушения и пояснять, в чем нарушение проявляется. Например, в работе №2: нарушения формы строчной буквы д (в словах Будет, праздник и во всех, в которых она встречается) – отсутствует прямая линия, выходящая вверх за овал к началу линии с петлей, линия с петлей начинается не на высоте буквы, а примерно от середины овала.
1)
2)