ОСНОВЫВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания
по проведению практических занятий для студентов всех специальностей
Санкт-Петербург
Составители: к.э.н., доцент Смирнов А.Ю.
к.э.н., доцент Фокина М.Л.
Рецензент: д.соц.н., проф. В.И. Сигов
Рекомендовано к изданию в качестве методических указаний кафедрой управления экономическими и социальными процессами.
Протокол № от 2006.
© ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
университет кино и телевидения», 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение...........................................................................................................................4
1. Общие требования по дисциплине............................................................................5
2. Проведение тематических семинаров.......................................................................6
3. Решение задач..............................................................................................................9
3.1 Теория сравнительных преимуществ..............................................................9
3.2. Валютные оговорки в международной торговле........................................10
3.3. Хеджирование во внешнеэкономической деятельности............................11
4. Задания для аудиторной работы............………………………………….............13
4.1. Вопросы для самостоятельной работы.……………....................................13
4.2. Деловая игра «Мозговая атака» ……………................................................15
Приложение 1. Исходные данные к задаче 1..............................................................16 Приложение 2. Исходные данные к задаче 2..............................................................17
Приложение 3. Исходные данные к задаче 3..............................................................21
Приложение 4. Исходные данные к задаче 4..............................................................22
Приложение 5. Исходные данные к задаче 5..............................................................23
Приложение 6. Пример оформления обложки реферата...........................................25
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности текущей деятельности и перспективного развития организационно-правовых структур народного хозяйства должно осуществляться на основе стратегически ориентированных управляющих воздействий, адекватных современному состоянию экономики страны. Следовательно, эффективный управляющий должен обладать необходимыми навыками и знаниями, позволяющими системно и объективно оценивать основные проблемы развития предприятия.
В настоящее время существенно возросла зависимость отдельных хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций разных стран, в том числе Российской Федерации, от глобальных процессов, происходящих в мировой экономике. Это приводит к необходимости изучения различных аспектов внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций в рыночных условиях хозяйствования.
Данные методические указания содержат вопросы к тематическим семинарам, задачи, вопросы для самостоятельной работы и задания для мозговой атаки по дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности». Предлагаемые задачи направлены на закрепление лекционного материала, выработку у студентов практических навыков анализа тех ситуаций, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. Задания для самостоятельной работы и мозговой атаки ориентированы на развитие у студентов творческих способностей, умения отстаивать свое мнение и корректно вести научную дискуссию при решении перспективных проблем повышения эффективности функционирования организационно-правовых структур в условиях быстро изменяющейся внешней среды.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Посещение практических занятий является обязательным. Пропущенные практические занятия необходимо отработать. Отработка включает выполнение задания и написание мини-реферата за каждое пропущенное занятие.
Требования к мини-реферату:
1. Объем не менее 10 страниц (включая титульный лист, заключение, список литературы).
2. Наличие не менее 3-х источников литературы, указанных в списке литературы. В качестве источников можно использовать материалы сети «Интернет» с обязательным указанием URL страницы. Литература оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
3. Ссылки по тексту на использованные источники. Ссылки указываются в скобках после заимствованного материала. На каждой странице должна быть, по крайней мере, одна ссылка.
4. В заключении приводится собственное мнение студента по рассматриваемой проблеме (не менее страницы).
5. Страницы реферата нумеруются. Нумерация осуществляется вверху справа или по центру.
6. Титульный лист реферата оформляется в соответствие с правилами.
7. Реферат сшивается в соответствии с правилами, принятыми в вузе.
Реферат защищается. Тема реферата назначается преподавателем
Для допуска к экзамену необходимо написать проверочную работу. Сроки проведения работы и ее содержание определяются преподавателем.
Пример оформления обложки реферата представлен в приложении 6 (с.25).
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ
Организация семинара
Организация проведения семинаров может осуществляться в двух формах:
1. Подготовка рефератов на заданную тему с их последующим обсуждением на занятиях.
2. Разбор контрольных вопросов на заданную тему с привлечением дополнительной литературы по учебному курсу.
Методика проведения семинаров с обсуждением рефератов
Данная форма проведения семинаров предполагает 2 варианта:
1-й вариант – задаются 2-3 темы рефератов, и каждый из студентов пишет реферат по заданной теме;
2-ой вариант – 3-4 студента самостоятельно готовят рефераты по выбранным ими темам.
Для повышения интереса студентов к написанию и обсуждению рефератов необходим такой выбор темы, чтобы она не только отвечала интересам студентов, но и отражала актуальные проблемы современной внешнеэкономической деятельности России. Но даже в этом случае, система рефератов в целом может оказаться неэффективной, поскольку организовать нормальное обсуждение рефератов в группах будет невозможно. Темы рефератов могут также соответствовать приводимым ниже контрольным вопросам.