Способности – это индивидуальные особенности личности, которые являются условиями успешного выполнения




Какой-либо деятельности.

Подходы к исследованию способностей:

• совокупность всевозможных психических процессов и состояний;

• высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности;

 

• способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (отечественная психология)

 

Классификация

• природные

(в основе своей биологически обусловленные)

• специфические

(имеющие общественно-историческое происхождение).

Специфические человеческие способности принято разделять на общие и специальные. К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и свойственные для большинства людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.

• теоретические и практические.

Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям.

• учебные и творческие.

Учебные определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков. Творческие определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальных и духовных культур и др.

Уровни:

Задатки

Способности

Одаренность

Талант

Гениальность

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

На основе задатков могут развиваться разные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Следующий уровень развития способностей человека – талант.

Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получит прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературный и т.д.). Талант проявляется и развивается в деятельности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

 

Практическое задание.

 

· Выберите прилагательные из нижеперечисленного списка, которые описывают темперамент:

- трудолюбивый

- настойчивый

- работоспособный

- находчивый

ü - инертный

- неряшливый

- решительный

ü - подвижный

ü - вспыльчивый

- требовательный

ü - впечатлительный

ü - медлительный

- принципиальный

ü - энергичный

 

 

· Выберите правильный вариант ответа

2.1 Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:

ü а) темперамент.

б) способности.

в) характер.

2.2 Процесс развития индивида от рождения до смерти называется:

а) филогенез.

ü б) онтогенез.

в) эволюция.

2.3 Кто написал первый трактат о душе:

а) Платон.

б) Демокрит.

ü в) Аристотель.

2.4 Какой самый древний метод психологического познания:

ü а) наблюдение.

б) тестирование.

в) анкетирование.

2.5 Психический процесс, обеспечивающий создание новых образов, на основе ранее воспринятых:

а) ощущения.

б) восприятия.

ü в) воображение.

2.6 Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:

а) учебная.

б) трудовая.

ü в) игровая.

 

 

· По представленному ниже описанию человека определите тип его темперамента.

1. Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.(Меланхолик)

2. Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сенситивен, экстраверт. (Сангвиник)

3. Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.(Флегматик)

4. Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.(Холерик)

5. Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстраверт. (Холерик)

6. Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко пере- носит одиночество.(Меланхолик)

7. Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.(Сангвиник)

8. Имеет замедленный темп реакций, ригиден, малоподвижен, интроверт.(Флегматик)

 

· Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

1.Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.(Сангвиник)

2.Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.(Холерик)

3.Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу. (Флегматик)

4.Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.(Меланхолик)

Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?

 

· Опираясь на признаки способности (по Б.М. Теплову), разберитесь в следующих примерах и определите, в каких случаях речь идет о способностях, а в каких – нет.

1. Длина рук у боксера.

2. Стремление быть чем-то постоянно занятым, склонность к труду.

3. Широкая осведомленность в какой-либо области.

ü 4. Наблюдательность, проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с этими предметами или людьми.

ü 5. Человек хорошо удерживает «в уме» много цифр, букв, слов или внешних признаков объектов; может их мысленно по-разному комбинировать.

6. Сила мышц рук.

7. Ученик очень хорошо декламирует стихотворение, отрепетрованное с учителем.

ü 8. Человек быстро запоминает разнообразные внешние признаки предметов (форму, цвет, величину).

ü 9. Человек быстро усваивает новые движения, позы, двигательные действия.

10.Ученик хорошо рассказывает выученный урок.

11.Требовательность.

ü 12.Человек хорошо различает запахи и точно помнит их.

 

 

· Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.(Холерик)

б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.(Меланхолик)

в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.(Флегматик)

г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.(Сангвиник)

д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.(Меланхолик)

е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.(Флегматик)

ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.(Сангвиник)

з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.(Меланхолик)

и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.(Флегматик)

к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.(Холерик)

 

· Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.(Визуальная)

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.(Аудиальная)

г) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.(Кратковременная)

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.(Долговременная)

ж) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.(Двигательная)

 

 

· Перед вами два текста. Один из них является научным. Как вы думаете, какой? Почему вы так считаете?

Текст. 1. «…Итак, свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему, определяющую психическую деятельность. Основные существенные свойства всякой динамической системы – скорость изменения, сила и векторы действующих сил – в своей совокупности определяются затраченной энергией. Поэтому свойства темперамента можно определить как энергетическую характеристику психических свойств. Противоположная группа психических свойств определяет информацию, полученную из внешнего мира. Так как информация о внешнем мире приобретается преимущественно посредством познавательной деятельности, информационная характеристика наиболее отчетливо обнаруживается в индивидуальных особенностях познавательных процессов».

Текст 2. «...Казалось, если специально заняться, то можно подробнее узнать о самом себе. Я не видел здесь особой сложности до того момента, пока Лида Стаховская из соседнего класса однажды, когда мы возвращались вдвоем из кино, сказала мне, что я красивый, что она меня любит. Вечером я долго рассматривал себя в зеркало и пришел к выводу, что она ошибается или, что маловероятно, разыгрывает меня. Но, несмотря на это, я был счастлив. Спустя месяц, когда сам влюбился в нее, я стал с уверенностью думать, что я на самом деле, видимо, несмотря на мой нос картошкой, красив особой мужской красотой... Моя уверенность держалась не только на мнении Лиды. Я помню, когда был маленький, слышал, как мать сказала отцу: «Юрий у нас такой красивый». Моя мать считала меня красивым, а Лида только подтвердила ее уверенность. Этого оказалось достаточно, чтобы Я ЗНАЛ, что я – красивый. До Лиды я не был уверен в этом, так как считал, что собственный ребенок для родителей всегда красив, и мои родители, в частности мама, могли ошибаться...».

 

 

· Ответьте на вопрос: как вы думаете, люди какого типа темперамента более пригодны:

1) для активной рискованной деятельности;(Холерик)

2) для организаторской деятельности;(Сангвиник)

3) для творческой деятельности;(Меланхолик)

4) для планомерной и плодотворной деятельности.(Флегматик)

Почему?

 

 

· Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ(Меланхолик)

· При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.(Холерик)

· Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1.Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психологических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2.Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

ü 3.Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4.Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

5.Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: