МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий национальный университет экономики и торговли
Имени Михаила Туган-Барановского
Кафедра экономической теории
ПРОДАНОВА Л.В., ЛИТВИН В.В.
МАКРОЭКОНОМИКА
Конспект лекций
Для студентов международного факультета подготовки иностранных специалистов
отрасли знаний 0305 „Экономика и предпринимательство”
(на русском языке)
Утверждено на заседании
Кафедры экономической теории
Прот. № 10 от 3 февраля 2011 г.
Рецензенты:
Д.э.н., доцент Горожанкина М.Е.
К.э.н., доцент Дмитриченко Л.А.
Донецк – 2011
Содержание
ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА.. 5
1.1. Предмет макроэкономики. 5
1.2. Метод макроэкономической науки. 11
ТЕМА 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.. 22
2.1. Система национальных счетов: сущность и основные понятия. 22
2.2. Показатели продукта и дохода макроуровня и методы их исчисления. 28
2.3. Показатели динамики ВВП. Индексы цен. 39
ТЕМА 3. ТОВАРНЫЙ РЫНОК.. 45
3.1. Совокупный спрос: сущность, структура, ценовые и неценовые факторы динамики 46
3.2. Совокупное предложение: сущность и факторы динамики. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. 51
3.3. Равновесие товарного рынка. Модель AD – AS. 58
ТЕМА 4. РЫНОК ТРУДА.. 64
4.1. Основные характеристики рынка труда: занятость и безработица. 64
4.2. Рынок труда: спрос, предложение, равновесная "цена" труда. Механизм функционирования рынка труда: классическая и кейнсианская модели. 69
4.3. Последствия безработицы. Закон А. Оукена. 74
ТЕМА 5. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И ИНФЛЯЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ... 78
5.1. Денежный рынок и его равновесие: классический и кейнсианский подходы 78
|
5.2. Инфляция как макроэкономическое явление. Последствия инфляции. 91
5.3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая А. Филлипса. 95
ТЕМА 6. ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СИСТЕМЕ СОВОКУПНЫХ РАСХОДОВ.. 100
6.1. Потребительские расходы и сбережения домохозяйств. Функции потребления и сбережения. 101
6.2. Инвестиционные расходы и инвестиционная функция. 113
ТЕМА 7. СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫИ РАВНОВЕСНЫЙ ВВП.. 127
7.1. Механизм достижения равновесного объема производства. 127
7.2. Мультипликатор расходов. 135
7.3 Равновесный объем производства в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы.. 140
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 144
8.1. Ограниченность рыночного механизма и необходимость государственного вмешательства в экономику. Основные экономические функции государства 144
8.2. Теории макроэкономического регулирования. Экономическая политика государства и ее основные направления. 148
ТЕМА 9. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 154
9.1. Цель, задачи, инструменты и механизм бюджетно-налоговой политики. Мультипликативные эффекты фискальной политики. 154
9.2. Разновидности фискальной политики: анализ влияния на совокупный спрос и совокупное предложениев рамках модели AD-AS. 163
9.3. Фискальная политика и государственный бюджет. Проблемы реализации фискальной политики. 170
ТЕМА 10. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА.. 180
10.1. Сущность, цели, мультипликаторы денежно-кредитной (монетарной) политики 180
|
10.2. Инструменты, разновидности и механизм денежно-кредитной политики 189
10.3. Монетарная политика в модели АD - АS: преимущества и недостатки 197
Литература. 204
ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Программная аннотация
1.1. Предмет макроэкономики.
1.2. Метод макроэкономической науки.
Предмет макроэкономики
В макроэкономической теории различают предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает национальная экономика в целом, т.е. экономика отдельного государства. В реальной национальной экономике существует огромное количество различных субъектов (домохозяйств, предприятий, государственных учреждений, общественных организаций), целью действий и взаимодействий которых является производство, распределение, перераспределение и потребление ресурсов, средств и результатов деятельности. Именно с таких позиций макроэкономика изучает свой объект (национальную экономику), то есть как совокупность экономических связей между многочисленными различными субъектами.
Деятельность экономических субъектов каждой страны происходит в определенных исторических условиях, которые тем или иным образом определяют характер всех стадий объективного процесса воспроизводства (производства, распределения его результатов и т.д.), а также характер взаимоотношений субъектов, их способность согласовывать свои действия. Отношения между субъектами, связи между ними всегда упорядочены, организованы, скоординированы определенным образом. На сегодняшний день известны два способа координации таких взаимоотношений и связей: рыночный (т.е. рыночный механизм) и централизованный (государственное регулирование экономики, т.е. механизм государственного регулирования). По определению экономической теории совокупность экономических субъектов страны, деятельность которых происходит в конкретно-исторических условиях и адекватных им механизмов регулирования экономики, образуют экономическую систему. Итак, объектом макроэкономики является экономическая система. Конкретизация уровня исследования позволяет утверждать, что объектом макроэкономики является экономическая система макроуровня.
|
Для классификации экономических систем макроуровня применяются различные критерии. Если исходить из того, что основными элементами макроэкономической системы выступают экономические отношения, производительные силы, хозяйственный механизм (способ координации деятельности экономических субъектов), то в качестве критериев классификации можно рассматривать: доминирующую форму собственности на средства и результаты производства; технологический способ производства или уровень развития производственных сил; способ управления или механизм координации (регулирования) экономической деятельности.
По одной из распространенных классификаций экономических систем, выделяют традиционную, рыночную, командно-административную, смешанную экономику. Наиболее эффективной и распространенной в современном мире является смешанная экономика. Смешанная экономика, макроэкономическая система смешанного типа сочетает в себе различные формы собственности и два способа координации экономической деятельности (рыночный и государственный). Именно смешанная экономическая система и является сегодня объектом изучения макроэкономики.
Различные формы собственности и механизмы регулирования в смешанной экономической системе могут сочетаться различным образом. В этой связи целесообразно различать и разновидности смешанной экономики. Здесь также применяются различные классификации. Например, по национальному критерию можно говорить о существовании американской, японской, шведской экономики смешанного типа.
В качестве вариантов смешанной экономики, которые довольно часто упоминаются в отечественной экономической литературе, можно назвать:
- консервативный, который предусматривает ограниченное вмешательство государства в макроэкономические процессы с целью создания благоприятных условий для развития частной собственности и рыночных рычагов саморегулирования экономики;
- либеральный, который предусматривает проведение важных институциональных и социальных реформ, достижение рационального взаимодействия частного и государственного секторов экономики, внедрение системы национального планирования, подчинение частного сектора интересам развития общества, постепенную социализацию экономики;
- социал-реформистский, учитывающий необходимость оптимального сочетания децентрализма и централизма, планирования и рынка, индивидуальных и коллективных форм собственности с целью постепенной трансформации общества в более прогрессивное.
Предметом макроэкономики выступает механизм функционирования и развития национальной экономики, экономической системы макроуровня, смешанной экономики.
В макроэкономике существует ряд конкурирующих между собой теорий, которые по-разному объясняют механизм функционирования и развития экономики. Такое положение вещей является отражением разнообразия методологических приемов, в частности и в определении предмета макроэкономики (предмета ее исследования).
Макроэкономика – одна из самых молодых экономических наук. Большинство экономистов считает, что своей зрелости она достигла в 30-е гг. ХХ века, в период мирового экономического кризиса, когда возникла необходимость государственного вмешательства в экономическую практику. В современном виде макроэкономическая наука начала развиваться после выхода в 1936 г. работы Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег".
Многие экономисты признают существование "докейнсианского" периода развития макроэкономики. Приведем лишь некоторые факты, которые свидетельствуют о первых попытках макроэкономического анализа и подтверждают существование указанного периода.
Француз Жан Боден (1530-1596) в 1576 доказал, что рост цен (т.е. инфляция) является результатом изменения соотношения между количеством денег и товаров в экономике. Основатель классической политической экономии в Англии Уильям Петти (1623-1687) первым в мировой практике произвел расчет национального дохода Англии. Одной из первых теоретических концепций, которые лежат в основе современной макроэкономической политики протекционизма, можно считать меркантилизм: ранний, или систему денежного баланса (ХV в. – середина XVI в.), и поздний, или систему торгового баланса (ХVI-ХVII вв.).
Дальнейшее развитие макроэкономический анализ получил в ХVIII в. в трудах французской школы физиократов, в частности ее родоначальника Франсуа Кенэ (1694-1774). Он разработал макроэкономическую модель хозяйственного кругооборота, так называемую экономическую таблицу. Это была первая в истории экономической науки попытка представить анализ воспроизводства общественного продукта и отразить этот процесс схематически. Экономическая таблица Кенэ имела ряд недостатков и противоречий. Главным недостатком таблицы оказалось то, что она не давала объяснений, как в экономике обеспечивается "естественный порядок". То есть, ученый не раскрыл механизма саморегулирования рыночной экономической системы. На этот вопрос нашла ответ классическая политическая экономия, наиболее яркими представителями которой были Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) Согласно классической теории, способность рынка к саморегулированию, достижение так называемого естественного порядка в экономике, обеспечивается с помощью механизма ценообразования.
Особым этапом в развитии макроэкономики следует считать марксизм. Карл Маркс (1818-1883) предложил две модели хозяйственного кругооборота - простого и расширенного воспроизводства; создал теорию экономических кризисов и "формационную теорию". Как известно, в то время макроэкономические идеи Маркса не получили должного мирового признания.
После мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. стало ясно: основной постулат классической теории о том, что рынок способен быстро и эффективно решать экономические проблемы не подтвердился. Возникла необходимость в новой макроэкономической теории. Ее основателем стал английский экономист Джон Мейнард Кейнс, а его теория получила название кейнсианской. Кейнс впервые выдвинул идею о том, что рыночное равновесие – это еще не благо для экономики. Он доказал, что в ней (рыночной экономике) возможно "равновесие при неполной занятости" и что для устранения такой ситуации необходимо государственное вмешательство в экономику. К основным рычагам такого вмешательства Кейнс относил бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а объектом воздействия считал совокупный спрос. Эта теория доминировала в течение нескольких десятилетий.
В период очередного экономического кризиса 70 годов ХХ в. оказалось, что государственное вмешательство в экономику не всегда дает ожидаемый положительный результат. Долговременное стимулирование совокупного спроса порождает инфляцию. Впервые в мировой практике возник такой феномен, как стагфляция, то есть когда одновременно имеют место спад производства и рост цен. Это обстоятельство существенно повлияло на авторитет кейнсианской теории. На этом фоне, как реакция на недостатки кейнсианства, интенсивно начало развиваться направление экономической теории, которое впоследствии получило название "неоклассическая теория". В сегодняшних условиях это направление неоднородно и его составляющими считаются монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория экономики предложения.
Сегодня наряду с концепциями и теориями представителей кейнсианского направления (его многочисленных течений и школ, прежде всего посткейнсианства и неокейнсианства) составляющими теоретической базы современной макроэкономики выступают учения неоклассиков и неолиберального направления, институционализма и неоинституционализма и др.
Современная макроэкономика не имеет единой доминирующей теории. Она опирается на целый ряд теорий, которые взаимодополняют друг друга и дают практикам возможность выбора, то есть самим определять эффективность каждой теории в зависимости от субъективных представлений, а также с учетом конкретно-исторических условий, целей и приоритетов национальной государственной экономической политики.
Каждая наука призвана выполнять определенные функции. Макроэкономика, как и любая другая наука, выполняет познавательную и образовательную функции: исследует экономические явления и процессы, причинно-следственные связи в экономике, экономической системе макроуровня, смешанной экономике. Следующая функция, которую призвана выполнять наука, в том числе и макроэкономика, – практическая. Эта функция тесно связана с предыдущими. Изучение макроэкономической системы выявляет закономерности ее функционирования и развития, а также недостатки и проблемы. Макроэкономика призвана давать рекомендации относительно путей совершенствования макросистемы и решения макроэкономических проблем.
Для обозначения функций макроэкономической науки, в литературе применяются и другие термины. Так, макроэкономику, которая выполняет познавательную функцию, называют позитивной или макроэкономическим анализом, а ту, которая выполняет прикладную – нормативной или макроэкономическим регулированием. Считается, что позитивная макроэкономика исследует состояние экономики, а нормативная определяет желательные для нее перспективы и пути их реализации, прежде всего за счет государственного регулирования. Следовательно, понятия "макроэкономическое регулирование" и "государственное регулирование экономики", "макроэкономическая политика" и "государственная экономическая политика" могут использоваться в качестве синонимов.
В макроэкономической политике государства находят свое отражение основные проблемы макроэкономической науки, которые встают перед ней на современном этапе развития общества:
- увеличение объемов национального производства, экономический рост, развитие национальной экономики;
- стабильность цен, контроль над инфляционными процессами;
- полная или эффективная занятость ресурсов, в частности снижение уровня безработицы;
- обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности страны, в том числе положительного сальдо торгового и платежного балансов.
Достижение перечисленных целей и задач осуществляется с помощью определенных методов, инструментов, рычагов макроэкономического регулирования, т.е. государственной экономической политики.