КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология личности»
Выполнила: Цайдер Е.С.
группа УПЗ-201
Проверил: Никифорова Е.А.
Челябинск-2013
Психоанализ как метод психотерапии
Психоанализ — это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.
Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.
Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.
Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря катартическому методу Йозефа Бройера (Брейера), который в своей работе использовал гипноз.
Фрейд являлся соавтором катартического метода и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался. Тот ден когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза - можно считать днем рождения психоанализа. Психоанализ всегда проводится в бодрствующем состоянии пациента (клиента). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активность пациента: в этом выражается равноправие взаимоотношений между психоаналитиком и пациентом.
Психоанализ относится к разговорным видам психотерапий. Но основное отличие психоанализа от других видов психотерапий, которые проводятся в виде беседы, заключается в том, что психоанализ направлен на понимание и исследование: понимание психоаналитиком пациента и понимание пациентом самого себя (это основная задача психоанализа). Психоанализ определяется как психоанализ не своей техникой или формой поведения, а его основной задачей является самопознание через расширение сознания.
|
Как проводится психоанализ?
Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений - потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика - а психоаналитик никому ничего не расскажет. Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ - а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить ВСЕ, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике. Психоанализ - это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведет прием, ведь реально он не существует).
Психоаналитик вас внимательно слушает. Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан. Поэтому говорить сначала может быть сложно.
Как помогает психоанализ?
Когда пациент удостоверяется в том, что в кабинете психоаналитика он может, говорить все, что приходит в голову - он, как бы, возвращается в детское состояние, в те времена, когда он еще мог быть искренним, в том числе и искренним перед собой.
|
Психика младенца еще не имеет сознания - она целиком бессознательна (как у животного). Сознание ребенка формируется постепенно в его развитии, создавая островок сознания в море бессознательного.
Сознание порождает разум и осознанные страдания. Но не дает понимания причин этих страданий, потому что они стали бессознательны или никогда не осознавались.
На кушетке психоаналитика, приняв безопасность кабинета аналитика и безвредность самого аналитика, где не угрожает повторение травм, пациент частично возвращается в то детское состояние, сохраняя одновременно свое сознание и свой взрослый опыт. Он говорит не контролируя себя, одновременно осознавая что говорит. Эта двойственность, дающая уникальную возможность возвращения в детство и анализ бессознательного в бодрствующем состоянии - основное открытие психоанализа, единственная возможность анализа бессознательного и изживания (избавления) детских травматических переживаний. В процессе слушания у психоаналитика возникают гипотезы, основанные на психоаналитическом видении ситуации пациента в связи с его детством. Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего эти гипотезы уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная - чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.
В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения (это и есть основная задача психоанализа).
|
В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать что происходит и почему это происходит, пациенту становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить на вопрос: Что делать?
Фрейд называл психоанализ лечением правдой. Психоанализ - это метод откровений, не только со стороны психоаналитика, но и со стороны пациента. Психоанализ - это метод открытий в себе. Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.
Разучившись говорить правду, человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения - потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика. Но пациент получает нечто больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика, который делится с ним также своим опытом и навыками.
Так пациент приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы, делая самостоятельные открытия в своем бессознательном, и самостоятельно отвечать на вопросы: Что происходит?
Почему это происходит? И Что делать?
Литература
1. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
2. Фрейд З. О психоанализе.
3. Фрейд З. Очерк истории психоанализа.