- знать роль серина и глицина в образовании производных фолата для синтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов и регенерации метионина; значение метионина (МЕТ) как донора СН3-группы в реакциях трансметилирования; особенности обмена фенилаланина (ФЕН), тирозина (ТИР).
- уметь использовать знания об обмене некоторых аминокислот (CЕР, ГЛИ, МЕТ, ФЕН, ТИР) для понимания специфических функций в организме человека; Объяснять причины возникновения наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена отдельных аминокислот (фенилкетонурия, алкаптонурия и др.); интерпретировать результаты определения креатинина в моче для оценки функционального состояния почек и мышц; объяснять молекулярные основы лечения заболеваний, сопровождающихся нарушением обмена катехоламинов (болезнь Паркинсона).
- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): алкаптонурия, альбинизм, аминоацидурия, гипераминоацидемия, гистидинемия, гистидинурия, гомоцистиинурия, оксипролинурия, охроноз, тирозинемия, тирозинурия, цистинурия, фенилкетонурия.
Контрольные вопросы:
1. Обмен отдельных аминокислот. Распад глицина и метаболизм одноуглеродных групп.
2. Обмен серина и треонина.
3. S-аденозилметионин, реакции метилирования.
4. Обмен фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм.
5. Обмен триптофана.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Обмен отдельных аминокислот. Распад глицина и метаболизм одноуглеродных групп. Обмен серина и треонина. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме |
S-аденозилметионин, реакции метилирования. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. Решение задач 5. написание докладов, рефератов (эссе). |
Обмен фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм. Обмен триптофана. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. заполнить таблицу «Наследственные нарушения обмена аминокислот» 3. Работа с тестами для самопроверки. 4. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 5. написание докладов, рефератов. |
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
|
1. Наследственное нарушение обмена фенилаланина известно как
а) цистинурия б) альбинизм
в) фенилкетонурия г) алкаптонурия
2. Гиповитаминоз, связанный с недостаточностью фолиевой кислоты, проявляется как
а) пеллагра б) мегалобластическая анемия
в) полиневрит г) гипохромная анемия
3. Синтез фолиевой кислоты в бактериальной клетке подавляют
|
а) аллопуринол б) аспирин
в) ингибиторы МАО г) сульфаниламидные препараты
4. Альбинизм обусловлен нарушением обмена
а) фенилаланина б) лизина
в) метионина г) тирозина
5. Реакции трансметилирования осуществляются при участии аминокислоты
а) валина б) лизина
в) метионина г) изолейцина
6. Реакции трансметилирования осуществляются при участии кофермента,
содержащего витамин
а) пиридоксин б) фолиевая кислота
в) никотинамид г) тиамин
7. Какие аминокислоты необходимы для синтеза креатина?
а) вал, гис, ала б) лиз, арг, мет
в) мет, гли, арг г) гли, ала, сер
8. Выберите аминокислоту, необходимую для синтеза фосфатидилхолина, карнитина, ацетилхолина, адреналина в организме
а) гистидин б) метионин в) аргинин г) серин д) триптофан
9. Дефект, какого фермента становится причиной алкаптонурии?
а) фенилаланин-4-монооксигеназ б) оксидаза гомогентизиновой кислоты
в) декарбоксилаза ароматических аминокислот г) фенилаланинтрансаминаза
10. В качестве промежуточного переносчика СН3-группы в реакциях регенерации метионина принимает участие витамин
а) Д3 б) В2 в) В6 г) В12
Заполнить таблицу: «Наследственные нарушения обмена аминокислот»
Патология | Дефектный фермент | Основные проявления |
Альбинизм | ||
Алкаптонурия | ||
Гомоцистинурия | ||
Гистидинемия | ||
Гистидинурия | ||
Тирозинемия | ||
Фенилкетонурия |
Решить задачи:
Задача 1. В гастроэнтерологической отделение больницы поступил больной с резко выраженными болями в области желудка. Проведенный анализ желудочного сока показал очень низкую кислотность и наличие молочной кислоты. Введение гистамина не сопровождалось усилением секреции. О каком заболевании следует думать? Как и почему изменится при этом переваривание белков в ЖКТ?
|
Задача № 2. Сделайте предположение о причинах повторяющейся рвоты, припадков с потерей сознания у ребенка в возрасте до 1 года, если в крови у него обнаружена высокая концентрация цитруллина. Почему состояние улучшается при назначении бедной белком диеты?
Задача № 3. Творог содержит все незаменимые аминокислоты и особенно богат метионином. Почему при ожирении печени больным рекомендуют употреблять в пищу много творога?
Рекомендуемые темы для выполнения СРС повышенной сложности (доклады, рефераты, презентации)
1. Наследственные заболевания обмена аминокислот
2. Изменение азотистого обмена в процессе старения
3. Белковая недостаточность: причины, следствия
4. Применение аминокислот в метаболической терапии
5. Нормативы потребления белков. Критерии качества пищевого белка
6. Механизмы внутриклеточного протеолиза. Строение и функции убиквитина
7. Обмен и функции аргинина в организме человека
Для подготовки докладов, рефератов студентами обязательно использовать монографии, журнальные статьи, в том числе, иностранные источники, а также Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.). Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических справочников, электронной библиотеки.
Литература:
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.
3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.
4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.
6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.
7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.
доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.
8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с
10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.
11. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005.–480 с.