Инструменты, разновидности и механизм денежно-кредитной политики




Для достижения целей монетарной политики центральный банк применяет меры, связанные с использованием определенных инструментов: прямое регулирование ставок процента (депозитных, кредитных), лимиты кредитования, операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормативов обязательного резервирования. Перечисленные мерыпринято считать инструментами (рычагами) денежно-кредитной политики.

Нормативы обязательного резервирования это минимальные нормы депозитов коммерческих банков, которые они обязаны хранить на беспроцентных счетах центрального банка. Нормативное регулирование обязательных резервов имеет двойное значение: С одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой – это инструмент, с помощью которого центральный банк влияет на способность коммерческих банков увеличивать предложение денег, т.е. создавать деньги. На способность коммерческих банков создавать деньги изменение нормативов обязательного резервирования влияет двумя способами. Первый – влияя на величину избыточных резервов в составе общих банковских резервов. Чем ниже норматив обязательного резервирования, тем больше избыточные резервы, а следовательно, больше кредитов может предоставить банковская система, что увеличивает величину новых депозитов. Второй – изменяя уровень денежного мультипликатора, который находится в обратной зависимости от нормативов обязательного резервирования. Нормативы обязательного резервирования могут быть установлены, как уже отмечалось, едиными для всех банков и депозитов или дифференцированными по отдельным группам банков и видам депозитов. Как правило, для крупных банков и для долгосрочных депозитов применяются более высокие нормативы обязательного резервирования. Изменение нормативов обязательного резервирования мощно влияет на предложение денег. Однако применение этого инструмента вызывает определенные трудности в работе коммерческих банков и уменьшает их доходность. По этой причине нормативы обязательного резервирования, как правило, не используются для решения текущих проблем денежного рынка, а являются инструментом достижения долгосрочных целей монетарной политики.

Учетная ставка – это процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Кредиты центрального банка предоставляются коммерческим банкам для рефинансирования их деятельности. Поэтому ставки процента, по которым они предоставляются, также называются ставками рефинансирования. Учетная ставка играет среди них ведущую роль. Так, согласно действующему законодательству Украины учетная ставка является самой низкой среди ставок рефинансирования и одновременно служит ориентиром для всей системы процентных ставок. Кроме учетной ставки к ставкам рефинансирования принадлежат такие ставки: по кредитным аукционам, по ломбардным кредитам (овернайт), по операциям репо и т.д. С понижением учетной ставки снижаются другие ставки рефинансирования, растет спрос коммерческих банков на кредиты центрального банка, что увеличивает резервы банковской системы и объемы кредитования экономики и в конечном итоге – предложение денег. Повышение учетной ставки вызывает противоположные последствия. Для определения уровня учетной ставки учитываются различные факторы, важнейшими среди которых являются уровень инфляции и темпы прироста ВВП. Мировая практика свидетельствует, что в случае повышения уровня инфляции на 1%, учетная ставка увеличивается на 1,5%, а в случае снижения темпов прироста ВВП на 1% - уменьшается на 0,5%. При этом, независимо от уровня инфляции, учетная ставка должна поддерживаться на положительном реальном уровне: она должна быть на несколько пунктов выше инфляции.

Операции на открытом рынке – это покупка-продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. В Украине рынок ценных бумаг начал функционировать с 1995 г. в виде облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Эмитентом государственных облигаций является Министерство финансов Украины, а его генеральным агентом по обслуживанию, размещению государственных облигаций и проведению соответствующих платежей – Национальный банк Украины. Помимо операций с облигациями внутреннего государственного займа, которые являются казначейскими обязательствами, Национальный банк Украины может осуществлять куплю-продажу собственных ценных бумаг в виде депозитных сертификатов, а также облигаций внешнего государственного займа и других долговых обязательств. Покупателями ценных бумаг являются отечественные коммерческие банки, юридические и физические лица, а также нерезиденты. Операции на открытом рынке проводятся с целью регулирования предложения денег. Покупая или продавая ценные бумаги, центральный банк получает возможность влиять на резервы коммерческих банков как компонент денежной базы и таким образом, с учетом денежного мультипликатора, регулировать предложение денег в экономике. Например, если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков на 1000 грн, то последние увеличивают свои резервы на эту сумму. Если, наоборот, центральный банк продает коммерческим банкам ценные бумаги на 1000 грн, он уменьшает их резервы на эту сумму. В обоих случаях денежная база увеличивается на величину чистой покупки ценных бумаг, а предложение денег изменяется с учетом денежного мультипликатора. Различают два типа операций на открытом рынке – динамические и защитные. Динамические операции применяются с целью целенаправленного изменения величины банковских резервов и предложения денег. Защитные операции призваны нейтрализовать действие факторов, которые могут вызвать нежелательные изменения в банковских резервах и предложении денег.

В зависимости от того, как используются инструменты денежно-кредитной политики, а также от того, каким образом политика влияет на деловую активность в стране (стимулирует или сдерживает ее) различают следующие ее разновидности: монетарную экспансию или стимулирующую денежно-кредитную политику или политику "дешевых денег"; монетарную рестрикцию или сдерживающую денежно-кредитную политику или политику "дорогих денег".

В условиях сокращения производства и роста безработицы центральные банки пытаются оживить экономическую конъюнктуру на основе ускорения денежной эмиссии, снижения процентной ставки и стимулирования инвестиций. И, наоборот, в условиях инфляционного роста центральные банки пытаются противодействовать чрезмерной экономической конъюнктуре на основе торможения темпов денежной эмиссии, повышения процентной ставки и сдерживания инвестиционной активности.

Мероприятия в сфере денежного обращения могут обеспечивать экономику деньгами на неизменных условиях или на условиях стимулирования или сдерживания деловой активности. Неизменные условия предусматривают, что предложение денег меняется на сбалансированной основе, то есть в соответствии с изменениями спроса на деньги. Но, как правило, в монетарную политику вносятся некоторые изменения, призванные стимулировать экономику в период рецессии и сдерживать ее в период перегрева. Такая стабилизационная роль монетарной политики реализуется благодаря несбалансированному изменению предложения денег, вследствие чего на коротких промежутках времени на денежном рынке возникает неравновесие. Это изменяет процентную ставку и другие рыночные инструменты в соответствующем направлении, которые в свою очередь вызывают целенаправленные изменения в совокупном спросе и ВВП.

Способность изменений в предложении денег влиять на деловую активность реализуется не непосредственно, а через соответствующий передаточный механизм монетарной политики. Стартовым звеном этого механизма является изменение предложения денег, промежуточным звеном – изменения в рыночных инструментах, а конечным – изменения в совокупном спросе и ВВП. Передаточный механизм монетарной политики – это цепь экономических событий, благодаря которым центральный банк, изменяя предложение денег, целенаправленно влияет на деловую активность.

Макроэкономисты едины в том, что центральный банк обладает набором инструментов, необходимых для осуществления эффективного управления денежным предложением. Но между ними существуют значительные разногласия относительно передаточного механизма, на основе которого центральный банк, изменяя предложение денег, влияет на деловую активность. Все эти разногласия поляризуются вокруг кейнсианского и монетаристского подходов.

Сущность кейнсианского подхода к монетарному передаточному механизму следует из базового кейнсианского уравнения:

 

Y = AD = C + I + G + XN (10.12)

 

Согласно этому уравнению, в условиях экономического равновесия совокупное предложение, которое определяется реальным объемом производства (Y), равняется совокупному спросу (АD), который состоит из четырех компонентов: спрос домашних хозяйств (С), инвестиционный спрос (I), правительственный спрос (G) и чистый спрос иностранцев (Xn). На основании уравнения (10.12) сторонники кейнсианской теории, обосновывая передаточный механизм денежно-кредитной политики, пытаются объяснить, как предложение денег влияет на соответствующий компонент совокупного спроса и в итоге – на реальный объем производства. Традиционную кейнсианскую модель передаточного механизма можно представить следующим образом:

Изменение предложения денег → изменение ставки процента → изменение самой изменчивой составляющей совокупных расходов – инвестиционных расходов → изменение объемов производства, уровня цен и занятости

Особенность кейнсианской модели механизма денежно-кредитной политики заключается в том, что ее цепь содержит звено "процентная ставка - инвестиции". Согласно инвестиционной функции, снижение процентной ставки вызывает увеличение совокупного спроса за счет инвестиций, что в итоге вызывает рост реального ВВП. Следует добавить, что передаточный механизм и последствия денежно-кредитной политики кейнсианцы рассматривают лишь в краткосрочном периоде. Обосновывая модель передаточного механизма политики, Кейнс придерживался мнения, что эта политика не оказывает существенного влияния на деловую активность.

Аргументы кейнсианцев относительно неэффективности монетарной политики можно представить следующим образом. Во-первых, кейнсианцы ссылались на слабую связь между номинальной процентной ставкой и инвестициями. Отсюда следует, что стимулирующая монетарная политика не способна влиять на деловую активность. Но монетаристы отрицали такой вывод, поскольку по их мнению инвестиции являются функцией реальной процентной ставки. Другими словами, слабая связь между номинальной процентной ставкой и инвестициями не исключает наличие существенной связи между реальной процентной ставкой и инвестициями. Во-вторых, кейнсианцы считали, что предложение денег влияет на совокупный спрос лишь через звено "процентная ставка - инвестиции". По мнению монетаристов, это звено является лишь одним из многих звеньев, через которые монетарная политика, меняя предложение денег, способна влиять на совокупный спрос и ВВП. Отстаивая эту мысль, они утверждают, что политика способна оказывать существенное влияние на совокупный спрос, даже если влияние процентной ставки на инвестиции в отдельных ситуациях может быть слабым.

В основе монетаристского подхода к определению передаточного механизма монетарной политики лежит известное уравнение количественной теории денег:

МV = РY (10.13)

 

Согласно современной количественной теории денег Фридмана скорость обращения денег (V) является стабильной величиной. При этом под стабильностью скорости обращения денег монетаристы понимают ее способность меняться определенным образом и ее независимость от изменения предложения денег. Но чтобы понять, как передаточный монетарный механизм воспроизводит количественное уравнение, обратимся к такому примеру.

Предположим, что предложение денег (М) составляет 50 млрд. грн., а скорость (V) равна 4. В этих условиях левая часть уравнения (10.13) покажет, что совокупные расходы, которые являются денежным выражением совокупного спроса, равняются 200 млрд. грн., а правая часть является ценой всей совокупности товаров и услуг, т.е. номинальным ВВП. Если предложение денег увеличить вдвое, то при стабильной скорости обращения денег совокупные расходы и номинальный ВВП удвоятся и составят 400 млрд. грн. На этом основании сторонники количественной теории денег делают вывод, что предложение денег является главным фактором изменения совокупных расходов (совокупного спроса) и номинального ВВП.

Отсюда следует монетаристская модель денежно-кредитного передаточного механизма:

 

Изменение предложения денег → изменение совокупных расходов → изменение объемов производства, уровня цен и занятости

 

Монетаристская модель передаточного механизма исходит из того, что увеличение предложения денег непосредственно определяет рост совокупного спроса и совокупных расходов. Поскольку между увеличением предложения денег и ростом совокупного спроса нет опосредованного звена, то это означает, что деньги являются первопричиной (источником) совокупного спроса. Такую зависимость между приростом предложения денег и ростом совокупного спроса монетаристы подтверждают наличием между этими переменными высокой корреляции. Но в действительности не деньги, а доход, образованный экономикой, является источником совокупного спроса и совокупных расходов. Деньги являются лишь только средством их (спроса и расходов) реализации.

Что касается передаточного механизма монетарной политики, то он отражает влияние предложения денег на совокупный спрос через влияние на деловую активность. Это предполагает не прямую связь между изменением предложения денег и изменением совокупного спроса, а опосредованное – через изменения в рыночных инструментах. При этом влияние рыночных инструментов на совокупный спрос и номинальный ВВП зависит не от общего прироста предложения денег, а от его несбалансированного прироста, а также от чувствительности изменения рыночных инструментов к этому приросту и чувствительности отдельных компонентов совокупного спроса к изменениям рыночных инструментов.

Независимо от того, какими доказательствами сопровождается монетаристская модель передаточного механизма денежно-кредитной политики, она не показывает рыночные инструменты, с помощью которых увеличение предложения денег имеет возможность влиять на деловую активность. Это означает, что механизм, который трансформирует прирост предложения денег в прирост совокупного спроса, монетаристы превращают в своеобразную тайну (ее экономисты назвали "черным ящиком"). Поэтому становится понятной рекомендация Фридмана "строить монетарную политику на основе монетарного правила". Если опираться на это правило, то центральному банку не нужно знать механизм влияния денег на деловую активность, главное стабильными темпами печатать деньги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: