- знать строение и функции ДНК и разных видов РНК; механизмы репликации и репарации ДНК; синтез и посттранскрипционные модификации разных видов РНК.
- уметь использовать знания о биосинтезе ДНК и РНК для понимания процессов роста и деления клеток; интерпретировать данные о процессе репарации ДНК как об основе устойчивости генетического материала к повреждающим воздействиям; связывать причины развития онкологических заболеваний и старение организма со снижением эффективности репарации ошибок и повреждений в ДНК; оценивать связь механизма обратной транскрипции с возможностью размножения ретровирусов в клетке.
- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): элонгация, транскрипция, обратная транскрипция, процессинг, сплайсинг, трансляция, репликация, репарация.
Контрольные вопросы:
1. Матричные биосинтезы. Репликация. Строение репликативной вилки. ДНК-полимераза. ДНК-лигаза. Фрагменты Оказаки.
2. Деградация и репарация ДНК.
3. Транскрипция. Промоторы, терминаторы. ДНК-зависимая РНК-полимераза.
4. Процессинг РНК. Малые ядерные РНК, их биологическая роль. т-РНК, строение и функции.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Матричные биосинтезы. Репликация. Строение репликативной вилки. ДНК-полимераза. ДНК-лигаза. Фрагменты Оказаки. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме 4. Заполните таблицу «Характеристика процессов матричных биосинтезов» – для формирования умений: 5.написание докладов, рефератов |
Деградация и репарация ДНК. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. Написание докладов, рефератов. |
Транскрипция. Промоторы, терминаторы. ДНК-зависимая РНК-полимераза. Процессинг РНК. Малые ядерные РНК, их биологическая роль. т-РНК, строение и функции. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами и для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4.написание докладов, рефератов. |
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
|
1. Перенос генетической информации ДНК → ДНК называется:
а) элонгация б) транскрипция
в) трансляция г) репликация
2. Поток информации в клетке от генотип к фенотипу (РНК→белок) называется:
а) элонгация б) транскрипция
в) сплайсинг г) трансляция
3. Установить соответствие:
Особенности протекания Процесс
1) матрицей является одна из нитей ДНК а) репликация
2) матрицей являются обе нити ДНК б) репарация
3) субстраты - дезоксирибонуклеозидтрифосфаты в) транскрипция
|
4) субстраты - рибонуклеозидтрифосфаты
4. «Расплетающим» молекулу ДНК ферментом является
а) ДНК-полимераза б) ДНК-лигаза
в) ДНК-хеликаза г) ДНК-гликозидаза
5. Посттранскрипционные изменения всех видов РНК называются:
а) процессинг б) фолдинг
в) сплайсинг г) трансляция
6. Фермент РНК-зависимая ДНК-полимераза регулирует процесс:
а) репликации ДНК б) репарации ДНК
в) обратной транскрипции г) транскрипции
7. К ферментам системы репарации ДНК относят все, кроме:
а) эндонуклеаза б) ДНК-лигаза
в) экзонуклеаза г) ДНК-зависимая РНК-полимераза
8. Сшивку фрагментов ОКАЗАКИ осуществляет фермент:
а) ДНК-полимераза б) ДНК-лигаза
в) ДНК-аза г) ДНК-гликозидаза
9. Установите соответствие между названием этапа процессинга и химической модификацией м-РНК
а) кэпирование 1) присоединение поли-АМФ
б) полиаденирование 2) удаление поли- АМФ
в) сплайсинг 3) удаление интронов, сшивание экзонов
4) присоединение 7-СН3-ГМФ
10. Установите соответствие:
Ингибитор транскрипции Механизм действия
а) актиномицин Д 1) включается в м-РНК вместо азотистого основания
б) митомицин С 2) ингибирует РНК-полимеразу
в) α-аманитин 3) ингибирует синтез ДНК
г) 5-фторурацил 4) внедряется между основаниями ДНК
Заполните таблицу «Характеристика процессов матричных биосинтезов»
Репликация | Репарация | Транскрипция | Обратная транскрипция | Трансляция | |
Локализация процесса | |||||
Матрица | |||||
Субстраты | |||||
Источники энергии | |||||
Ферменты | |||||
Продукт синтеза |
Литература:
|
а) обязательная
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.
3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.
4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.
6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.
7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.
доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.
8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с
10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.
11. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005.–480 с.
б) дополнительная
1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.
3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.
4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.
5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).
Практическое занятие № 31
Тема: « Белоксинтезирующая система. Фолдинг. Ингибиторы матричных биосинтезов. Регуляция экспрессии генов. Молекулярные мутации и рекомбинации»
Мотивация: Уметь применять знания о строении и функционировании нуклеиновых кислот и биосинтезе белка для объяснения механизмов онтогенеза, клеточной дифференцировки, патогенеза вирусных заболеваний, злокачественного роста, наследственных болезней и заболеваний с наследственной предрасположенностью.
Общая цель: Полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК- 3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.