Партия № 118. Скандинавская защита (B 01)
О. Дурас - Р. Шпильман
(Вена, 1907г.)
Этот дебют известен достаточно давно, однако в серьёзную практику ведущих шахматистов вошёл только в начале-середине 20 века. Первым автором исследования скандинавской защиты был Жак Мизес – английский гроссмейстер. Его книга вышла в 1918 году. Чёрные уже с первых ходов намерены перехватить инициативу в этом дебюте. Обычно чёрные выводят ферзя и теряют несколько темпов, или вынуждены уступить центральные поля. Однако задачи белых не так просты. Чёрные не создают себе пешечных слабостей и их позиция достаточно прочна.
2.e4:d5
| Фd8:d5
| 3.Kb1-c3
| Фd5-a5
| 4.d2-d4
| Kg8-f6
| Этот ход считается сильнейшим для чёрных.
5.Kg1-f3
5.0-0
| Cc8-g4
| 6.Cf1-e2
| …
| Современная теория считает лучшим продолжением для белых 6.h3! C:f3 7.Ф:f3 c6 8.Ce2 e6 9.0-0 Kbd7 10.Cf4 Ce7 11.a3 0-0 12.Лfd1 с инициативой.
6. …
| Kb8-c6
| 7.Cc1-e3
| 0-0-0
| 8.Kf3-d2
| Cg4:e2
| 9.Фd1:e2
| Фa5-f5
| 10.Kd2-b3
| e7-e6
| 11.a2-a3
| Cf8-d6
| 12.0-0-0
| Kf6-d5
| Шпильман предложил размен коней, чтобы снять напряжение в центре.
13.Kc3-a4
| e6-e5
| 14.d4:e5
| Cd6:e5?!
| Более точным для чёрных было продолжение 14…Ф:e5 15.Лhe1 Лhe8 16.Фb5 K:e3 17.Kbc5 C:c5 18.Л:d8+ K:d8 19.K:c5 c6
24.Ф:c6 C:b2+ 25.Kpc2 Ce5 26.f4 Фe6 27.Фb7+ Kpf8 28.f:e5, оставаясь с лишней фигурой.
21. …
| Kc6-b4!
| 22.g4-g5!
| …
| Сильный промежуточный ход, обеспечивающий ферзю возможность атаковать короля с поля g4.
22. …
| Фf6-e5
| 23.Kb3:a5?!
| …
| Неточность! После 23.Фg4+ Kpb8 24.Фf3 C:b2+ 25.Kpb1 K4d5 26.Kd7+ K:d7 27.Л:d5 Фe4+ 28.Ф:e4 Л:e4 29.Л:d7 белые выигрывают.
Пассивный ход. Оставляло шансы чёрным спасти партию продолжение 23…K6d5!? 24.Фg4+ Лe6 25.K:e6 C:b2+ 26.Kpd2 f:e6 27.Kc4 K:e3 28.K:e5 K:g4 29.K:g4 Cd4 с тяжёлым окончанием.
24.b2:c3
| Фe5:c3+
| 25.Kpc1-b1
| Фc3:c5
|

| | 20.Фa5 Фf5 21.Kd3 Фh6 22.f:e3 Л:e3 с хорошей игрой.

Грозит 16.K:b7 Kp:b7 17.Фb5+ Kb6 18.Kc5+ и 19…Ф:c6.
15. …
| Kd5-b6
| 16.a3-a4
| a7-a5
| 17.g2-g4
| Фf5-f6
| 18.c2-c3
| Лh8-e8?
| Чёрные видели угрозу взятия на b7 и заготовили ответный контрудар.
19.Kc5:b7
| Лd8:d1+
| 20.Лh1:d1
| Ce5:c3
| В этой жертве заключался замысел Шпильмана. Если 21.b:c3, то 21…Ф:c3+ 22.Фc2 Ф:c2+ 23.Kp:c2 Kp:b7 и чёрные остаются с лишней пешкой.

Белые могли эффектно выиграть после 21.Kd6+!! c:d6 22.Фa6+ Kpd8 23.Ф:b6+ Kpe7
Этот ход опровергает замысел чёрных. Если 26…Kp:d8, то 27.Kb7+. Если 26…Л:d8, то решает 27.C:c5 и чёрные остаются без ферзя. |
Чёрные сдались.
Если бы Шпильман знал, какой его ждёт финал, то он бы сыграл осторожнее 18…Cd6! Например: 19.Ke4 Фe6 20.K:d6+ Л:d6 21.Л:d6 c:d6 с равной игрой.
Олдржих Дурас был одним из сильнейших шахматистов мира в начале 20 века. Период активных выступлений Дураса продолжался 11 лет (1903-1914). Впечатляют его турнирные успехи: Хилверсюм (1903) – 2-е, чемпионат Чешской шахматной федерации (1905, 1907. 1909) – 1-е, Бармен (1905) – 1-2-е, Нюрнберг (1906) – 2-е, Вена (1907) – 2-е, Вена (1908) – 1-3-е, Прага (1908) – 1-2-е. Петербург (1909) – 3-4-е, Гамбург (1910) – 2-е, Аббация (1912) – 2-е, Будапешт (1912) – 3-4-е, Бреслау (1912) – 1-2-е, Нью-Йорк (1913) – 2-е. Дурас является также основоположником чешской этюдной и задачной школы. Всего он составил около 50 этюдов. В 1950 году ему было присвоено звание гроссмейстера.
«Я считаю каждого своего противника мастером до тех пор, пока он мне не докажет обратного».
(Василий Панов).
|
Партия № 119. Голландская защита (A 83)
Ф. Маршалл - Р. Шпильман
(Дюсельдорф, 1908г.)
Чёрные недвусмысленно дают понять, что не против вскыть линию «f» и организовать атаку. Ещё одна цель – пункт e4, одно из ключевых центральных полей. Взоры белых в голландской защите чаще всего устремлены в центр и на ферзевый фланг. Программным является вскрытие игры в центре ходом e4, часто при поддержке фианкеттированного слона g2.
Смелая и корректная жертва пешки, введённая в практику знаменитым английским чемпионом позапрошлого столетия, Говардом Стаунтоном. Поэтому голландская защита иногда применяется при следующем порядке ходов: 1.d4 e6 2.c4 (2.Kf3) f5, что не даёт белым возможности играть гамбит. Но тогда чёрные должны быть готовы к переходу во французскую защиту после 2.e4.
Этот ход практически обязателен для чёрных. Если чёрные не побьют – белые легко и с комфортом делают то, что заметно упрощает им игру. Например, продолжение 2…d6 3.e:f5 C:f5 4.Cd3 ведёт к ослаблению позиции чёрных без какой-либо компенсации.
Белые ходом Kc3 сразу же атакуют лишнюю пешку чёрных. Чёрные, в свою очередь, простым развивающимся ходом Kf6 готовят рокировку, затрудняют белым отыгрыш пешки и предупреждают возможные будущие угрозы, связанные с ходом Фh5.
После продолжения 4…g6 5.C:f6 e:f6 6.K:e4 Cg7 белые отыгрывают пешку, но чёрные избегают моментальных атак белых,

Конечно, нельзя играть 13…e:f5? из-за 14.C:f5+ Kpe8 15.C:c8 Л:c8 16.Л:f6 g:f6 17.C:f6 Фd7 18.C:e7 Фe6 19.Фh5+ Kp:e7 20.Фg5+ Kpf7 21.Л:e6 Kp:e6 22.Фg4 Kpe7 23.Фg7+ Kpe6 24.Ke4 с преимуществом у белых. - В.С.
14.Kf5:e7!
| Фf8:e7
| 15.Kc3-e4
| Лh8-f8
| 16.Ke4:f6+
| g7:f6
| 17.Фe2-f3
| Kc7-e8
|

Нельзя чёрным играть 18…Kp:e6? из-за мата в 8 ходов: 19.Фf5+ Kpf7 20.Ф:h7+ Kg7 21.Cg6+ Kpe6 22.Фh3+ f5 23.Лe1+ Kpd5 24.Фb3+ Kpd4 25.Лd1+ Kpc5 26.Фb4х. - В.С.
19.Лe6-e4
| Cc8-b7
| 20.Лe4-h4
| Ke8-g7
| 21.Лh4:h7
| Лf8-h8
| 22.Фf3-h3+
| …
| |
Чёрные сдались.
Фрэнк Маршалл был для Шпильмана очень неудобным соперником, которому он часто
подготавливают рокировку и получают
преимущество двух слонов, которое ощутимо в открытой позиции.
Данный ход является основным в данном варианте, белые не стремятся отыгрывать пешку, а её ценой стремятся опередить чёрных в развитии.
5. …
| e4:f3
|
6.Kg1:f3
| e7-e6?!
|
Точнее 6…d5!? и после 7.Cd3 g6 8.0-0 Cg7 9.Фd2 0-0 10.Лae1 Ka6 11.C:a6 b:a6 12.Ke5 Фd6 13.Cf4 Kh5 14.Ch6 Л:f1+ 15.Л:f1 C:h6 16.Ф:h6 Kf6 чёрные уравнивают игру - В.С.
7.Cf1-d3
| Cf8-e7
|
8.0-0
| d7-d6
|
9.Фd1-e2
| Kb8-a6
|
10.a2-a3
| Ka6-c7
|
Чёрные отстали в развитии и начинают испытывать затруднения уже в дебюте.

Опять неточность. Шпильману надо было делать рокировку.
Даже не верится, что чёрными играет Рудольф Шпильман. Чёрным следовало всё-таки играть 12…Cb7!? и после 13.d5! c:d5 14.Cb5+ Kpf8! 15.Cd3 e5 16.Фf2 Cc8 17.Фg3 Ce6 18.Kf5 C:f5 19.C:f5 Фe8 20.Лd1 Фf7 чёрные сохраняют шансы на ничью - В.С.
проигрывал. В шахматах существует проблема так называемого «неудобного партнёра». По совершенно разным, в большинстве своём психологическим причинам один шахматист катастрофически плохо ведёт борьбу с другим шахматистом: и это при том, что тот никак не сильнее, а может даже слабее или заметно слабее. Достаточно вспомнить два турнирных проигрыша великого Алехина английскому мастеру Ейтсу, игравшему – по большому счёту – значительно хуже. Таль, побывав уже чемпионом мира, имел с Корчным до поры до времени счёт +0;-5;=5. Корчной был неудобным соперником и для Тиграна Петросяна. Оригинальность стиля игры Маршалла позволила Савелию Тартаковеру назвать его «жонглёром комбинаций». Партии Маршалла полны неожиданных замыслов, комбинаций и тонких ловушек. Впечатляют его результаты в турнирах: Схевенинген (1905) – 1-е, Бармен (1905) – 3-е, Нюрнберг (1906) – 1-е, Остенде (1907) – 3-4-е, Париж (1907) – 1-2-е, Нью-Йорк (1911) – 1-е, Дюсельдорф (1908) – 1-е, Пьештяни (1912) – 3-е, Будапешт (1912) – 1-2-е, Гавана (1913) – 1-е, Нью-Йорк (1913) – 1-е, Петербург (1914) – 5-е, Нью-Йорк (1915, 1918 и 1924) – 2-е, 3-е и 4-е, Москва (1925) – 4-е, Чикаго (1926) – 1-е, Лондон (1927) – 3-е, Будапешт (1928) – 2-е, Гастингс (1928/1929) – 1-3-е места.
«Все маэстро обладают сильной индивидуальностью. Боголюбов классичен в атаке, Нимцович - в защите, Рети создаёт глубокие комбинации, Алехин обладает неслыханной изобретательностью, Шпильман – искатель авантюр, Грюнфельд – мудрец, Тартаковер – хитрец, Видмар – силач, Тейхман – тонкий по мысли, Бернштейн – ясный, Мизес – пикантный, каждый из них настоящий подарок для шахматного мира».
(Эмануэль Ласкер).
Поиск по сайту: