Пункт 4. Лекции 2.
Управление общением — это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей. Управление деловым общением должно строиться на основе высокой коммуникативной культуры. Коммуникативная культура – знания, умения и навыки в области организация взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их поведение к желательному результату. Она позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для управления общением:
· грамотно и эффективно организовывать общение,
· производить хорошее впечатление о себе,
· налаживать психологический контакт и создавать благоприятный психологический климат,
· правильно вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры, совещания;
· доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия с оппонентами;
· использовать приемы разрядки отрицательных эмоций и самоуспокоения, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением;
· предупреждать конфликты и разрешать их;
· и др.
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятыенравственные требования к общению, неразрывно связанные спризнанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость — это выражение уважительного отношения кдругим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствияхи пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Тактичность — это прежде всегочувство меры, чувство границ в общении, превышение которыхможет обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Точность без точного выполнения данных обещаний и взятыхобязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно.Неточность нередко граничите аморальным поведением — обманом, ложью. Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
|
Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, принуждение.
Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.
Внушение — это приведение с помощью слова или др. способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действие) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Подражание — это сознательное или бессознательное имитирование, воспроизводство одним человеком образцов поведения, манер и мышления и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — это мода.Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям.Первые знания человек приобретает посредством подражания. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.
|
Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого. Оно является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее понимания, веры в предлагаемую информацию и собственной позиции. Убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.
Принуждение предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Это наиболее насильственный метод воздействия на людей. Он может быть этически оправдан в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.
В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов.
На то какой метод и стиль общения выбрать в той или иной ситуации влияют следующие факторы:
1) состав аудитории (ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества).
2) тема разговора, содержание и характер материала выступления.
3) объективная самооценка человеком своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям.
Важно не переоценивать и не занижать свою научно-экономическую и практическую подготовленность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.
Остановимся подробнее на некоторых умениях, необходимых для общения и управления им.