Правила пользования таблицей




Вариант № 1

Задание 1

Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Задание 2

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Уровень Пример
  Симбиоз рака отшельника и актинии
Видовой Слон африканский

Задание 3

В ДНК на долю нуклеотидов с цитозином приходится 19 %. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

 

Задание 4

Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

 

1) синтезирует органические вещества из неорганических

2) расщепляет биополимеры до мономеров

3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке

4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки

5) окисляет органические вещества до неорганических

6) участвует в образовании лизосом

Задание 5

Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, в котором он происходит.

 

ПРОЦЕСС   ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
A) расщепление глюкозы Б) синтез 36 молекул АТФ B) образование молочной кислоты Г) полное окисление до СО2, Н2О Д) образование ПВК, НАД · 2Н   1) бескислородный 2) кислородный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

Задание 6

Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

Задание 7

Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. Мутагенным эффектом обладает

 

1) ментол

2) этанол

3) холестерол

4) глицерол

5) никотин

Задание 8

Установите соответствие между результатами селекции и методом, которым были достигнуты эти результаты: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РЕЗУЛЬТАТЫСЕЛЕКЦИИ   МЕТОДЫСЕЛЕКЦИИ
А) выведение гетерозисной кукурузы Б) получение чистых линий гороха В) обработка растений колхицином Г) выведение пшеницы Новосибирская 67 после облучения рентгеновским лучами семян исходного сорта Д) выведение пшенично-ржаного гибрида Тритикале Е) получение мутантных грибов-дрожжей при воздействии на исходную культуру радием   1) радиоактивый мутагенез 2) гибридизация 3) химический мутагенез

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В Г Д Е
           

Задание 9

Выберите организмы, у ко­то­рых ор­га­ны вы­де­ле­ния пред­став­ле­ны почками.

 

1) реч­ной рак

2) дож­де­вой червь

3) рыба

4) пчела

5) ящерица

6) лягушка

Задание 10

Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОРГАНИЗМЫ
А) образует гумус в первичных сукцессиях за счёт разложения слоевища Б) в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества В) таллом образован микобионтами и фито- бионтами Г) сапротрофный тип питания Д) способен продуцировать бактериостати- ческое вещество Е) представляет комплексный симбиотиче- ский организм   1) 2)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Задание

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Воробьинообразные

2) Позвоночные

3) Обыкновенная сорока

4) Птицы

5) Сороки

6) Врановые

Задание 12

К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести

 

1) активный образ жизни

2) слабое развитие мышц

3) постоянное ношение тяжестей в одной руке

4) ношение обуви без каблука в детстве

5) стрессовая ситуация

6) нарушение режима питания

Задание 13

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния и функ­ций фор­мен­ных эле­мен­тов крови и видом этих элементов

 

ОСОБЕННОСТИ СТРО­Е­НИЯ И ФУНКЦИЙ   ВИДЫФОР­МЕН­НЫХ ЭЛЕ­МЕН­ТОВ КРОВИ
А) безъ­ядер­ные дво­я­ко­во­гну­тые клетки Б) транс­пор­ти­ру­ют газы В) спо­соб­ны к ак­тив­но­му движению Г) клет­ки со­дер­жат ядро Д) безъ­ядер­ные фраг­мен­ты клеток Е) участ­ву­ют в свер­ты­ва­нии крови   1) лейкоциты 2) эритроциты 3) тромбоциты

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Задание 14

Установите последовательность прохождения крови по большому кругу кровообращения, начиная с систолы желудочков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) почечная вена

2) правое предсердие

3) аорта

4) нижняя полая вена

5) почечная артерия

Задание 15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.

Задание 16

Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны.

 

ПРИЗНАК   КРИТЕРИЙ ВИДА
А) обитает в садах и огородах Б) раковина отсутствует В) тело мягкое мускулистое Г) питается мягкими тканями наземных растений Д) органы чувств — две пары щупалец Е) ведет наземный образ жизни   1) морфологический 2) экологический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

 

1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы

Задание 18

Установите соответствие между примерами и факторами среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ФАКТОР
А) солевой состав воды Б) наличие конкурентов В) толщина ледового покрова на озере Г) обилие хищников Д) скученность населения популяции Е) влажность почвы   1) биотический 2) абиотический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Задание 19

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

 

1) Изобретения электронного микроскопа

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

Задание 20

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 

Органоид клетки Число мембран органоида Функция
А одномембранный расщепление органических веществ клетки
рибосома Б биосинтез белка
хлоропласт двумембранный В

 

Список терминов и понятий:

1) комплекс Гольджи

2) синтез углеводов

3) одномембранный

4) гидролиз крахмала

5) лизосома

6) немембранный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В
     

Задание 21

Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.

 

1) размер семян 14–15 мм — максимальный размер

2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм

3) наиболее часто встречаются семена среднего размера

4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм

5) семян размером больше 19 мм не бывает в природе

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Задание 22

Лекарственный препарат выпускается в виде капель, обладает местным сосудосуживающим действием, снимающим отек слизистого мерцательного эпителия. Определите, при каком заболевании назначают этот препарат. Какой эффект он оказывает на слизистый эпителий?

Задание 23

Какой орган че­ло­ве­ка обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 4? Какое стро­е­ние он имеет? Объ­яс­ни­те вы­пол­ня­е­мые им функции, ис­хо­дя из его строения.

Задание 24

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Растительная клетка». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

 

(1)Растения и животные отличаются друг от друга, их относят к разным царствам организмов. (2)В растительной клетке, в отличие от животной, имеются клеточная стенка, пластиды, вакуоли с клеточным соком. (3)Прочная клеточная стенка растений состоит из липидов и белков. (4)В растительной клетке может протекать процесс фотосинтеза. (5)В семенах растений часто запасаются гликоген и жиры, реже белки. (6)Эти вещества расходуются на прорастание семени растения. (7)В семенах бобовых растений в больших количествах накапливаются жиры.

 

Задание 25

Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.

Задание 26

Укажите не менее четырех возможных последствий, если в экосистеме луга снизится численность насекомых-опылителей.

Задание 27

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменён на нуклеотид А. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК по исходному фрагменту цепи ДНК и изменённому. Что произойдёт с фрагментом полипептида и его свойствами после возникшей мутации ДНК? Дайте объяснение, используя свои знания о свойствах генетического кода.

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Задание 28

При скрещивании растения томата с высоким стеблем и овальными плодами с карликовым растением с округлыми плодами всё потомство получилось с высоким стеблем и округлыми плодами. При анализирующем скрещивании

полученных гибридов наблюдалось появление четырёх фенотипических групп потомков: 45, 41, 12 и 10 растений. Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: