Диагностический инструментарий
по математике
10 класс
В соответствии с требованиями ФГОС СОО
Выполнил: Чеботарева Ф.М.
Кувандык, 2019 год
В настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Важнейшим компонентом, входящим в функциональную математическую грамотность выступает математическая деятельность, успешность овладения приемами которой определяется соблюдением следующих требований к организации образовательного процесса: практико-ориентированный характер конструирования учебной информации; деятельностью способов и формы ее освоения; обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся.
Задачи по формированию УУД на уроках математики в 10 классе
I. Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Можно подобрать задания следующего типа: на планирование; на рефлексию; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.
Учебная дисциплина: алгебра и начала математического анализа.
Тема: «Тригонометрические уравнения»
Задание № 1. «Проблемная ситуация».
|
Цель: обучающийся самостоятельно учится выделять проблему, выдвигать гипотезу, определять цель своей деятельности, планировать её.
Форма выполнения задания: опережающее домашнее задание.
Описание задания. Создание проблемной ситуации на основе домашнего задания. За день до урока по теме «Арккосинус. Решение уравнения cos x = a » учащиеся получают задание решить уравнения: .
Решение уравнений осуществляется с помощью числовой окружности. При записи ответа для первых трёх уравнений учащиеся не испытывают трудностей, а вот в четвёртом уравнении возникает проблема – как записать ответ. Возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. На уроке учитель рассматривает гипотезы учеников, обобщает их, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.
Задание № 2. «Преднамеренные ошибки».
Цель: ученик самостоятельно учится определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей проверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания. В задании надо найти ошибку в решении, объяснить на какое правило она допущена, предложить правильное решение тригонометрического уравнения.
а)
Следовательно,
Используется формула корней для простейшего тригонометрического уравнения относительно косинуса – к уравнению относительно синуса. Не учитывается область значений ).
|
б)
Нарушение логики умозаключений, отсутствие логических вязок, рассмотрение одного частного случая верного равенства вместо решения уравнения, вычислительная ошибка.
в)
Не учитывается область значений ).
Задание № 3. «Оцениваем работу».
Цель: ученик самостоятельно учится оценивать и корректировать полученный результат.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей проверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания. В задании надо оценить работу (от 0 до 2 баллов), выполненную другим учащимся, при необходимости предложить правильное решение тригонометрического уравнения.
Варианты решения: 1-ый
Комментарий. Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах. 2 балла.
2-ой.
Комментарий.
Обоснованно получен верный ответ в пункте а, но отбор корней нельзя назвать обоснованным, так как перебор остановлен на корне, принадлежащем отрезку. 1 балл.
3-ий.
Комментарий.
Тригонометрическое уравнение решено неверно. Во второй строчке в правой части отсутствует знак минус – ошибка в формуле приведения. Пункт а не выполнен (не из-за вычислительной ошибки). 0 баллов.
Задание № 4. «Необходимая и достаточная информация».
Цель: ученик учится ставить себе конкретную цель, прогнозировать результат, планировать и организовывать деятельность для достижения поставленной цели.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей проверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания: Изучить задания под №13 для подготовки к ЕГЭ в различных источниках (учебная литература, образовательные сайты и т.п.). Составить справочник по теории, необходимой для успешного выполнения заданий №13. Требуется выделить значимую информацию.
|
II.Коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Можно подобрать задания следующего типа: на учёт позиции партнёра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры.
Учебная дисциплина: геометрия.
Тема: «Тела вращения»
Задание № 1. Кроссворд на тему «Тела вращения».
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Форма выполнения задания: работа групповая с последующей взаимопроверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания: при закреплении темы «Тела вращения. Площади поверхности» можно предложить учащимся составить кроссворды на эту тему, используя понятия и определения составляющих элементов (образующая, радиус, высота, сечение и так далее). Команды соперников отгадывают кроссворд (бонус команде, которая составила кроссворд с использованием большего количества терминов).
Задание № 2. «Составь задание партнеру».
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе обучения (закрепления материала).
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: придумать задачи на вычисление элементов тел вращения, их поверхностей, площади сечения. Обучающиеся с высоким уровнем знаний составляют задачи по данной теме и предлагают решить их своим товарищам. Проверяется теоретический материал, и вырабатываются навыки решения задач по заданной теме, правильное применение формул.
III.Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Можно подобрать задания следующего типа: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.
Учебная дисциплина: геометрия.
Тема: «Правильные многогранники»
Задание № 1. Работа с моделями.
Цель: уметь сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; обрабатывать, систематизировать и обобщать полученную информацию.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей взаимопроверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания. Выделить особую группу многогранников и дать понятие о правильных многогранниках.
1) Работа с моделями пространственных тел.
− Отложите в коробку те модели, которые не являются моделями многогранников.
− Уберите в коробку модели невыпуклых многогранников.
− Прочитайте определение правильного многогранника.
− Оставьте на столе только модели правильных многогранников.
2) Отметить признаки правильного многогранника символом «х»:
□ Выпуклость многогранника.
□ Все грани – равные правильные многоугольники.
□ Все грани – правильные многоугольники с одним и тем же числом сторон.
□ Равны все ребра.
□ Равны все двугранные углы.
□ Равны все плоские углы.
□ Равны все многогранные углы.
Задание № 2. Частично–поисковая работа.
Цель: уметь сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; обрабатывать, систематизировать и обобщать полученную информацию.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей взаимопроверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания. Учитель перед учениками ставит проблему: Много ли существует видов правильных многогранников? Предлагает высказать различные предположения о том, как установить количество видов правильных многогранников? Для рациональной организации учебной деятельности предлагается заполнить таблицу.
I Грань –
an – внутренний угол правильного n – угольника.
a = ____
n – число граней многогранного угла.
1). n = 3 ______________________________ Вывод:
2). n = 4 ______________________________
3). n = 5 ______________________________
4). n = 6 ______________________________
I I. Грань –
a = ____
1). n = 3 ______________________________ Вывод:
2). n = 4 ______________________________
3). n = 5 ______________________________
4). n = 6 ______________________________
I I I. Грань –
a = ____
1). n = 3 ______________________________ Вывод:
2). n = 4 ______________________________
3). n = 5 ______________________________
4). n = 6 ______________________________
I V. Грань –
a = ____
1). n = 3 ______________________________ Вывод:
2). n = 4 ______________________________
3). n = 5 ______________________________
V. Грань –
a = ____
1). n = 3 ______________________________ Вывод:
2). n = 4 ______________________________
Вывод:
Результат работы:
I. Грань – правильный треугольник. a3 – внутренний угол треугольника. a3 = 60° n – число граней многогранного угла. 1). n = 3 60° · 3 = 180° < 360° Вывод: Существует 3 вида 2). n = 4 60° · 4 = 240° < 360° правильных многогранников, 3). n = 5 60° · 5 = 300° < 360° гранями которых являются 4). n = 6 60° · 6 = 360° (многогранный правильные треугольники. угол совпадает с плоскостью) Рис. 1 Тетраэдр Октаэдр Икосаэдр |
I I. Грань – квадрат. a4 = внутренний угол квадрата. a4 = 90° 1). n = 3 90° · 3 = 270° < 360° Вывод: Существует 1 вид 2). n = 4 90° · 4 = 360° (многогранный правильного многогранника, угол совпадает с плоскостью) гранями которого являются квадраты. Куб (гексаэдр).Рис 2. |
I I I. Грань – правильный пятиугольник. a5 = 180° · (5 – 2) / 5 = 108° 1).n = 3 108° · 3 = 324° < 360° Вывод: Существует 1 вид 2).n = 4 108° · 4 = 432° > 360° правильного многогранника, гранями которого являются правильные пятиугольники. Рис. 3. Додекаэдр I V. Грань – правильный шестиугольник. a6 = 120° Вывод: правильный многогранник 1).n = 3 120° · 3 = 360° (многогранный гранями которого являются гол совпадает с плоскостью) правильные шестиугольники не существует. Вывод: существует 5 видов правильных многогранников. |
Задание № 3. Исследование.
Цель: учиться выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера, проводить эмпирические и теоретические исследования.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей взаимопроверкой и коллективным обсуждением.
Описание задания. Постановка проблемы исследования: « С незапамятных времен тянется история драгоценных кристаллов. Пример тому – история одного из самых замечательных алмазов – алмаза «Кохинор». Первые известия об этом алмазе приходят к нам из Древней Индии. Многие века он был родовой ценностью раджей. Но в 1526 году бесценный камень оказался в руках могущественных Моголов. И с тех пор стал камнем раздора. И вот в 1739 году персидский хан Надир обманом узнал, что владелец камня Великий Могол Мухаммед носит алмаз в тюрбане. При прощальном визите шах Надир предложил в знак вечной дружбы обменяться тюрбанами. Когда новый хозяин размотал тюрбан и увидел алмаз, он воскликнул «Кох и нур!», что означает «гора света». В 1848 году алмаз попал как военный трофей в сокровищницу английской короны. Английская королева дала указание сделать огранку вдоль ребер алмаза золотой нитью. Но огранка не была сделана, так как ювелир не сумел рассчитать максимальную длину золотой нити, а сам алмаз ему не показали. Ювелиру были сообщены следующие данные: число вершин В=54, число граней Г=48, длина наибольшего ребра L= 4мм». А вы сумеете найти максимальную длину золотой нити?
Проблема: Найти число ребер алмаза (выпуклого многогранника).
Тема: Зависимость между числами вершин, граней и ребер выпуклого многогранника.
Цель: Выявить зависимость между числами вершин, граней и ребер выпуклого многогранника.
Гипотеза: Если существует зависимость между числами вершин, граней и ребер, то ее можно выразить формулой и по ней найти число ребер выпуклого многогранника.
Эксперимент: Заполняется таблица. Выявляется зависимость.
Если учащиеся затрудняются в установлении зависимости, то учитель руководит их действиями (сравните числа вершин, граней и ребер для каждого многогранника; установите зависимость; проанализируйте получившиеся результаты; сделайте обобщение; сформулируйте вывод).
Название правильного многогранника | Вид грани | Число вер-шин (В) | Число гра- ней (Г) | Число ребер (Р) | Вывод из наблюдений |
Четырехгранник (тетраэдр) | правильный треугольник | В+Г=Р+2 | |||
Шестигранник (куб-гексаэдр) | квадрат | В+Г=Р+2 | |||
Восьмигранник (октаэдр) | правильный треугольник | В+Г=Р+2 | |||
Двенадцатигранник (додекаэдр) | правильный пятиугольник | В+Г=Р+2 | |||
Двадцатигранник (икосаэдр) | правильный треугольник | В+Г=Р+2 |
«Теорема носит название Декарта – Эйлера. Эйлер нашел и проверил эту зависимость. За сто лет до Эйлера эта теорема была сформулирована Декартом, но не доказана. Теорема верна не только для правильных многогранников, но и для любых выпуклых многогранников и даже для некоторых невыпуклых».
Задание № 4. Поиск и обработка информации.
Цель: учиться выполнять поиск и выделение необходимой информации; применять различные методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующим отчетом перед классом.
Описание задания. 1.Прочитать содержание §9 (стр.53-54,56). 2.Подготовить короткое сообщение с демонстрацией минералов. 3.Заполнить таблицу (под каждым прямоугольником напишите кристаллы каких минералов используются). Литература: С.И.Кабардин, Н.И.Шедер. Факультативный курс физики. – М.:Просвещение, 1989 г. (дополнительная литература на усмотрение обучающегося).
IV. Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Можно подобрать задания следующего типа: на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание.
Учебная дисциплина: алгебра и начала анализа.
Тема: «Решение задач на сложные проценты».
Задание № 1. Творческие задания, имеющие практическое применение (в рамках урока с элементами игры «Компетентность», который содержит мини-исследования и проект).
Цель: преодолевать в сознании учеников неизбежно возникающее представление о формальном характере предмета, оторванности от жизни и практики; обучающимся научиться задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; уметь ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим отчетом.
Описание задания. Дидактическая игра «Компетентность». «Решение одной задачи».
«Отдел экономики и строительства». Вы являетесь группой менеджеров отдела экономики крупной строительной фирмы. Ваша фирма получила предложение вложить 9 000 000 долларов в строительство моста, эксплуатация которого будет в течение 15 лет приносить ежегодный доход 810 000 долларов, выплачиваемый в конце года. Банковская ставка р=3% не будет меняться в течение всего срока. Выясните, выгоден ли этот проект, т.е. сравните сегодняшние затраты – 9 000 000 долларов – с завтрашними доходами по 810000 долларов ежегодно в течение 15 лет.
Частное предприятие «Такси». Вы предполагаете приобрести новый автомобиль, который станет приносить ежегодно чистый доход 2000$ в течение 7 лет, а затем будет продан за 1000$. Какую сумму вы будите готовы уплатить за автомобиль при банковской ставке 12%?
Члены родительского комитета. За обучение в музыкальной школе родители ежемесячно платят 300 рублей в течение 10 месяцев, внося плату в начале каждого месяца. Администрация школы заинтересована в том, чтобы получить первого сентября как можно больше наличных денег, и поэтому предлагает родителям заплатить сразу 2800 рублей и больше в течение года за обучение не платить. Банковская ставка составляет 3% в месяц. Кому выгоднее один раз в год заплатить 2800 рублей: администрации или родителям?