Шпаргалка по сольфеджио для 4 класса




Шпаргалка по сольфеджио для 4 класса

Тоника Самый устойчивый звук гаммы, I ступень
Устойчивые звуки I, III и Vступени гаммы являются УСТОЙЧИВЫМИ. Они образуют ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.
Главные ступени лада I, IV и Vст. Лада называются главными. Они определяют лад (в мажоре на них мажорные трезвучия, а в миноре – минорные). I ст. – ТОНИКА, IVст. – СУБДОМИНАНТА, Vст. – ДОМИНАНТА
3 вида минора Минорная гамма имеет 3 вида: натуральный – гамма с ключевыми знаками, гармонический – повышается VII ступень, мелодический – при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз – как натуральный.
Интервал Это расстояние между 2-мя звуками. Название интервала зависит от количества ступеней (1-прима, 2-секунда, 3-терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-септима). От количества тонов зависит вид интервала (в б.3 – 2 тона, в малой – полтора). Интервалы обозначаются буквой и цифрой (цифра показывает количество ступеней в интервале).
Обращение интервалов Обращение – перенос нижнего звука на октаву вверх. В результате получается новый интервал, который в сумме с данным интервалом образует октаву. Большие интервалы обращаются в малые, малые – в большие, чистые – в чистые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшенные – в увеличенные.
Правило девяти Интервал и его обращение в сумме дают всегда число 9. Чтобы найти обращение интервала, нужно из 9 вычесть данный интервал. Например, дан интервал терция. Чтобы найти обращение, нужно из 9-3= 6 (т.е. в обращении получится секста).
Трезвучие Аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям. Звуки в трезвучии называются: нижний – основной тон, средний – терцовый тон, верхний – квинтовый т. В зависимости от расположения больших и малых терций, трезвучия бывают: Мажорное (Б53=б.3 +м.3), Минорное (М53=м.3 +б.3), Увеличенное (Ув53 =б.3+б.3), Уменьшённое (Ум53 =м.3+м.3). Мажорных трезвучий всего 3 – от До, Фа и Соль. Все остальные – минорные (кроме СИ. От Си – уменьшенное)

 

Шпаргалка по сольфеджио для 4 класса

Тоника Самый устойчивый звук гаммы, I ступень
Устойчивые звуки I, III и Vступени гаммы являются УСТОЙЧИВЫМИ. Они образуют ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.
Главные ступени лада I, IV и Vст. Лада называются главными. Они определяют лад (в мажоре на них мажорные трезвучия, а в миноре – минорные). I ст. – ТОНИКА, IVст. – СУБДОМИНАНТА, Vст. – ДОМИНАНТА
3 вида минора Минорная гамма имеет 3 вида: натуральный – гамма с ключевыми знаками, гармонический – повышается VII ступень, мелодический – при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз – как натуральный.
Интервал Это расстояние между 2-мя звуками. Название интервала зависит от количества ступеней (1-прима, 2-секунда, 3-терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-септима). От количества тонов зависит вид интервала (в б.3 – 2 тона, в малой – полтора). Интервалы обозначаются буквой и цифрой (цифра показывает количество ступеней в интервале).
Обращение интервалов Обращение – перенос нижнего звука на октаву вверх. В результате получается новый интервал, который в сумме с данным интервалом образует октаву. Большие интервалы обращаются в малые, малые – в большие, чистые – в чистые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшенные – в увеличенные.
Правило девяти Интервал и его обращение в сумме дают всегда число 9. Чтобы найти обращение интервала, нужно из 9 вычесть данный интервал. Например, дан интервал терция. Чтобы найти обращение, нужно из 9-3= 6 (т.е. в обращении получится секста).
Трезвучие Аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям. Звуки в трезвучии называются: нижний – основной тон, средний – терцовый тон, верхний – квинтовый т. В зависимости от расположения больших и малых терций, трезвучия бывают: Мажорное (Б53=б.3 +м.3), Минорное (М53=м.3 +б.3), Увеличенное (Ув53 =б.3+б.3), Уменьшённое (Ум53 =м.3+м.3). Мажорных трезвучий всего 3 – от До, Фа и Соль. Все остальные – минорные (кроме СИ. От Си – уменьшенное)
Обращения трезвучий Трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд обозначается цифрой 6, состоит из терции и кварты. Квартсекстаккорд обозначается 64 и состоит их кварты и терции. Крайние звуки в этих аккордах образуют интервал сексту.
Септаккорд Это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям.
Доминантовый септаккорд Септаккорд, построенный на V ступени лада (в мажоре или гармоническом миноре), называется доминантовым. Состоит из б.3 и двух малых. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном (т.е. тоникой). Верхний звук в септаккорде называется СЕПТИМА.
Разрешение Переход неустойчивых созвучий (ступеней, интервалов, аккордов) в устойчивые. Увеличенный интервалы разрешаются в сторону расширения (увеличиваются), уменьшённые – в сторону сужения (уменьшаются)
Тритоны Это ИНТЕРВАЛЫ, в которых по 3 тона. К ним относятся ув.4 и ум.5. Ув.4 строится на IV ступени в мажоре и гарм. миноре, а ум.5 – на VII ступени в мажоре и гарм. миноре
Параллельные тональности Это тональности, у которых одинаковые звуки и ключевые знаки, но разные тоники. Тоника // тональности является VI ступенью мажорной гаммы. (Чтобы найти тонику // тональности, нужно опуститься на 3 ступени вниз). До маж. – ля мин, Фа маж – ре мин
Порядок появ-ления диезов Фа – до – соль – ре – ля – ми - си
Порядок появ-ления бемолей Си – ми – ля – ре – соль – до - фа
Знаки альтерации Диез – повышает ноту на полтона; бемоль – понижает ноту на полтона Бекар – отменяет знаки (может выполнять функцию диеза (повышает бемоль)
Реприза Знак повторения в музыке
Фермата Знак, который удлиняет ноту на неопределенное время (по усмотрению исполнителя)
Пунктирный ритм Это ноты с точками: долгий пунктир – четверть с точкой и восьмая, короткий пунктир – восьмая с точкой и шестнадцатая. Точка около ноты удлиняет ноту на половину длины

 

Обращения трезвучий Трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд обозначается цифрой 6, состоит из терции и кварты. Квартсекстаккорд обозначается 64 и состоит их кварты и терции. Крайние звуки в этих аккордах образуют интервал сексту.
Септаккорд Это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям.
Доминантовый септаккорд Септаккорд, построенный на V ступени лада (в мажоре или гармоническом миноре), называется доминантовым. Состоит из б.3 и двух малых. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном (т.е. тоникой). Верхний звук в септаккорде называется СЕПТИМА.
Разрешение Переход неустойчивых созвучий (ступеней, интервалов, аккордов) в устойчивые. Увеличенный интервалы разрешаются в сторону расширения (увеличиваются), уменьшённые – в сторону сужения (уменьшаются)
Тритоны Это ИНТЕРВАЛЫ, в которых по 3 тона. К ним относятся ув.4 и ум.5. Ув.4 строится на IV ступени в мажоре и гарм. миноре, а ум.5 – на VII ступени в мажоре и гарм. миноре
Параллельные тональности Это тональности, у которых одинаковые звуки и ключевые знаки, но разные тоники. Тоника // тональности является VI ступенью мажорной гаммы. (Чтобы найти тонику // тональности, нужно опуститься на 3 ступени вниз). До маж. – ля мин, Фа маж – ре мин
Порядок появ-ления диезов Фа – до – соль – ре – ля – ми - си
Порядок появ-ления бемолей Си – ми – ля – ре – соль – до - фа
Знаки альтерации Диез – повышает ноту на полтона; бемоль – понижает ноту на полтона Бекар – отменяет знаки (может выполнять функцию диеза (повышает бемоль)
Реприза Знак повторения в музыке
Фермата Знак, который удлиняет ноту на неопределенное время (по усмотрению исполнителя)
Пунктирный ритм Это ноты с точками: долгий пунктир – четверть с точкой и восьмая, короткий пунктир – восьмая с точкой и шестнадцатая. Точка около ноты удлиняет ноту на половину длины

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: