- знать характеристику основных гормонов водно-солевого обмена и этапы его регуляции; основные функции кальция в организме; механизмы гормональной регуляции Са2+ и фосфатов; проявление нарушений синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен Са2+ и фосфатов (гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит).
- уметь анализировать изменения метаболизма при нарушениях водно-солевого обмена (гиперальдостеронизм, «несахарный диабет», почечная гипертония); интерпретировать молекулярные механизмы нарушения синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен Са2+ и фосфатов (гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит).
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гиперальдостеронизм, «несахарный диабет», почечная гипертония, гипокальциемия, гиперкальциемия, гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит.
Контрольные вопросы:
1. Строение и биологическая роль вазопрессина и окситоцина.
2. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена, участие паратгормона и кальцитонина,
активных форм витамина D.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Строение и биологическая роль вазопрессина и окситоцина. | – для овладения знаниями: 1.проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. решение задач 5. написание докладов, рефератов. |
Регуляция фосфорно-кальциевого обмена, участие паратгормона и кальцитонина, активных форм витамина D. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. решение задач 5. написание докладов, рефератов. |
|
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. В регуляции водно-солевого обмена принимает участие:
А) гидрокортизон В) альдостерон
Б) кортикостерон Г) кортизол
2. Антидиуретическим гормоном является:
А) гидрокортизон В) окситоцин
Б) альдостерон Г) вазопрессин
3. Каково биологическое действие вазопрессина?
А) усиливает синтез коллагена
Б) индуцирует синтез около 100 ферментов (окислительно-восстановительных)
В) проявляет пролиферативное действие
Г) индукция синтеза аквапоринов
4. Установите соответствие:
Гормон Эффект
1. Альдостерон А. сосудосуживающий эффект
2. Ангиотензин II Б. реабсорбция Na+
3. Ренин В. взаимодействие с мембранными рецепторами
Г. активирует секрецию альдостерона
Д. является протеолитическим ферментом
5. Выберите правильные ответы. Ангиотензин II
А) образуется под действием ренина Б) образуется под действием АПФ
В) образуется в почках Г) вызывает жажду
6. Назовите производное витамина D3, принимающее участие в регуляции обмена Ca2+ и фосфатов:
А) холекальциферол В) кальцидиол
Б) кальцитриол Г) кальцитонин
7. Образование кальцитриола происходит в:
А) коже В) щитовидной железе
Б) почках Г) печени
8. Причиной гипокальциемии может быть:
А) нарушение всасывания кальция В) гиповитаминоз D
|
Б) большое содержание в пище оксалатов Г) гипопаратиреоз
Д) все перечисленное верно
9. Увеличение выведения кальция с мочой и образование почечных камней может возникать при:
А) гиповитаминозе D3 В) дефиците паратгормона
Б) гипервитаминозе D3 Г) избытке кальцитонина
10. Причиной развития рахита у детей является:
А) дефицит витамина D В) поражение почек
Б) недостаток УФО Г) дефект 25-гидроксихолекальциферол-1-гидроксидазы Д) все перечисленное верно
Решите задачи:
Задача 1. У ребенка 6-месячного возраста участковый педиатр обнаружил легкую форму рахита и назначил препарат витамина Д в лечебной дозировке. Чем опасна передозировка витамина D3 и какой метод, кроме указанного выше, возможен для корректировки фосфорно-кальциевого обмена?
Задача 2. Больной Д. повторно оперирован по поводу мочекаменной болезни, одновременно у него удалены паращитовидные железы. Обоснуйте правомерность удаления паращитовидных желез с биохимической точки зрения.
Задача 3. Страдающему гипертензией пациенту назначен препарат капотен (ингибитор АПФ). Обоснуйте целесообразность этой рекомендации, представив в виде схемы регуляцию артериального давления с помощью ренин- ангиотензивной системы.
Рекомендуемые темы для выполнения СРС повышенной сложности (доклады, рефераты, презентации)
1. Биохимические механизмы адаптации организма при стрессах.
2. Некоторые аспекты метаболической адаптации в процессе лечебного голодания.
3. Анаболические эффекты гормонов.
4. Биохимическая характеристика диабетической комы.
5. Гормональные нарушения при развитии остеопороза
|
6. Использование гормонов в терапии соматических заболеваний
7. Кортикостероиды – лекарственные препараты.
8. Недостаточность йода и ее профилактика
Для подготовки докладов, рефератов студентами обязательно использовать монографии, журнальные статьи, в том числе, иностранные источники, а также Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.). Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических справочников, электронной библиотеки.
Литература:
а) обязательная
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.
3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.
4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.
6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.
7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.
доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.
8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с
10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.
б) дополнительная
1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.
3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.
4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.
5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится
по балльно – рейтинговой системе