Конкретные цели и задачи.




- знать характеристику основных гормонов водно-солевого обмена и этапы его регуляции; основные функции кальция в организме; механизмы гормональной регуляции Са2+ и фосфатов; проявление нарушений синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен Са2+ и фосфатов (гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит).

- уметь анализировать изменения метаболизма при нарушениях водно-солевого обмена (гиперальдостеронизм, «несахарный диабет», почечная гипертония); интерпретировать молекулярные механизмы нарушения синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен Са2+ и фосфатов (гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит).

- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гиперальдостеронизм, «несахарный диабет», почечная гипертония, гипокальциемия, гиперкальциемия, гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит.

Контрольные вопросы:

1. Строение и биологическая роль вазопрессина и окситоцина.

2. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена, участие паратгормона и кальцитонина,

активных форм витамина D.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Строение и биологическая роль вазопрессина и окситоцина.   для овладения знаниями: 1.проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. решение задач 5. написание докладов, рефератов.
Регуляция фосфорно-кальциевого обмена, участие паратгормона и кальцитонина, активных форм витамина D.   для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Работа с тестами для самопроверки. 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. решение задач 5. написание докладов, рефератов.

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. В регуляции водно-солевого обмена принимает участие:

А) гидрокортизон В) альдостерон

Б) кортикостерон Г) кортизол

2. Антидиуретическим гормоном является:

А) гидрокортизон В) окситоцин

Б) альдостерон Г) вазопрессин

3. Каково биологическое действие вазопрессина?

А) усиливает синтез коллагена

Б) индуцирует синтез около 100 ферментов (окислительно-восстановительных)

В) проявляет пролиферативное действие

Г) индукция синтеза аквапоринов

4. Установите соответствие:

Гормон Эффект

1. Альдостерон А. сосудосуживающий эффект

2. Ангиотензин II Б. реабсорбция Na+

3. Ренин В. взаимодействие с мембранными рецепторами

Г. активирует секрецию альдостерона

Д. является протеолитическим ферментом

5. Выберите правильные ответы. Ангиотензин II

А) образуется под действием ренина Б) образуется под действием АПФ

В) образуется в почках Г) вызывает жажду

6. Назовите производное витамина D3, принимающее участие в регуляции обмена Ca2+ и фосфатов:

А) холекальциферол В) кальцидиол

Б) кальцитриол Г) кальцитонин

7. Образование кальцитриола происходит в:

А) коже В) щитовидной железе

Б) почках Г) печени

8. Причиной гипокальциемии может быть:

А) нарушение всасывания кальция В) гиповитаминоз D

Б) большое содержание в пище оксалатов Г) гипопаратиреоз

Д) все перечисленное верно

9. Увеличение выведения кальция с мочой и образование почечных камней может возникать при:

А) гиповитаминозе D3 В) дефиците паратгормона

Б) гипервитаминозе D3 Г) избытке кальцитонина

10. Причиной развития рахита у детей является:

А) дефицит витамина D В) поражение почек

Б) недостаток УФО Г) дефект 25-гидроксихолекальциферол-1-гидроксидазы Д) все перечисленное верно

Решите задачи:

Задача 1. У ребенка 6-месячного возраста участковый педиатр обнаружил легкую форму рахита и назначил препарат витамина Д в лечебной дозировке. Чем опасна передозировка витамина D3 и какой метод, кроме указанного выше, возможен для корректировки фосфорно-кальциевого обмена?

Задача 2. Больной Д. повторно оперирован по поводу мочекаменной болезни, одновременно у него удалены паращитовидные железы. Обоснуйте правомерность удаления паращитовидных желез с биохимической точки зрения.

Задача 3. Страдающему гипертензией пациенту назначен препарат капотен (ингибитор АПФ). Обоснуйте целесообразность этой рекомендации, представив в виде схемы регуляцию артериального давления с помощью ренин- ангиотензивной системы.

 

 

Рекомендуемые темы для выполнения СРС повышенной сложности (доклады, рефераты, презентации)

1. Биохимические механизмы адаптации организма при стрессах.

2. Некоторые аспекты метаболической адаптации в процессе лечебного голодания.

3. Анаболические эффекты гормонов.

4. Биохимическая характеристика диабетической комы.

5. Гормональные нарушения при развитии остеопороза

6. Использование гормонов в терапии соматических заболеваний

7. Кортикостероиды – лекарственные препараты.

8. Недостаточность йода и ее профилактика

Для подготовки докладов, рефератов студентами обязательно использовать монографии, журнальные статьи, в том числе, иностранные источники, а также Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.). Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических справочников, электронной библиотеки.

Литература:

а) обязательная

1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО

«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.

2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.

3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.

4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.

5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.

6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.

7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.

доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.

8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.

и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.

9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с

10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.

 

б) дополнительная

1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.

2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.

3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.

4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.

5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится

по балльно – рейтинговой системе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: