Схема выставления баллов




СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность – 40 минут

Чтение – 20 минут

Письмо – 20 минут

Количество баллов – 20

Типы заданий:

МВО – задания с множественным выбором ответов;

КО – задания, требующие краткого ответа;

РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания

Вариант состоит из 2 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое задание - на чтение и второе – на письмо.

Чтение

Задание 1.

А) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по его содержанию:

1) Какой заголовок, будет отражать содержание всего текста? – 1 балл

2) Что объединяет Узбекистан и Лихтенштейн? – 1 балл

3) Почему в Узбекистане перестраивают дороги? - 1 балл

4) О каких традициях узбекского народа вы узнали из текста? - 1 балл

5) Какую проблему поднимает автор в тексте? – 1 балл

6) Какова цель текста? - 1 балл

 

Текст

Узбекистан – самая что ни на есть сухопутная страна, одна из двух стран мира, которая ни сама доступа к морю не имеет, и ни один из ее соседей не имеет. Чтобы отсюда попасть к морю, нужно пересечь минимум две границы, одной не обойдешься.

Вторая такая страна – Лихтенштейн. Но Лихтенштейн – просто пара деревень, да и в Европе в наше время от границ одни названия остались.

А вот в Узбекистане границы очень даже настоящие и вполне себе на замке. Ну-ка, кто бы раньше мог подумать, например, что между Узбекистаном и Таджикистаном будет визовый режим? А это так. По крайней мере, было год назад, когда я там проезжал.

Так что, выходит, что именно Узбекистан – самое сухопутное государство в мире! А Арал и Каспий не считаются – они озера, из них в море никак не попасть. Ташморе, тем более, не считается.

Кстати, об Арале. Достаточно зайти в книжный магазин и посмотреть карты Узбекистана разных годов издания, чтобы в их сравнении увидеть, как он усыхает. Хотя сложно сказать, влияет ли это на климат.

А зато про климат вот чего расскажу. Есть такое понятие - "чилля". Происходит от персидского слова "сорок". Вообще, сорок дней – период, весьма часто встречающийся в исламе, также как и в христианстве. А еще есть две климатические чилли в течение года, два раза по сорок дней, когда погода наиболее экстремальная. Летняя чилля идет с 25 июня до 5 августа, а зимняя с 25 декабря по 5 февраля. Летнюю я не застал, был в сентябре уже, хоть было еще и жарковато, но уже не чилля, а вот зимнюю очень даже испытал. В Ташкенте было до минус 20.

Границы между Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в советское время были нарисованы весьма причудливо. За это теперь приходится расплачиваться. Например, перестраивать дорогу, что автомобильную, что железную, которая несколько раз заходит на территорию соседа и обратно. Тут такое было сплошь и рядом. Вот была б моя воля, я б все границы и таможни во всем мире просто отменил. А таможенников бы отправил на уборку хлопка.

Во всяком городе вокзал обычно расположен в центре, а аэропорт на окраине. А в Бухаре все наоборот, вокзал далеко на окраине, а аэропорт намного ближе к центру. Местные рассказывают, что причина в том, что железную дорогу строили при царе, а в Бухаре в то время был эмир, который не захотел подпускать русских слишком близко к городу. Учтите это, когда туда поедете. Я имею в виду не нелюбовь к русским, которой там и близко нет, а удаленность вокзала.

А вот еще про Бухару. В Узбекистане есть такое понятие, как "косточки". Это жареные косточки абрикоса, ядрышки которых едят, словно орехи. И наиболее хорошими считаются именно бухарские, они даже внешним видом отличаются от других. На базаре так и спрашивайте: "Косточки есть? Бухарские? Сколько стоят? Сколько, сколько? Э, брат, ты где такую цену видел?" Ну и так далее, ибо торговаться в Узбекистане можно и нужно.

А помимо косточек, самые лучшие помидоры, лимоны и дыни до сего дня из всех стран, что посетил, я пробовал в Ташкенте. А самый лучший плов - в Самарканде.

А еще в Узбекистане, как, впрочем, и везде в Средней Азии, прежде чем пить чай, трижды наливают немного чая из чайника в пиалу и тут же обратно в чайник, чтобы лучше заварился. Процедура эта называется "чой кайтариш " или просто "кайтар-кайтар". А когда пьют, никогда не наливают полную пиалу, а треть, максимум половину. Делайте так, и вас примут за своего.

А еще Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми остальными среднеазиатскими республиками – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Плюс с Афганистаном. В этом смысле Узбекистан – самый средний в Средней Азии. Он – ее сердце.

(из статьи блогера)

 

B) Составьте сложный план текста. Определите его основную мысль. В какой части текста она отражена? Почему? – 4 балла

 

Письмо

Задание 2.

Прочитайте текст. Напишите его выборочное изложение на тему «Казахстан – крупное сухопутное государство». Приведите в тексте известные вам факты и примеры по данной теме из других источников. Соблюдайте логичность и последовательность изложения информации. Пишите грамотно. – 10 баллов

Текст

Казахстан – это Азия и Европа, а точнее – Центральная Азия. Его территория огромна: Казахстан занимает девятое место в мире и второе в СНГ (после России), превосходя по площади территории все остальные страны Содружества. Это самая сухопутная страна. На планете нет места, которое было бы удалено от океанов, чем восточная часть республики. Её жители – самые сухопутные люди в мире.

Казахстан примечателен не только своими размерами, но и природными контрастами. Самые северные точки его лежат на широте Казани и Москвы, а южные – Мадрида, Стамбула, Баку. Отдельные его части расположены на десятки метров ниже уровня моря, тогда как другие поднялись выше облаков, а их вершины намного превосходят Монблан – высшую точку Европы. Разнохарактерная природа Казахстана отразилась в их названиях: Каратау – «чёрные горы», Актау – «белые горы», Кокшетау – «голубые горы», Алатау – «пёстрые горы».

Более половины площади страны занимают равнины, среди которых выделяются три низменности: Прикаспийская, Западно-Сибирская и Туранская, четвёртую часть занимают холмистые, мелкогорные и среднегористые районы и одну десятую часть – высокогорные хребты: Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура, Тарбагатая и Алтая, окаймляющие территорию республики с юга, юго-востока и востока.

Горные районы Южного и Восточного Казахстана являются местом отдыха населения. Этому способствует возможность заниматься здесь активными видами отдыха и спортом. Всё большее развитие получает лыжный туризм, многие туристы и отдыхающие устремляются сюда, чтобы полюбоваться красотами ледников и озёр, альпийских лугов и лесных массивов. Здесь имеется возможность также для прокладки интересных горно-пешеходных маршрутов различной категории сложности.

С вершин гор и горных склонов берут начало реки Казахстана. Как и горы, с которых они начинаются, многие реки имеют своеобразные названия (Аксу – «белая вода», Карасу – «черная вода»). Стоит вам побывать хоть раз на берегах этих «цветных» рек, и вы сразу поймёте, насколько верно даны им эти названия.

Очень разнообразен и климат республики. В Алматы средняя температура июля такая же, как и в Шри-Ланке (Цейлоне), на Калимантане (Борнео) и Яве. А ведь эти острова находятся на экваторе или недалеко от него! Но вот зато зимой в Восточном Казахстане холоднее, чем на островах Арктики – новой Земле или Шпийбергене. Когда на юге республики уже идет весенний сев, на севере поля покрыты снегом, а реки скованы льдом.

(из учебника «География», 10 класс)

Схема выставления баллов

Баллы Описание
9-10 Творчески подходит к выполнению задания, выдерживая структуру текста. Выборочно излагает содержание текста. Полностью раскрывает тему работы, обосновывая свою позицию аргументами из дополнительных источников. Грамотно использует языковые возможности для воздействия на читателя. Применяет обширный спектр лексики и языковых конструкций. Соблюдает речевые нормы языка
7-8 Показывает хорошее понимание темы работы, выдерживает объем и структуру задания. Излагает содержание текста, обосновывая свою позицию аргументами из личного опыта. Достаточно использует языковые возможности для воздействия на читателя. Употребляет разнообразную лексику и языковые конструкции. Незначительно нарушает речевые нормы языка
5-6 Недостаточно понимает и раскрывает тему работы. Излагает достаточно подробно содержание текста. Не выражает собственного отношение к проблеме. Структура соответствует заданию с некоторыми отклонениями. Достаточное использование языка для воздействия на читателя. Использует незначительно лексические и языковые возможности. Показывает достаточный уровень соблюдения речевых норм языка
3-4 Неточно понимает и раскрывает тему работы. Структура текста мало соответствует заданию. Слабое использование языка для воздействия на читателя. Отступает от лексических норм. Показывает слабый уровень соблюдения речевых норм языка
1-2 Очень слабо понимает и раскрывает тему задания. Нарушает структуру: она расплывчата или бессвязна. Есть попытки использования языка для воздействия на читателя. Отступает от лексических норм и нарушает языковые конструкции. Слабое владение языком


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: