Пояснительная записка
Развитие зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины и формирование навыка действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.
Раздел состоит из трех составляющих:
1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.
2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.
3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.
Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:
– расширение знаний о сенсорных эталонах и закрепление представлений о системе сенсорных эталонов;
– расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования (соотнесения, локализации);
– совершенствование умения пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов;
– развитие навыка выполнения сенсорных операций, которые являются частью обследовательских (перцептивных) действий;
– расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.
Эффективность коррекционной работы по зрительному восприятию зависит и от умения педагога осуществлять дифференцированный подход к определению содержания и хода занятия в зависимости от уровня развития зрительного восприятия детей данной возрастной группы. Знание уровня развития всех компонентов зрительного восприятия (цвета, формы, величины) дает возможность при определении типа специального занятия и его содержания использовать личностно ориентированный подход.
Тематическое планирование по развитию зрительного восприятия, основной задачей которого является развитие восприятия в ходе целенаправленной практической деятельности, помогает управлять системой перцептивных действий слабовидящего ребенка; способствует формированию ориентировочно-обследовательских, познавательных действий, чувственного восприятия образа объекта, в том числе и на уровне образного мышления, при котором включается процесс восприятия.
|
При системном использовании коррекционной работы по зрительному восприятию идет успешное формирование сенсомоторной культуры, необходимого чувственного опыта, приемов и способов умственной деятельности детей с нарушением зрения.
Все это способствует адекватному познанию окружающего реального мира и во многом влияет на положительное решение реабилитационных задач.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа окружающего их пространства.
В тематическом планировании для решения этой задачи представлены дидактические игры, задания и упражнения, которые помогают детям совершенствовать умения выделять и анализировать пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
В основу тематического планирования положена практическая направленность, которая поможет тифлопедагогу сформировать у детей с нарушением зрения систему знаний и умений по ориентации в пространстве. Поскольку все предметы в пространстве дети воспринимают по отношению к самим себе и своему телу, то расширение знаний о теле человека и его частях является главной задачей в процессе обучения ориентировке в пространстве.
|
Другой точкой отсчета при ориентировании детей с нарушением зрения являются предметы пространственной сферы. Совершенствование умений по использованию анализаторных систем (двигательных, слуховых, тактильных, обонятельных) в процессе обучения помогает формировать устойчивый интерес детей к занятиям, воспитывает смелость и уверенность в своих силах.
Раздел «Социально-бытовая ориентировка » состоит из четырех составляющих: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом».
Структура занятий по социально-бытовой ориентировке определяется темой, задачами и выбором методических приемов. В процессе занятий дети с нарушением зрения получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения.
Расширение предметных представлений предполагает дальнейшее развитие навыка обследования предметов, выделение их признаков и свойств.
Приобщение ребенка к труду взрослого воспитывает интерес к труду взрослых, бережное отношение к его результатам и желание оказывать взрослым посильную помощь. В своих наблюдениях ребенок выделяет основные трудовые процессы и порядок их выполнения.
|
Наблюдения на улице во время экскурсий расширяют представления детей о красоте природы, явлениях общественной жизни.
Раздел «Ребенку о нем самом» дает возможность совершенствовать умения обучающегося называть и показывать части своего тела (руки, ноги, уши, глаза), наблюдать за своим отражением в зеркале и выполнять мимические упражнения.
К концу года дети умеют:
– зрительно узнавать и называть часто встречающиеся предметы;
– выделять основные признаки и свойства предметов (форму, цвет, величину и пространственное расположение);
– подбирать и группировать предметы по цвету, величине, форме, назначению;
– понимать и применять обобщающие слова: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда;
– выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения;
– оказывать посильную помощь взрослым;
– понимать значение труда взрослых в детском саду и бережно относиться к результатам труда взрослых;
– наблюдать за людьми, их поведением на улице, за движением машин и делать выводы
об увиденном;
– выделять звуки на улице, ориентироваться на звук, подражать звукам;
– называть и показывать части своего тела, определять и называть цвет глаз, понимать мимику лица;
– свободно перемещаться в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
Тематическое планирование по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке дает тифлопедагогу и воспитателю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те виды работы, методы и формы, которые наиболее эффективно влияют на развитие детей с нарушением зрения и позволят им применить приобретенные знания и умения на практике.
развитие зрительного восприятия
Кол-во часов | Программное содержание занятий | Материалы, оборудование, дидактические пособия | Виды и формы работы |
Сентябрь | |||
Тема: «Овощи, фрукты». «Осень». Задачи: – закреплять умения обсле-довать и анализировать предметы по их признакам (цвет); – учить использовать при обследовании предметов лупы; – зрительно различать и называть предметы с однородным цветом; узнавать и на-зывать точным словом фиолетовый цвет, выполнять задание по инструкции педагога; – различать фиолетово-оранжевый, фиолетово-бордовый, фиолетово-коричневый цвета; | Оборудование: натуральные овощи, фрукты (баклажан, свекла, картофель, морковь, апельсин, слива и т. д.); муляжи овощей, фруктов; цветное изображение овощей, фруктов; лупы, фломастеры, краски, кисти, стаканы с водой, силуэты и контуры овощей, фруктов; клей, кисти, салфетки, лист бумаги; изображение частей овощей, фруктов в цвете; образцы аппликаций; ножницы; цветная бумага | Задание 1. «Выбери овощи, фрукты одинаковые по цвету, назови их цвет». 1. Рассматривание овощей, фруктов через лупу. 2. Определение названия и цвета овощей и фруктов. 3. Соотнесение овощей и фруктов по цвету. 4. Соотнесение натуральных овощей и фруктов по цвету с изображением на картинках. 5. Локализация овощей, фруктов по словесной инструкции педагога. 6. Группировка овощей, фруктов по цвету. Задание 2. «Построй ряд». 1. Рассматривание овощей, фруктов. 2. Узнавание и называние оттенка цветов (переспелых, спелых) овощей и фруктов. 3. Расположение натуральных фруктов, овощей по цветовому ряду от темного до светлого. 4. Расположение натуральных фруктов, овощей по цветовому ряду от светлого до темного (по степени зре- лости). Задание 3. «Соотнеси натуральные овощи, фрукты по цвету с цветным изображением (картинками, кар- тиной)». |
Продолжение табл.
– расширять представления детей о дарах осени; – развивать мелкую моторику кистей рук | 1. Рассматривание натуральных овощей, фруктов. 2. Определение цвета, оттенка овощей, фруктов на картинках. 3. Соотнесение цветных силуэтов овощей, фруктов с натуральными предметами и их изображением. Задание 4. «Найди и назови». 1. Рассматривание овощей, фруктов фиолетово-оранжевого, фиолетово-бордового, фиолетово-коричневого цвета. 2. Узнавание и называние овощей, фруктов фиолето-во-коричневого, фиолетово-оранжевого, фиолетово-бордового цвета. Практическая работа. 1. Раскрашивание силуэтов, контуров изображений овощей, фруктов в цвета, полученные путем смеши- вания. 2. Обводка изображений овощей, фруктов по трафарету, по точкам, через аппарат для обводки. 3. Вырезание ножницами контура изображений овощей, фруктов заданного цвета (недозрелый, спелый, перезрелый). 4. Аппликация «Овощи», «Фрукты», «Осень». 5. Аппликация «Овощи», «Фрукты», «Осень» (способом обрывания цветной бумаги и заполнения внутренней части контура, силуэта овощей, фруктов, деревьев и т. д.) |
Продолжение табл.
Октябрь | |||
Тема: «Домашние живот-ные». Задачи: – учить отличать основные оттенки, цвета по насыщенности, контрастности, узнавать и называть цвет предметов в реальной обстановке; группировать домашних животных по цвету и оттенкам окраски; находить лишний цвет в изображениях животных, находить сходство и отличие в цвете изобра- жений; – развивать зрительное внимание, зрительную память; – развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук | Оборудование: игрушки домашние животные; картинки с изображением стада коров; цветные силуэты животных по количеству изображенных на картинке (цвет и оттенки в соответствии с изображением); ножницы, краски, кисти, стакан с водой; карточки с изображением домашних животных; клей, цветная бумага, трафареты | Задание 1. «Узнай и назови». 1. Рассматривание домашних животных. 2. Уточнение и называние цвета, оттенка окраски домашнего животного. 3. Сравнение, соотнесение домашних животных по цвету и оттенку окраски (4–5). 4. Группировка домашних животных по цвету и оттенку окраски. Задание 2. «Стадо коров». 1. Рассматривание изображения картинки с изображением стада коров. 2. Узнавание и называние цвета оттенков окраски домашних животных на картине. 3. Наложение цветных силуэтов на изображение согласно цвету и оттенкам. 4. Моделирование картины из силуэтов по памяти (с учетом воздушной перспективы). Практическая работа. 1. Раскрашивание изображений домашних животных по словесной инструкции педагога (цветом, оттенком, от темного до светлого, от светлого до темного). 2. Обводка изображений домашних животных по трафарету, через аппарат для обводки. 3. Аппликация «Домашние животные» (дети самостоятельно подбирают цвет и оттенки для раскрашивания частей тела животных). |
Продолжение табл.
4. Лепка «Домашние животные» (дети подбирают цвет пластилина, согласно образцу). 5. Игра «Накорми домашних животных овощами, фруктами» (закрашивание контуров) | |||
Ноябрь | |||
2–3 | Тема: «Дикие животные». Задачи: – учить создавать простые сюжеты на коврографе (фла-нелеграфе) и срисовывать их поэтапно, изображая диких животных, лес, солнце; – закреплять знание основных цветов и их оттенков; – приучать детей к длительной работе над одним рисунком; – учить подбирать фон бумаги и краски для изображения пасмурной и солнечной погоды; – упражнять в использовании цвета для передачи эмоциональной вырази- тельности изображаемого объекта; | Оборудование: игрушки дикие животные; серия картинок «Купание медведей», «Медведи осенью», «Белые медведи ранней весной», «Белые мед-веди летом» и т. д.; силуэтные изображения медведей, кисти, краски, стакан с водой; фланелеграф (коврограф); пластилин, салфетки, дощечки; образцы лепки диких зверей; цветная бумага, ножницы, клей, кисть, салфетки; образцы аппликаций с изображением диких зверей | Задание 1. 1. Рассматривание окраски игрушечных диких жи- вотных. 2. Определение цвета диких животных. 3. Сравнение диких животных по цвету и оттенку окраски. 4. Сравнение окраски диких животных по величине цветных пятен. Задание 2. 1. Рассматривание диких животных на картинке. 2. Узнавание и называние цвета и оттенков окраски животных, деревьев, воздушной перспективы. 3. Установление по цветовой гамме картинки изображенных погодных условий, времени суток, настроения (солнечно, пасмурно, идет снег; вечер; грусть, радость и т. д.). 4. Моделирование картинного плана из цветных силуэтных изображений на фланелеграфе (коврографе). Практическая работа. 1. Обводка силуэтов животных цветными фломастерами по внешнему трафарету, через аппарат для обводки. |
Продолжение табл.
– развивать мелкую моторику пальцев рук | 2. Вырезание цветных контурных изображений диких животных ножницами. 3. Обрывание цветных контурных изображений диких животных по контуру. 4. Составление рассказа по картине с опорой на описание цветов и оттенков основных деталей картины. 5. Лепка фигур диких животных из пластилина. 6. Лепка фигур диких животных из цветного соленого теста | ||
Декабрь | |||
2–3 | Тема: «Зима», «Зимние развлечения» Задачи: – развивать умение создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию из контурных цветных и одноцветных силуэтов; – учить локализовывать из основных цветов оттенки: темные из темных, светлые из светлых; – учить локализовывать оттенки на обратном контрасте; | Оборудование: серия картинок: «Зимние развлечения», «Зимние забавы», «Хорошо зимой»; цветные силуэты деталей картин (люди, деревья, санки, снеговик и т. д.); образцы аппликаций с изображением диких зверей; фоновая бумага (черная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, сиреневая, коричневая); цветные силуэты для составления аппликации, клей, бумага; цветные силуэты деревьев и солнца, соответствующие состоянию погоды и светового дня. | Задание 1. Работа с картинкой. 1. Рассматривание картинки. 2. Определение цвета и оттенков предметов одежды людей, деревьев, воздушной перспективы и т. д. 3. Соотнесение цветных силуэтных изображений с изображением на картинке. 4. Соотнесение одноцветных силуэтов с изображением на картинке. 5. Составление из цветных силуэтных изображений картинного плана (с учетом перекрытия контуров). 6. Составление из одноцветных силуэтов картинного плана. Задание 2. «Выложи картину по словесному описанию». Педагог читает небольшой рассказ. |
Продолжение табл.
– развивать зрительное внимание, память, воображение; – упражнять в использовании цвета для передачи эмоциональной выразительности изображаемого объекта | Тихо Ветер дует Ветер дует вправо влево Солнце яркое, Мало греет жаркое Всходит Заходит | Зимнее утро Наступила зима. Ранним утром особенно холодно. Солнце только начинает всходить, а ветер гуляет, раскачивая деревья, закручивает снежинки в разные стороны так, что ничего не видно… Дети выбирают фон бумаги и выкладывают цветные силуэты, создавая картину по услышанному рассказу. Примерный образец картины. Практическая работа. 1. Обводка силуэтов диких животных по трафарету. Работа проводится в три этапа: 1) Начинают обводку с маленьких деталей, затем постепенно переходят к более крупным. 2) Подбирают цвет бумаги, соответствующий изображениям на картине. 3) Вырезают детали ножницами, размещают силуэты, создавая картинный план на фланелеграфах. 2. Срисовывание картинного плана (фигуры диких животных, деревья в лесу и т. д.); работа проводится поэтапно. |
Продолжение табл.
3. Составление рассказа по картинке с основным вниманием к цвету и его оттенкам в изображении объекта. 4. Лепка фигур диких животных, деревьев, кустов из цветного пластилина (при лепке предлагать исполь- зовать пластилин такого же цвета и оттенка, как в изо-бражении, с объяснением своего выбора цвета и от-тенка). 5. Аппликация с изображением цветных силуэтов диких зверей, деревьев, кустов. (Сравнение цвета.) Задание 3. «Зимние развлечения». Педагог продолжает читать рассказ. Зимой солнце светит особенно. Оно ярко светит, но мало греет. Днем яркие лучи солнца так освещают пушистый снег, что снежинки переливаются разными огоньками: красными, синими, оранжевыми, фиолетовыми, зелеными. Легкий ветерок подхватывает их и уносит вдаль, будто играет. Дети радуются такой погоде. Они катаются на санках с горки, весело смеются, лепят снеговика. Дети прослушивают рассказ. Выбирают фоновую бумагу, цветные силуэты и выкладывают картину. Уточняют цвет фона, силуэтов с учетом удаленности предметов, времени суток и т. д. Вспоминают закономерность: чем дальше предмет, тем он меньше и светлее. |
Продолжение табл.
Примерный образец картины. Практическая работа. 1. Рисование на тему «Зима», «Зимние развлечения». 2. Аппликация на тему «Зима», «Зимние развлечения». 3. Раскрашивание раскрасок зимней тематики | |||
Январь | |||
Тема: «Оттенки» Задачи: – развивать умение различать до 8 оттенков красного, синего, зеленого, коричневого и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового, желтого и других цветов, постепенно увеличивая поле вос- приятия; – развивать зрительное внимание, память; | Оборудование: карточки с изо-бражением основных цветов и оттенков, фишки с оттенками основных цветов; клей, салфетки, контуры рельефных рисунков разных оттенков; краски, кисти, гуашь, вода; подставки для детей с расходящимся косоглазием | Задание 1. 1. Узнавание и называние основных цветов и их оттенков на карточках. 2. Построение специального ряда по насыщенности цвета от темного до светлого (до 8 оттенков) и наоборот (с каждым цветом). Задание 2. 1. Узнавание и называние оранжевого, фиолетового, желтого цвета и их оттенков. 2. Построение сериационного ряда по насыщенности цвета от темного до светлого и наоборот, от светлого до темного (до 5 оттенков). |
Продолжение табл.
– формировать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности | Образец аппликации: | Задание 3. «Найди предмет такого же оттенка». 1. Поиск в группе предметов оттенков красного, синего, зеленого, коричневого цвета. Нашедший получает фишку. Кто получит больше фишек, тот победитель. Задание 4. «Выложи узор». Выкладывание узора с использованием оттенков основных цветов по образцу, затем по памяти. Практическая работа. Работа с цветной и тонированной бумагой (до 8 от- тенков). 1. Составление узора способом обрывания бумаги по контуру рельефных изображений предметов (по образцу, по памяти). 2. Составление (из контурных обрывных рельефных изображений предметов) композиций на контурном фоне (по образцу, по памяти). Образец: 3. Обводка предметных изображений по контуру (через аппарат), закрашивание изображений акварельными красками по основной инструкции педагога (до 8 оттенков). |
Продолжение табл.
4. Аппликация «Композиция цветов из разных от- тенков» | |||
Февраль | |||
Тема: «Поиск оттенков». Задачи: – совершенствовать умение различать до 8 оттенков красного, зеленого, синего, коричневого и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового, желтого, постепенно увеличивая поле восприятия и сокращая время выполнения задания; – развивать зрительное внимание, цветоразличение, память | Оборудование: карточки и фишки для поиска оттенков (красного, синего, зеленого, коричневого цвета), до 8 оттенков; кубики с пятью оттен- ками: – оранжевого, – фиолетового, – желтого цвета; карточки основных цветов; краски, кисти, стакан с водой, лист белой бумаги с изображением контура одежды; образец одежды в оттеночном цвете; стаканы с образцами разведенных красок от темного до светлого: оранжевого, фиолетового, желтого цвета | Задание 1. Найти и разложить оттенки красного цвета, синего, зеленого, коричневого (до 8) от темного до светлого. Назвать основной цвет. Задание 2. Найти и разложить оттенки (до 8) от светлого до тем-ного. Назвать основной цвет. Задание 3. Найти на кубике такой же оттенок, как на карточке: – оранжевый; – фиолетовый; – желтый. Дети находят на кубике заданный педагогом оттенок, сравнивают с карточкой. Проверяют правильность выбора при хорошей освещенности. Практическая работа. 1. Раскрашивание контурного изображения одежды с градацией оттенков от светлого до темного. 2. Раскрашивание контурного изображения одежды с градацией оттенков от темного до светлого. 3. Раскрашивание контурного изображения одежды, обуви, головного убора заданным педагогом оттенком. |
Продолжение табл.
Образцы карточек: Фишки (от темного до светлого оттенка): | Лабораторная работа. 1. Получение оттеночных цветов путем размешивания краски водой или сгущения основного цвета до получения заданного оттенка (образца) – от темного до светлого, от светлого до темного: – оранжевого; – фиолетового; – желтого цвета и т. д. | ||
Март | |||
Тема: «Птицы». Задачи: – учить различать птиц по окраске оперения; – учить подбирать цветные силуэты к изображению; – развивать умение использовать детали разных цветов | Оборудование: серия картинок с изображением птиц (ворона, дятел, сорока, голубь, скворец, снегирь, синица и т. д.); силуэты птиц в цвете, контурные изображения птиц; разрезные картинки с изображением птиц; краски, кисти, стакан с водой, фломастеры; образцы панно «Полет птиц» на тонированной бумаге: | Задание 1. 1. Рассматривание птиц. 2. Узнавание и называние цветов и оттенков окраски птиц. 3. Сравнение птиц по цвету и оттенку окраски. Задание 2. 1. Соотнесение контурных изображений с цветными силуэтами. |
Продолжение табл.
и оттенков для создания целого изображения; – развивать интерес к прекрасному, умение видеть оттеночные краски в живой природе | 1. – тон бумаги голубой; 2. – тон бумаги желтый; 3. – тон бумаги синий; детали изображения: – голова, 3 шт., темная (черная или коричневая), светлая, бледная; – клюв, 3 шт., красный, розовый, бледно-розовый; – туловище, 3 шт., от темного до менее насыщенного; – крылья, 6 шт., от темного до менее насыщенного; | 2. Соотнесение силуэтов птиц с изображением на картинке. 3. Составление целого изображения птицы из деталей. 4. Моделирование картинного панно «Полет птиц» (выбор тонированной бумаги, оттенков деталей изображения птиц, цвета и формы изображения солнца для передачи полета птиц утром, днем, вечером; моделирование проводится в 3 этапа). Практическая работа. 1. Обводка изображения птиц по внешнему трафарету. 2. Закрашивание контурного изображения птиц красками, фломастером. 3. Штриховка контурного изображения птиц цветными фломастерами: клюв красным цветом, голова светло-коричневым, туловище черным, крылья темно-коричневым, хвост – серым. 4. Рисование птиц в полете с использованием красок основных цветов и оттенков по желанию детей. 5. Лепка птиц из пластилина, цветного соленого теста. |
Продолжение табл.
– хвост, 3 шт., от темного до менее насыщенного; – солнце, утро, красное; – солнце, день, желто-оран- жевое; – солнце, вечер, красно- оранжевое; пластилин, дощечки, стеки, салфетки, соленое тесто; образцы лепки, образец аппликации; ножницы, тонированные листы бумаги, клей, кисти для клея, салфетки | 6. Аппликация «Птицы». Дети выбирают тон бумаги, соответствующий силуэт птицы. Задание усложняется: – изготовить силуэт птицы способом вырезания по контурному изображению; – изготовить силуэт птицы способом обрывания по контурному изображению; – наклеить силуэт на выбранную тонированную бумагу. 7. Смешивание красной, оранжевой красок, закрашивание изображений солнца (утро, день, вечер) | ||
Апрель | |||
Тема: «Транспорт». Задачи: – развивать умение различать окраску движущихся предметов; – формировать представление о том, что чем ближе предмет, тем ярче и насыщенней цвет, чем дальше, тем он менее насыщен; | Оборудование: предметы окру- жения (транспорт, дома, деревья, одежда людей, птицы и т. д.); контурные и силуэтные изображения соответствующие цветным изображениям, силуэты машин, людей, птиц с разной насыщенностью цвета – от темного до светлого тона; матрицы в виде квадратов или прямоугольников, в которых чередуются полосы хроматические с белы- | Задание 1. «Учим правило». 1. Наблюдение за транспортными средствами (определение цвета, величины транспорта, скорости, движения – быстро, медленно). Обратить внимание детей на изменение насыщенности цвета транспорта в зависимости от его места расположения. Правило: чем ближе транспорт, тем он больше и цвет его ярче, насыщенней; чем дальше, тем он меньше и цвет становится менее ярким, менее насыщен- |
Продолжение табл.
– развивать наблюдательность; – учить фиксировать взгляд на движущихся объектах | ми, красные и белые, зеленые и белые, синие и белые, желтые и белые. Образцы цветных изображений транспорта, людей, птиц в перспек- тиве. Образцы передачи в изображении продолжительности светового дня в разное время года. зима весна | ным, бледным или темным. 2. Наблюдение за изменением цвета одежды людей (домов, окраски птиц) при увеличении расстояния до них. Задание 2. 1. Рассмотреть изображение на картинке (транспорт). 2. Выполнить анализ изображения с использованием правила. 3. Соотнести контурные изображения с цветными, силуэтные изображения с контурными и т. д. Задание 3. Разложить силуэтные изображения по насыщенности цвета. Задание 4. «Послушай стихи о весне». Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше, Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки. С. Маршак |
Продолжение табл.
лето осень | Задание 5. 1. О чем стихотворение? (О весне.) 2. Какие изменения произошли в природе? 3. Как изменился цвет снега? (Потемнел.) 4. От чего потемнел снег? (Если дети затрудняются, то педагог объясняет, что, когда снег тает, он оседает и становится темнее.) 5. Почему небо стало выше? (Потому что облака перестают закрывать небо – бегут быстрее.) Показать детям на прогулке изменение цвета снега, земли, сравнить цвет земли мокрой и сухой. Сделать вывод: мокрая вода земля темнее, сухая светлее. Задание 6. 1. Рассмотреть изображение на картине «Весна» и ответить на вопрос: какие строки из стихотворения о весне могут подойти к этой картине? 2. Показать изменение цвета на картине с приходом весны (для сравнения можно взять две картины: одна с зимним пейзажем, другая с изображением того же места весной). Практическая работа. 1. Раскрашивание изображений с учетом удаления предметов в перспективе (от темного до светлого, от светлого до темного цвета). 2. Построение сериационных рядов: разложить конусы, параллелепипеды, кубы в убывающей, возрастающей по цвету и величины последовательности. |
Продолжение табл.
3. Составление сериационного ряда сложной матрицы по горизонталям из одного и того же цветового тона, но разной светлоты и насыщенности. В ряду слева направо изменяется насыщенность и светлота от насыщенного поля средней светлоты к слабо насыщенному и наиболее светлому (по «Атласу цветов» Е. Б. Рабкина, 1956). По вертикали матрицы – порядок расположения цветов в видимой части спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый | |||
Май | |||
Тема: «Разноцветное лето». Задачи: – учить отличать основные цвета и оттенки по насыщенности; – узнавать цвет в растительном мире (в природе); – учить создавать картину по словесному описанию; – развивать слуховую и зрительную память, вообра- жение | Оборудование: цветные силуэтные изображения радуги, деревьев (разной насыщенности зеленого цвета), земляники, грибов, ромашек, кукушки; бумажные дома, солнце; кисти, краски, листы бумаги, вода; мозаика | Задание 1. 1. Послушайте стихотворение «Что подарит лето». – Что ты мне подаришь, лето? – Много солнечного света! В небе радугу-дугу! И ромашки на лугу! – Что еще подаришь мне? – Ключ, звенящий в тишине, Сосны, клены и дубы, Землянику и грибы! Подарю тебе кукушку, Чтобы выйдя на опушку, Ты погромче крикнул ей: «Погадай мне поскорей!» |
Продолжение табл.
И она тебе в ответ Нагадала много лет! В. Орлов Задание 2. «Ответь на вопросы». 1. О каком времени года говорится в стихотворении? 2. Назови цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) 3. Какого цвета лес? (Зеленого.) 4. Какого цвета небо? (Голубого, синего.) 5. Какого цвета ромашка? (Белого, серединка желтая.) 6. Какого цвета солнце? (Оранжевого, желтого.) 7. Какого цвета грибы? (Серого, коричневого с черным.) 8. Какого цвета земляника? (Красного.) Задание 3. 1. Рассмотреть силуэты. 2. Уточнить цвет. Задание 4. 1. Рассмотреть цветные силуэты. 2. Выложить из силуэтов свою картину «Лето», объяснить свои действия. Задание 5. Выложить из мозаики цветное панно. Практическая работа. 1. Получение бледных тонов из насыщенных красок путем разбавления водой (по образцу). |
Окончание табл.
2. Раскрашивание раскрасок красками разной насыщенности цвета. 3. Узнавание и называние, нахождение цвета по инструкции педагога (на участке). 4. Аппликация «Краски лета». 5. Рисование «Краски лета» |