Общая характеристика теории государственного управления




Общественное мнение, сложившееся в последнее время вокруг государства и его институтов, весьма противоречиво. Однако остается неизменным его отношение к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов, и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, в первую очередь с позиций теории государственного управления. На Западе эту теорию иногда называют административной наукой, административным управлением. У нас эта сравнительно новая отрасль управленческого знания больше известна как система государственного управления.

Основополагающими категориями в теории государственного управления являются понятия «государственное администрирование», «административно-государственное управление», «бюрократия», «администрация».

Административно-государственное управление – это осуществление государственной политики через систему административных учреждений. Государственное администрирование – это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики. Таким образом, административная наука, или наука государственного управления, – это теория, изучающая государственную администрацию.

Однако администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти.

Администрация для науки теории государственного управления является объективной реальностью. Наука теории государственного управления должна служить изучению административных явлений и устанавливать связанные с ними социологические закономерности.

Научный, объективный анализ деятельности государственного аппарата, его эффективности крайне важен для нашей страны. Однако очевидная необходимость широкого использования современных достижений административной науки сталкивается, с одной стороны, с незнанием ее возможностей, а во-вторых, с тем, что научный анализ государственного управления не всегда вписывается в исторические традиции и стереотипы политической и государственной элиты.

Наука теории государственного управления, так же как и политическая наука, не является нормативистской. Они относятся к эмпирическим общественным наукам и выводят свои правила и закономерности из реальной практики. Наука теории государственного управления показывает администрацию такой, какая она есть на самом деле. Одновременно она помогает обнаружить недостатки в управлении и подсказывает пути их устранения, но найденные ею решения проблем и предлагаемые реформы могут быть реализованы только политической властью.

Наука теории государственного управления не является схоластической дисциплиной, а имеет конкретную прагматическую задачу: добиться большей внутренней слаженности и эффективности в работе администрации.

Науку теории государственного управления нередко противопоставляют другим общественным наукам, изучающим вопросы государственного управления: социологии администрации, теории управления, административной истории, административному праву и т. п. Как и большинство общественных наук, наука государственного управления является своеобразным научным перекрестком, где встречаются приемы и методы других наук. В то же время наука государственного управления – автономное научное направление, самостоятельное постольку, поскольку имеет определенный объект и предмет исследования, использует собственную методологию и ставит своей задачей анализ и постоянное совершенствование системы государственного управления.

Объектом теории государственного управления являются связи, процессы и закономерности, возникающие в системе отношений государства (в лице государственных органов) и общества.

Предмет теории государственного управления – управленческие связи, процессы и закономерности, возникающие в этой системе отношений. Таким образом, здесь рассматривается деятельность государства по организации, регулированию, координации деятельности общества, т. е. управленческая деятельность государственных органов.

Наиболее близка к науке административного управления наука административного права, поскольку обе занимаются одной и той же областью деятельности – государственным администрированием. Но теория государственного управления стремится раскрыть объективно существующие закономерности в области административной деятельности, чтобы повысить ее эффективность, в то время как предметом науки административного права в значительной мере является преобразование этих рекомендаций в действующие юридические нормативы.

Необходимо остановиться также на взаимосвязи теории государственного управления с теорией управления и, в частности, с теорией организации. Теория организации занимается вопросами эффективного функционирования социальных систем и управления ими. Поскольку одной из областей этой деятельности является работа управленческого персонала, то теория организации занимается в определенном смысле и работой персонала органов государственного управления.

Какую роль играет теория государственного управления в современном обществе? Она выполняет следующие основные функции:

♦ познавательная – объяснение сторон, механизма, причин государственного управления;

♦ мировоззренческая – формирование определенного отношения граждан к тем или иным аспектам государственно-управленческого процесса;

♦ регулятивная – разработка приемов, программ, предложений по совершенствованию системы государственного управления;

♦ прогностическая – определение перспектив и тенденций развития государственного управления.

 

Заключение

Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.

Лишь промышленный переворот и переход к индустриальному обществу дали миру устойчивое значение понятия управления и первых специалистов в этой области. Не случайно к пионерам управления относят Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и других организаторов производства, сумевших впервые соединить знания, технику и человека в сложную динамическую систему, которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области государственно-правового знания эта наука стала называться «теория государственного управления».

Государственное управление- это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

 

Список использованной литературы

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997.

2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1970, т. 2.

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000.

4. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист 1996.

5. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. -М, 1978.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: