Общественное мнение, сложившееся в последнее время вокруг государства и его институтов, весьма противоречиво. Однако остается неизменным его отношение к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов, и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, в первую очередь с позиций теории государственного управления. На Западе эту теорию иногда называют административной наукой, административным управлением. У нас эта сравнительно новая отрасль управленческого знания больше известна как система государственного управления.
Основополагающими категориями в теории государственного управления являются понятия «государственное администрирование», «административно-государственное управление», «бюрократия», «администрация».
Административно-государственное управление – это осуществление государственной политики через систему административных учреждений. Государственное администрирование – это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики. Таким образом, административная наука, или наука государственного управления, – это теория, изучающая государственную администрацию.
Однако администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти.
|
Администрация для науки теории государственного управления является объективной реальностью. Наука теории государственного управления должна служить изучению административных явлений и устанавливать связанные с ними социологические закономерности.
Научный, объективный анализ деятельности государственного аппарата, его эффективности крайне важен для нашей страны. Однако очевидная необходимость широкого использования современных достижений административной науки сталкивается, с одной стороны, с незнанием ее возможностей, а во-вторых, с тем, что научный анализ государственного управления не всегда вписывается в исторические традиции и стереотипы политической и государственной элиты.
Наука теории государственного управления, так же как и политическая наука, не является нормативистской. Они относятся к эмпирическим общественным наукам и выводят свои правила и закономерности из реальной практики. Наука теории государственного управления показывает администрацию такой, какая она есть на самом деле. Одновременно она помогает обнаружить недостатки в управлении и подсказывает пути их устранения, но найденные ею решения проблем и предлагаемые реформы могут быть реализованы только политической властью.
Наука теории государственного управления не является схоластической дисциплиной, а имеет конкретную прагматическую задачу: добиться большей внутренней слаженности и эффективности в работе администрации.
|
Науку теории государственного управления нередко противопоставляют другим общественным наукам, изучающим вопросы государственного управления: социологии администрации, теории управления, административной истории, административному праву и т. п. Как и большинство общественных наук, наука государственного управления является своеобразным научным перекрестком, где встречаются приемы и методы других наук. В то же время наука государственного управления – автономное научное направление, самостоятельное постольку, поскольку имеет определенный объект и предмет исследования, использует собственную методологию и ставит своей задачей анализ и постоянное совершенствование системы государственного управления.
Объектом теории государственного управления являются связи, процессы и закономерности, возникающие в системе отношений государства (в лице государственных органов) и общества.
Предмет теории государственного управления – управленческие связи, процессы и закономерности, возникающие в этой системе отношений. Таким образом, здесь рассматривается деятельность государства по организации, регулированию, координации деятельности общества, т. е. управленческая деятельность государственных органов.
Наиболее близка к науке административного управления наука административного права, поскольку обе занимаются одной и той же областью деятельности – государственным администрированием. Но теория государственного управления стремится раскрыть объективно существующие закономерности в области административной деятельности, чтобы повысить ее эффективность, в то время как предметом науки административного права в значительной мере является преобразование этих рекомендаций в действующие юридические нормативы.
|
Необходимо остановиться также на взаимосвязи теории государственного управления с теорией управления и, в частности, с теорией организации. Теория организации занимается вопросами эффективного функционирования социальных систем и управления ими. Поскольку одной из областей этой деятельности является работа управленческого персонала, то теория организации занимается в определенном смысле и работой персонала органов государственного управления.
Какую роль играет теория государственного управления в современном обществе? Она выполняет следующие основные функции:
♦ познавательная – объяснение сторон, механизма, причин государственного управления;
♦ мировоззренческая – формирование определенного отношения граждан к тем или иным аспектам государственно-управленческого процесса;
♦ регулятивная – разработка приемов, программ, предложений по совершенствованию системы государственного управления;
♦ прогностическая – определение перспектив и тенденций развития государственного управления.
Заключение
Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.
Лишь промышленный переворот и переход к индустриальному обществу дали миру устойчивое значение понятия управления и первых специалистов в этой области. Не случайно к пионерам управления относят Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и других организаторов производства, сумевших впервые соединить знания, технику и человека в сложную динамическую систему, которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области государственно-правового знания эта наука стала называться «теория государственного управления».
Государственное управление- это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Список использованной литературы
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997.
2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1970, т. 2.
3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000.
4. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист 1996.
5. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. -М, 1978.