ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ




С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова

 

В настоящее время одна из важнейших задач российской системы образования - улучшение обучения молодежи в целях обеспечения соответствия знаний, практичес­ких навыков и умений выпуск­ников требо­ваниям работодателей и их конкурентоспо­собности при трудоустройстве на привлекательные для них должности.

Разработка новых методов, рекомендаций и учебно-методических по­собий для решения этой задачи особенно актуальна в связи с тем, что [1-5]:

1 – большинство юношей и девушек поздно выбирают будущие сферы деятель­ности и тем более - желательные для них должности (как показало анкетирование сту­дентов 3 курса, это относится и к ним) [1-3, 5];

2 – у многих обучаемых нет интереса к изучаемым предметам и мотивации к по­лучению по ним лучших знаний, практических навыков и умений, что сильно снижает качество их обучения, так как психологами показано, что оно на 70 % зависит от их мо­тивации учиться [1-5];

3 – большинство школьников и даже студентов не задумываются о будущем трудоустройстве и тем более не готовятся к нему целенаправ­ленно, в результате чего у многих затем возникают проблемы, ко­торые можно предотвратить, лучше используя потенциал школы, вуза и их семей;

4 – традиционные методы профориентации в школах недостаточно эффективны и не всегда дают желаемые результаты, из-за чего часть выпускников вузов не может получить привлекательную для них работу;

5 – большинство родителей (как показало их анкетирование) хотели бы помочь детям лучше подготовиться к будущей жизни и к получению лучшей работы с достой­ной зарплатой, но не знают, как это можно сделать.

Обычно почти все усилия школ и родителей направ­лены на подготовку старше­классников к сдаче ЕГЭ, в том числе и при участии репетиторов, а после поступления в вузы большин­ство студентов и их родителей не задумываются о будущем трудоустрой­стве выпускников или не предпринимают действий для повышения их кон­курентоспо­собнос­т­и на рынке труда. Поэтому при их дальнейшей учебе без целенаправленного стремления получить именно важные для хорошего трудоустройства знания, практи-ческие навыки и умения и привлекатель­ные для работодателей резюме и порт­фолио это часто не удается свое­вре­менно сделать, так как они не знают требований бу­дущих работодателей.

В итоге многие выпускники упускают время и воз­можности улучшить шансы быстро получить привлекательную для них официальную работу, особенно во внебюд­жетной сфере экономики, где, как правило, работодатели предпочитают соискателей, которые готовы быстро освоиться на новом месте, отрабатывать их зарплату и прино­сить прибыль.

Для улучшения ситуации без до­полнительных затрат бюджетных средств и без изменений учебных планов и рабочих программ предметов, преподаваемых в школах и вузах, надо:

- во-первых, обеспечить максимально ранний выбор юношами и девушками и будущих сфер деятельности и привлекатель­ных должностей с учетом их интересов, способностей и запросов на основе достоверной информации о требованиях рабо­тода­телей к их соис­кателям и возможностях удовлетворять их, используя лучший мировой опыт [1-3, 5];

- во-вторых, квалифицированно помогать молодежи и заинтересован­ным семьям разработать и выполнять индивидуальные целевые программы повышения конкуренто­способности при трудоустройстве и работе при ее обучении за счет лучшего использо­вания потенциала школы, вуза и семьи;

- в-третьих, как можно раньше обеспечить составление молодежью привлека­тельных для рабо­тодателей резюме для выбранных должностей и целе­направленное получение указанных в них знаний, навыков и умений;

- в-четвертых, помогать молодежи раньше проверить правильность профессио­нального выбора и интерес и способности к различ­ной работе, получая навыки и уме­ния и готовясь к лучшему трудоустройству и карьере;

- в-пятых, помогать молодежи лучше использовать потенциал своих семей, школы и вуза уже во время обучения для получения важных для работодателей знаний, практических навыков и умений, повышающих ее шансы на лучшее официальное тру­доустройство.

Но сделать это в реальных условиях при обучении студентов трудно, так как учителя школ и преподава­тели вузов не обязаны решать эти задачи в рамках учебного процесса, а семьи не имеют нужных для этого знаний и опыта и не стремятся к этому, надеясь на школу и вуз.

Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого впервые проведена большая подготовка к обеспечению комплексного решения проблемы улучшения обучения, профориентации и квалифицированной помощи молодежи в планировании и обеспечении ее подготовки к трудоустройству и карьере.

Для обеспечения этого авторами уже подготовлены и опубликованы методи­ческие рекомендации для студентов всех специальностей «Плани­рование и обеспече­ние успешной карьеры выпускника» [1] и учебно-методическое по­собие «Получениепрактических навыков для безопасности жизнедеятель­ности, успешности трудоустрой­ства и карьеры» [5], которые уже начали использоваться в университете в учебном процессе по ряду дисциплин.

Например, их использование при проведении практических занятий по дисцип­лине «Безопасность жизнедеятельности» позволяет обеспечить, чтобы все студенты уже на первом курсе: 1 – задумались о своем буду­щем и о трудоустройстве и оценили свою реальную конкурентоспособность на рынке труда в настоящее время, заполняя учебно-тренировочную ан­кету; 2 – выбрали желательный для себя вариант резюме, чтобы при даль­нейшей учебе стремиться получить его; 3 – попробовали самостоя­тельно разрабо­тать проект индивидуальной целевой программы повышения их конку­рентоспособнос­ти при будущем трудоустройстве на выбранную должность; 4 – свое­временно опреде­лили, какие именно знания, практичес­кие навыки и умения будут осо­бенно необходи­мы им при будущем тру­доустройстве и работе и при изучении каких дисциплин их можно полу­чить. Это должно повысить мотивацию студентов усерднее учиться, целе­направ­ленно гото­виться к получению выбранной «работы мечты» и дос­тойной зарплаты.

Однако практика показала, что по ряду объективных причин (заня­тость выпол­нением заданий по всем предметам, недостаточная настойчи­вость в достижении по­став­ленной цели, невозможность без посторонней помощи получить во время учебы важ­ные для работодателей навыки и опыт работы и т.д.) подавляющее большинство сту­дентов не может само­стоятельно успешно выполнять такие индивидуальные целе­вые программы без дальнейшей целенаправленной помощи университета и их родите­лей.

Поэтому для решения данной проблемы подготовлена возможность организо­вать для заинтересованных студентов всех факультетов, курсов, специ­альностей и форм обучения проведение учебно-практи­ческого курса «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпуск­ника» с новым многоцелевым тренингом различной продол­жительности, которые можно эффективно и квалифицированно проводить под руково­дством второго автора этой статьи через Центр профориентации, довузовской подго­товки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Важнейшими преимуществами этого нового курса и тренинга будут:

1 – демонстрация студентам того, как максимально эффективно показать пре­имущества своего образования и свои важные возможности работодателям и привлечь к себе их внимание даже при большом числе других соискателей, используя лучший мировой опыт и специально полученные знания и опыт (особенно при таком многоце­левом тренинге);

2 – объяснение реальных возможностей для обучаемых этому курсу быстро по­высить за счет такого тренинга привлекательность своих резюме и портфолио для мно­гих работодателей, чтобы получить хорошую работу;

3 – ознакомление с возможностями получить во время учебы важные для рабо­тодателей знания, практические навыки, умения и опыт, эффек­тивнее используя потен­циал вуза и своей семьи и лучший мировой опыт;

4 – демонстрация лучшего мирового опыта планирования и обеспе­чения успеш­ной карьеры выпускников и возможностей использовать его;

5 – обучение студентов отработанным в ведущих странах Западной Европы и в США методам эффективного взаимодействия с родителями обучаемых в целях улуч­шения их обучения и целенаправленной подго­товки к лучшему трудоустройству и к успешной карьере, которые могут быть использованы в России для улучшения обуче­ния и воспитания детей;

6 – квалифицированная консультационная помощь по вопросам:

- проблем выбора и получения молодежью привлекательной работы;

- предотвращения ряда проблем и рисков при трудоустройстве;

- правильного выбора привлекательных должностей с учетом инте­ресов, спо­собностей и запросов молодежи, ее подготовки к их получению;

- правильной разработки и использования в российских условиях индивидуаль­ных целевых программ повышения конкурентоспособности;

- возможностей получения студентками очной формы обучения к окончанию университета привлекательных для работодателей резюме и портфолио, позволяющих быстрее и легче найти хорошую официальную работу и обоснованно претендовать на более высокую зарплату за счет наличия важных для работодателей знаний, навыков, умений и опыта.

Обучение на таких курсах и такой тренинг могут помочь студентам:

- эффективно применять новый метод улучшения профориента­ции, обучения и подготовки молодежи к трудоустройству и карьере [1-3, 5];

- получить хорошую официальную работу с достойной зарплатой;

- стать более авторитетным и востребованным специалистом, эффективнее ис­пользуя полученные знания, особенно при обучении детей, а также возможности такого многоцелевого тренинга с учетом лучшего мирового опыта как при учебе в универси­тете, так и после его окончания.

Список литературы

1. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: метод. рекомен­дации для студентов всех специальностей / С. П. Будникова, Н. В. Просперова, С. А. Радченко и др. – Тула: изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. 262 с.

2. Радченко С.А., Радченко С.С. Метод улучшения технико-техноло­гической и эко­номической подготовки молодежи без дополнительного финансирования // В сб.: Техно­логическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Матер. меж­дународной научно-практической конференции. Под редакцией доцента Ф. Н. Зимен­ковой, доцента В.Г. Козлова. – М.: МПГУ, 2014. – С. 202-206.

3. Радченко С.А., Просперова Н.В. Комплексный метод и малозатратные воз­можности для улучшения профориентации, обучения и подготовки молодежи к трудо­устройству и карьере // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда сту­дентов и выпускников уч­реждений профессионального образования Тульской области: сборник материалов III Регио­нальной научно-практической конференции с всероссий­ским учас­тием. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 60-64.

4. Брагина З.В. Пространство образовательной деятельности вуза: какова его роль? // Экономика образования. 2014. № 1. С. 48-54.

5. Получениепрактических навыков для безопасности жизнедеятельности, ус­пешности трудоустройства и карьеры: учеб.-метод. пособие / С. П. Будникова, С. А. Рад­ченко, Н. В. Просперова и др. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. 142 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: