С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова
В настоящее время одна из важнейших задач российской системы образования - улучшение обучения молодежи в целях обеспечения соответствия знаний, практических навыков и умений выпускников требованиям работодателей и их конкурентоспособности при трудоустройстве на привлекательные для них должности.
Разработка новых методов, рекомендаций и учебно-методических пособий для решения этой задачи особенно актуальна в связи с тем, что [1-5]:
1 – большинство юношей и девушек поздно выбирают будущие сферы деятельности и тем более - желательные для них должности (как показало анкетирование студентов 3 курса, это относится и к ним) [1-3, 5];
2 – у многих обучаемых нет интереса к изучаемым предметам и мотивации к получению по ним лучших знаний, практических навыков и умений, что сильно снижает качество их обучения, так как психологами показано, что оно на 70 % зависит от их мотивации учиться [1-5];
3 – большинство школьников и даже студентов не задумываются о будущем трудоустройстве и тем более не готовятся к нему целенаправленно, в результате чего у многих затем возникают проблемы, которые можно предотвратить, лучше используя потенциал школы, вуза и их семей;
4 – традиционные методы профориентации в школах недостаточно эффективны и не всегда дают желаемые результаты, из-за чего часть выпускников вузов не может получить привлекательную для них работу;
5 – большинство родителей (как показало их анкетирование) хотели бы помочь детям лучше подготовиться к будущей жизни и к получению лучшей работы с достойной зарплатой, но не знают, как это можно сделать.
Обычно почти все усилия школ и родителей направлены на подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ, в том числе и при участии репетиторов, а после поступления в вузы большинство студентов и их родителей не задумываются о будущем трудоустройстве выпускников или не предпринимают действий для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому при их дальнейшей учебе без целенаправленного стремления получить именно важные для хорошего трудоустройства знания, практи-ческие навыки и умения и привлекательные для работодателей резюме и портфолио это часто не удается своевременно сделать, так как они не знают требований будущих работодателей.
В итоге многие выпускники упускают время и возможности улучшить шансы быстро получить привлекательную для них официальную работу, особенно во внебюджетной сфере экономики, где, как правило, работодатели предпочитают соискателей, которые готовы быстро освоиться на новом месте, отрабатывать их зарплату и приносить прибыль.
Для улучшения ситуации без дополнительных затрат бюджетных средств и без изменений учебных планов и рабочих программ предметов, преподаваемых в школах и вузах, надо:
- во-первых, обеспечить максимально ранний выбор юношами и девушками и будущих сфер деятельности и привлекательных должностей с учетом их интересов, способностей и запросов на основе достоверной информации о требованиях работодателей к их соискателям и возможностях удовлетворять их, используя лучший мировой опыт [1-3, 5];
- во-вторых, квалифицированно помогать молодежи и заинтересованным семьям разработать и выполнять индивидуальные целевые программы повышения конкурентоспособности при трудоустройстве и работе при ее обучении за счет лучшего использования потенциала школы, вуза и семьи;
- в-третьих, как можно раньше обеспечить составление молодежью привлекательных для работодателей резюме для выбранных должностей и целенаправленное получение указанных в них знаний, навыков и умений;
- в-четвертых, помогать молодежи раньше проверить правильность профессионального выбора и интерес и способности к различной работе, получая навыки и умения и готовясь к лучшему трудоустройству и карьере;
- в-пятых, помогать молодежи лучше использовать потенциал своих семей, школы и вуза уже во время обучения для получения важных для работодателей знаний, практических навыков и умений, повышающих ее шансы на лучшее официальное трудоустройство.
Но сделать это в реальных условиях при обучении студентов трудно, так как учителя школ и преподаватели вузов не обязаны решать эти задачи в рамках учебного процесса, а семьи не имеют нужных для этого знаний и опыта и не стремятся к этому, надеясь на школу и вуз.
Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого впервые проведена большая подготовка к обеспечению комплексного решения проблемы улучшения обучения, профориентации и квалифицированной помощи молодежи в планировании и обеспечении ее подготовки к трудоустройству и карьере.
Для обеспечения этого авторами уже подготовлены и опубликованы методические рекомендации для студентов всех специальностей «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и учебно-методическое пособие «Получениепрактических навыков для безопасности жизнедеятельности, успешности трудоустройства и карьеры» [5], которые уже начали использоваться в университете в учебном процессе по ряду дисциплин.
Например, их использование при проведении практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» позволяет обеспечить, чтобы все студенты уже на первом курсе: 1 – задумались о своем будущем и о трудоустройстве и оценили свою реальную конкурентоспособность на рынке труда в настоящее время, заполняя учебно-тренировочную анкету; 2 – выбрали желательный для себя вариант резюме, чтобы при дальнейшей учебе стремиться получить его; 3 – попробовали самостоятельно разработать проект индивидуальной целевой программы повышения их конкурентоспособности при будущем трудоустройстве на выбранную должность; 4 – своевременно определили, какие именно знания, практические навыки и умения будут особенно необходимы им при будущем трудоустройстве и работе и при изучении каких дисциплин их можно получить. Это должно повысить мотивацию студентов усерднее учиться, целенаправленно готовиться к получению выбранной «работы мечты» и достойной зарплаты.
Однако практика показала, что по ряду объективных причин (занятость выполнением заданий по всем предметам, недостаточная настойчивость в достижении поставленной цели, невозможность без посторонней помощи получить во время учебы важные для работодателей навыки и опыт работы и т.д.) подавляющее большинство студентов не может самостоятельно успешно выполнять такие индивидуальные целевые программы без дальнейшей целенаправленной помощи университета и их родителей.
Поэтому для решения данной проблемы подготовлена возможность организовать для заинтересованных студентов всех факультетов, курсов, специальностей и форм обучения проведение учебно-практического курса «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» с новым многоцелевым тренингом различной продолжительности, которые можно эффективно и квалифицированно проводить под руководством второго автора этой статьи через Центр профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Важнейшими преимуществами этого нового курса и тренинга будут:
1 – демонстрация студентам того, как максимально эффективно показать преимущества своего образования и свои важные возможности работодателям и привлечь к себе их внимание даже при большом числе других соискателей, используя лучший мировой опыт и специально полученные знания и опыт (особенно при таком многоцелевом тренинге);
2 – объяснение реальных возможностей для обучаемых этому курсу быстро повысить за счет такого тренинга привлекательность своих резюме и портфолио для многих работодателей, чтобы получить хорошую работу;
3 – ознакомление с возможностями получить во время учебы важные для работодателей знания, практические навыки, умения и опыт, эффективнее используя потенциал вуза и своей семьи и лучший мировой опыт;
4 – демонстрация лучшего мирового опыта планирования и обеспечения успешной карьеры выпускников и возможностей использовать его;
5 – обучение студентов отработанным в ведущих странах Западной Европы и в США методам эффективного взаимодействия с родителями обучаемых в целях улучшения их обучения и целенаправленной подготовки к лучшему трудоустройству и к успешной карьере, которые могут быть использованы в России для улучшения обучения и воспитания детей;
6 – квалифицированная консультационная помощь по вопросам:
- проблем выбора и получения молодежью привлекательной работы;
- предотвращения ряда проблем и рисков при трудоустройстве;
- правильного выбора привлекательных должностей с учетом интересов, способностей и запросов молодежи, ее подготовки к их получению;
- правильной разработки и использования в российских условиях индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности;
- возможностей получения студентками очной формы обучения к окончанию университета привлекательных для работодателей резюме и портфолио, позволяющих быстрее и легче найти хорошую официальную работу и обоснованно претендовать на более высокую зарплату за счет наличия важных для работодателей знаний, навыков, умений и опыта.
Обучение на таких курсах и такой тренинг могут помочь студентам:
- эффективно применять новый метод улучшения профориентации, обучения и подготовки молодежи к трудоустройству и карьере [1-3, 5];
- получить хорошую официальную работу с достойной зарплатой;
- стать более авторитетным и востребованным специалистом, эффективнее используя полученные знания, особенно при обучении детей, а также возможности такого многоцелевого тренинга с учетом лучшего мирового опыта как при учебе в университете, так и после его окончания.
Список литературы
1. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: метод. рекомендации для студентов всех специальностей / С. П. Будникова, Н. В. Просперова, С. А. Радченко и др. – Тула: изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. 262 с.
2. Радченко С.А., Радченко С.С. Метод улучшения технико-технологической и экономической подготовки молодежи без дополнительного финансирования // В сб.: Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Матер. международной научно-практической конференции. Под редакцией доцента Ф. Н. Зименковой, доцента В.Г. Козлова. – М.: МПГУ, 2014. – С. 202-206.
3. Радченко С.А., Просперова Н.В. Комплексный метод и малозатратные возможности для улучшения профориентации, обучения и подготовки молодежи к трудоустройству и карьере // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: сборник материалов III Региональной научно-практической конференции с всероссийским участием. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 60-64.
4. Брагина З.В. Пространство образовательной деятельности вуза: какова его роль? // Экономика образования. 2014. № 1. С. 48-54.
5. Получениепрактических навыков для безопасности жизнедеятельности, успешности трудоустройства и карьеры: учеб.-метод. пособие / С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова и др. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. 142 с.