Психические процессы. Воля.




Продолжая рассмотрение психических процессов, необходимо остановиться на таком важном компоненте как воля.

Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (непосредственные желания и стремления).

Иными словами: воля – это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

В истории философии и психологии различные истолкования воли связаны прежде всего с противоположностью таких направлений как детерминизм и индетерминизм:

- первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, социальными причинами или божественным предопределением),

- второй – как автономную и самополагающую силу; понятие Свобода воли (Кант, Фихте, Гегель).

Волюнтаризм представляетволюкак изначальное и первичное основание человеческой деятельности и всего мирового процесса, высший принцип бытия (Шопенгауэр).

Различие философских подходов нашло свое отражение в психологических теориях (мы говорили, что психология изначально возникла и развивалась в рамках философского знания).

Традиционно воля рассматривалась двояко:

- либо как самодовлеющий источник активности человека, не зависимый от объективных причин. Это так называемые автогенетические теории воли (В.Вундт, Н.Ах и др.);

- либо ее специфика отрицалась и сводилась к другим психическим процессам. Это гетерогенетические теории воли, определяющие ее как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений, например, мышления или представления: интеллектуалистические теории воли (Гербарт и др.); чувств (Г.Эббингауз) или комплекса ощущений (направление ассоцианизм).

Современная отечественная психологическая наука рассматривает волю, как и другие психические процессы в аспекте ее социокультурной обусловленности, продукта процессов филогенеза и онтогенеза (о которых мы все время вспоминаем) и в связи с развитием высших психических функций (произвольное восприятие, запоминание и т.д.). Важную роль в изучении воли сыграли работы Д.Н.Узнадзе и его школы по теории установки.

В связи с этим необходимо обратиться к анализу физиологических процессов, лежащих в основе воли.

Физиологические основы воли.

Воля имеет условнорефлекторную природу. В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов.

Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции.

Связь двигательной области коры с другими участками мозга лежит в основе сознательных движений и действий человека. Мозг непрерывно получает сведения о том, что и как выполняется в данный момент. Если поступают сведения о несоответствии задуманной программе, то изменяется либо программа, либо формы активности человека для достижения своих целей.

На основе временной нервной связи складываются и закрепляются разнообразные ассоциации, что и создает условия целенаправленного поведения.

Итак, можно выделить

Особенности волевых действий:

- сознательная целеустремленность;

- связь с мышлением;

- связь с движением.

При этом волевые действия связаны как с сознательными, так и с бессознательными (автоматическими) действиями.

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности.

Психологическая структура волевого акта:

- Побуждение к совершению волевого действия. Побудительные силы конкретных волевых действий – потребности и мотивы человека.

- Представление и осмысление цели действия. Мотивов может быть несколько, сами мотивационные тенденции могут быть разнонаправленными, между ними возникает борьба, в ходе которой подавляются одни тенденции и превалируют другие, оформляется цель деятельности и осмысляется ее специфика. Борьба мотивов заставляет задуматься и о последствиях действий, об ответственности, связанной с достижением данной цели (вспомним известный тезис: цель оправдывает средства).

- Представление средств и способов к достижению намеченной цели. От правильности выбора их зависит достижение конкретного результата.

- Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, выбора средств и способов достижения целей человек принимает решение осуществить данное действие. Для этого требуется волевое усилие и преодоление встречающихся на его пути трудностей объективного и субъективного характера. И, наконец, наступает этап, который называют

- Выполнение принятого решения. Это этап практического выполнения задуманного замысла в предмете, поступке, движении, умственном действии и т.д. Здесь человек контролирует и корректирует свои действия, сличает полученный результат с идеальным образом своей цели.

Главными в этой цепочке остаются принятие решения и его реализация.

Л.С.Выготский и А.Р.Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением. Это становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаковискусственных «средств поведения» (вспомните, мы говорили об этом, анализируя теорию Выготского).

В педагогике развитие воли у ребенка начинается в раннем детстве с приобретения способности управлять своими движениями (в музыкальной педагогике это тоже, как известно, имеет большое значение) и проходит сложный путь (готовность поступать вопреки непосредственному эмоциональному побуждению, понимание правил поведения и т.д.).

В процессе развития психики ребенка (онтогенез) первоначально непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается способность к удержанию цели действия. К концу дошкольного – началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается самостоятельно ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания формируется воля.

Таким образом, осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных, сиюминутных потребностей, импульсивных действий.

Однако не всякое не всякое действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте – осознание ценности самой цели действия и ее соответствия принципам и нормам личности. Поэтому для субъекта воли характерно переживание НЕ «Я хочу», а переживание НАДО, «Я должен»!

Действительно, в основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм, связанный с общими и специфическими компонентами любой целенаправленной деятельности.

Общее – это опосредованность поведения внутренней интеллектуальной деятельностью, ее сознательной регуляцией и поиском действий, которые могут привести к поставленной цели.

Специфическое – наличие конкретного внутреннего интеллектуального плана, который организует все имеющиеся в данный момент побуждения для достижения поставленной цели.

В заключение отметим, что воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Можно согласиться с мнением, что характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект – основой мыслительных процессов, а темпераментэмоциональных процессов.

(Для того, чтобы сдать психологию, надо собрать всю волю в кулак)))



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: