МАТЕРИАЛЫДЛЯ КОМПЛЕКТАЦИИ
И СОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТА
«ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ»
Санкт-Петербург
МАТЕРИАЛЫДЛЯ КОМПЛЕКТАЦИИ
И СОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТА
«ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ»
Под общей редакцией
генерального директора ООО «ПКФ «АЛЬМА»
В. Л. Жевнерова
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях
Экспертным научно-методическим советом
при Санкт-Петербургской академии постдипломного
педагогического образования
Санкт-Петербург
Издательство РГПУ им. А. И. Герцена
Авторы-составители:
д-р пед. наук, проф. Л. Б. Баряева
(зам. генерального директора ООО «ПКФ «АЛЬМА»);
В. В. Мурашов
(главный инженер ООО «ПКФ «АЛЬМА»);
канд. пед. наук Т. А. Овечкина
(зав. Институтом детства СПбАППО);
А. Т. Фаткулов
(директор по маркетингу и продажам ООО «ПКФ «АЛЬМА»)
© Баряева Л. Б., Мурашов В. В., Овечкина Т. А., Фаткулов А. Т., авторы-составители, 2011 © Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 |
Общие сведения
«Темная сенсорная комната» — помещение, в котором в соответствии со стандартным (или индивидуальным) проектом размещено развивающее интерактивное оборудование. Сенсорная комната ― мощный инструмент для сенсорного и познавательного развития детей, а также для нормализации психического состояния взрослых людей, здоровых и с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие виды психологического и психотерапевтического воздействия:
· релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых: развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
|
· фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
· повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
· развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых;
· коррекцию психоэмоциональных состояний.
«Темная сенсорная комната» ― это пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия в темной сенсорной комнате с детьми и подростками с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, позволяют осуществлять коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания ― и создают условия для саморегуляции процессов возбуждения и торможения.
Занятия в темной сенсорной комнате проводят педагоги, психологи, врачи и другие специалисты.
Предлагаемые материалы являются основой для составления паспорта помещения «Темной сенсорной комнаты» образовательного учреждения (см. приложение), который учитывает имеющееся в учреждении оборудование, специфику помещения, где это оборудование размещается, особенности отклонений в развитии обучающихся (воспитанников) и задачи коррекционно-восстановительной работы.
Ниже приведен перечень оборудования, рекомендованного к использованию в темной сенсорной комнате. Подбор оборудования необходимо осуществлять с учетом имеющихся площадей и направленности планируемых занятий. Для удобства комплектации в таблице представлены размеры крупногабаритных изделий, которые определяют степень заполненности помещения.
|
Учитывая постоянное обновление и модернизацию оборудования, используемого в темной сенсорной комнате, возможно изменение их названий и моделей.
Перечень оборудования
для темной сенсорной комнаты