Учебно-методический комплект:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином, 2007.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
Дополнительная литература:
- Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение:
1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
2. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
№ п/п | Дата | Тип урока | Тема урока | Основное содержание |
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 16 часов | ||||
1. | 02.09 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Понятие и типы информационных систем | Информационная система. Типы информационных систем. |
2. | 04.09 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Базы данных (табличные, иерархические, сетевые) | База данных (БД). Табличные базы данных. Поле и запись. Ключевое поле. Иерархические БД. Сетевые БД. |
3. | 19.09 | Комбинированный урок. | Создание структуры табличной базы данных. | Табличная база данных. Поле и запись. Ключевое поле. |
4. | 11.09 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Системы управления базами данных. | Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Окно базы данных. |
5. | 16.09 | Комбинированный урок | Системы управления базами данных. Ввод и редактирование данных. | Осуществление ввода и редактирования данных. Создание таблицы в режиме мастера. |
6. | 18.09 | Урок закрепления изуч-го | Ввод и редактирование данных. | Осуществление ввода и редактирования данных. Создание таблицы в режиме конструктора. |
7. | 23.09 | Комбинированный урок | Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты) | Формы представления данных в СУБД. Таблицы. Формы. Запросы. Отчеты. |
8. | 25.09 | Комбинированный урок | Использование формы для просмотра и редактирования записей. | Создание формы в режиме мастера и конструктора. Просмотр и редактирование записей с помощью формы. |
9. | 30.09 | Комбинированный урок | Быстрый поиск данных. Поиск данных с помощью фильтров и запросов. | Фильтры и запросы. Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД. |
10. | 02.10 | Урок применения знаний и умений | Поиск данных с помощью фильтров и запросов | Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД. |
11. | 07.10 | Комбинированный урок | Сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов. | Упорядочение данных в среде СУБД. |
12. | 09.10 | Урок применения знаний и умений | Сортировка данных. Создание отчетов | Упорядочение данных в среде СУБД. Отчеты. Создание отчетов в режиме мастера и конструктора. |
13. | 14.10 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Реляционные базы данных. | Однотабличные и многотабличные базы данных. Реляционная база данных. |
14. | 16.10 | Комбинированный урок | Создание реляционных баз данных. | Реляционная база данных. Создание реляционных баз данных. |
15. | 21.10 | Комбинированный урок | Связывание таблиц в многотабличных базах данных | Многотабличные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. |
16. | 23.10 | Контроль знаний и умений. | Практическая контрольная работа «Хранение, поиск и сортировка данных в БД». | Создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач. |
Основы логики – 6 часов | ||||
17. | 28.10 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинностей. | Высказывания. Логическое умножение (конъюнкция). Логическое сложение (дизъюнкция). Логическое отрицание. Таблицы истинностей. |
18. | 30.10 | Комбинированный урок | Построение таблиц истинности логических функций и выражений. | Логические функции. Логические выражения. Построение таблиц истинности логических функций и выражений. |
19. | 11.11 | Комбинированный урок | Логические функции, законы и правила преобразования логических выражений. | Логическое следование (импликация). Логическое равенство (эквивалентность). Логические законы и правила. |
20. | 13.11 | Урок закрепления изуч-го | Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразований. | Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразований. Решение логических задач. |
21. | 18.11 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Логические основы устройства компьютера. | Базовые логические элементы (И, ИЛИ, НЕ). Полусумматор. Сумматор. Триггер. |
22. | 20.11 | Комбинированный урок | Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер) | Построение логических схем основных устройств компьютера. |
Информационные модели – 12 часов | ||||
23. | 25.11 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Моделирование как метод познания. | Модель. Моделирование. Объект, субъект, цель моделирования. |
24. | 27.11 | Урок ознакомл. с нов. материалом | Формы представления моделей. Формализация. | Материальные и информационные модели. Формализация. Визуализация формальных моделей. |
25. | 02.12 | Комбинированный урок | Системный подход в моделировании. | Система. Статические информационные модели. Динамические информационные модели. |
26. | 04.12 | Комбинированный урок | Типы информационных моделей | Табличные информационные модели. Иерархические информационные модели. Сетевые инф. модели. |
27. | 09.12 | Комбинированный урок | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | Этапы построения моделей. Компьютерное моделирование. |
28. | 11.12 | Комбинированный урок | Исследование физических моделей. | Физические модели. Построение и исследование физических моделей. |
29. | 16.12 | Урок применения знаний и умений | Приближенное решение уравнений графическим методом. | Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. |
30. | 18.12 | Урок применения знаний и умений | Исследование биологических моделей развития популяции. | Биологические модели. Исследование биологических моделей развития популяций. |
31. | 23.12 | Комбинированный урок | Использование геоинформационных моделей. | Геоинформационные модели. Использование геоинформационных моделей. |
32. | 25.12 | Комбинированный урок | Использование химических моделей. | Химические модели. Экспертные системы распознавания химических веществ. |
33. | 13.01 | Комбинированный урок | Оптимизационное моделирование. Построение логических моделей. | Оптимизационное моделирование в экономике. Модели логических устройств. |
34. | 17.01 | Контроль знаний и умений. | Информационные модели управления объектами. Контрольная работа «Информационные модели» | Информационные модели управления объектами. |
Коммуникационные технологии – 24 часа | ||||
35. | Урок ознакомл. с нов. материалом | Передача информации | Каналы передачи информации. Передача информации по информационным каналам. | |
36. | Урок ознакомл. с нов. материалом | Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Локальная компьютерная сеть. Предоставление доступа к ресурсам компьютера. Глобальная компьютерная сеть Интернет. | |
37. | Комбинированный урок | Адресация в Интернете. | IP-адрес. Доменная система имен. | |
38. | Комбинированный урок | Протокол передачи данных TCP/IP. | Протокол маршрутизации. Транспортный протокол. | |
39. | Урок применения знаний и умений | «География» Интернета. Определение маршрута прохождения информации. | Определение маршрута прохождения информации. Определение времени обмена IP-пакетами. | |
40. | Комбинированный урок | Подключение к Интернету. Настройка модема. | Модем. Модуляция и демодуляция. Установка и тестирование модема. Подключение к Интернету. | |
41. | Комбинированный урок | Электронная почта и телеконференции | Электронная почта. Адрес электронной почты. Телеконференции. | |
42. | Урок применения знаний и умений | Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express. | Функционирование электронной почты. Почтовые программы. Почтовая программа Outlook Express. | |
43. | Комбинированный урок | Всемирная паутина. | Технология WWW. Универсальный указатель ресурсов. Браузер. | |
44. | Урок применения знаний и умений | «Путешествие» по Всемирной паутине. Настройка браузера. | Настройка браузера. Путешествие по Всемирной паутине. | |
45. | Урок ознакомл. с нов. материалом | Файловые архивы. | Серверы файловых архивов. Протокол передачи файлов (FTP). | |
46. | Урок применения знаний и умений | Работа с файловыми архивами и поисковыми системами. | Загрузка файлов с помощью браузера. Загрузка файлов с помощью специализированных программ. | |
47. | Комбинированный урок | Поиск информации в Интернете, интерактивное общение, мультимедиа технологии. | Поисковые системы общего назначения. Специализированные поисковые системы. Мультимедиа технологии в Интернете. Интерактивное общение в Интернете. | |
48. | Контроль знаний и умений. | Общение в Интернете в реальном времени. Контрольная работа «Компьютерные сети» | Серверы интерактивного общения. Общение с помощью ICQ. | |
49. | Урок ознакомл. с нов. материалом | Основы языка гипертекстовой разметки документов HTML. | Web-сайты и Web-страницы. Язык гипертекстовой разметки документов HTML. | |
50. | Комбинированный урок | Создание Web-сайта «Мой компьютер» | Создание Web-сайта с помощью HTML. Создание структуры Web-страницы. | |
51. | Урок применения знаний и умений | Форматирование теста и размещение графики. | Форматирование текста средствами HTML. Вставка изображений. | |
52. | Урок применения знаний и умений | Создание Web-страницы «Словарь» | Теги форматирования текста. Задание цвета фона и текста. | |
53. | Комбинированный урок | Гиперссылки на Web-страницах. | Гиперссылки. Относительный и абсолютный адрес. | |
54. | Урок применения знаний и умений | Создание Web-страницы «Комплектующие» | Создание панели навигации на Web-странице. Навигация по сайту. | |
55. | Комбинированный урок | Списки и формы на Web-страницах. | Списки. Создание списков средствами HTML. Формы на Web-страницах. | |
56. | Урок применения знаний и умений | Создание Web-страницы «Анкета» | Создание интерактивной формы на Web-странице. Заполнение формы. | |
57. | Комбинированный урок | Инструментальные средства создания Web-страниц | Инструментальные средства создания Web-страниц (HTML-редакторы). | |
58. | Урок применения знаний и умений | Тестирование и публикация Web-сайта «Мой компьютер» | Тестирование Web-сайта. Публикация Web-сайта в Интернете. | |
Основы социальной информатики – 6 часов | ||||
59. | Урок ознакомл. с нов. материалом | Информационная цивилизация. | Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Компьютерные сети. | |
60. | Комбинированный урок | Информационные ресурсы общества. Информационная культура | Информационные ресурсы общества. Информационная культура. | |
61. | Комбинированный урок | Этика и право при создании и использовании информации | Этика и право при создании и использовании информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. | |
62. | Комбинированный урок | Информационная безопасность | Информационная безопасность. | |
63. | Комбинированный урок | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | Правовая охрана программ и баз данных. Электронная подпись. | |
64. | Комбинированный урок | Защита информации. | Защита доступа к компьютеру. Защита программ от нелегального копирования и использования. | |
Повторение – 4 часа | ||||
65. | Урок закрепления изуч. матер. | Этапы развития вычислительной техники. | История развития вычислительной техники. Поколения компьютеров. | |
66. | Урок закрепления изуч. матер. | Основные технические характеристики современного компьютера | Аппаратное обеспечение современного компьютера. Основные технические характеристики. | |
67. | Урок закрепления изуч. матер. | Информация и информационные процессы. Системы счисления | Информация и информационные процессы. Перевод чисел в различных системах счисления. | |
68. | Урок закрепления изуч. матер. | Коммуникационные технологии. | Информационно-коммуникационные технологии в современном обществе. |