Задание 1. Изучите таблицы 1 и 2 и выполните задание
Во вторник восьмиклассник Дмитрий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба.
Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на следующие вопросы.
1. Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2. Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Дмитрия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела – 57 кг?
3. Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Ответ:
1. 682,5ккал.
2. 78,3г.
3. Структурная, защитная, регуляторная, энергетическая.
Задание 2. Изучите таблицы 1 и 2 и выполните задание (таблицы те же).
В среду десятиклассник Илья посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясной биточек с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба.
Используя данные таблиц, ответьте на следующие вопросы.
1. Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2. Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Ильи в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 15 лет?
3. Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Ответ:
1. 736,3г или 736г.
2. 279,9 или 280.
3. Углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма.
ИЛИ строительная (входят в состав нуклеиновых кислот);
ИЛИ запасающая (гликоген запасается в печени и скелетных мышцах);
ИЛИ регуляторная (регулируют осмотическое давление крови);
ИЛИ рецепторная (образуют клеточные рецепторы).
Задание 3. Изучите таблицы 1 и 2 и выполните задание (таблицы те же).
1. В четверг семиклассница Александра посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленая с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба.
Используя данные таблиц, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1. Каково содержание белков в школьном обеде?
2. Какое ещё количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Александре, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?
3. Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Ответ:
1. 20,3г или 20г.
2. 2229,5 ккал или 2230 ккал.
3. Структурная (входят в состав тканевой жидкости, обеспечивают связь клеток в тканях и т. п.);
ИЛИ каталитическая (ферментативная) (ускоряют реакции в организме);
ИЛИ регуляторная (сигнальные молекулы, гормоны);
ИЛИ рецепторная (клеточные рецепторы, родопсин);
ИЛИ транспортная (перенос веществ, гемоглобин);
ИЛИ защитная (антитела иммунитета, иммуноглобулины);
ИЛИ двигательная (сократительная) (актин и миозин в мышечных волокнах).
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
Задание 4. Изучите таблицы 1 и 2 и выполните задание (таблицы те же).
В четверг шестиклассница Марина посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба.
Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на следующие вопросы.
1. Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2. Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Марины в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 12 лет, а масса тела – 27 кг?
3. Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Ответ:
1. 670,5 ккал или 671 ккал;
2. 27,3 г или 27 г;
3. Энергетическая
ИЛИ запасающая (жиры в подкожной жировой клетчатке);
ИЛИ регуляторная (стероидные гормоны);
ИЛИ структурная (жирные кислоты входят в состав фосфолипидов).
Задание 5. Используя данные таблиц, рассчитайте рекомендуемую калорийность первого завтрака для 8-летнего Петра, если ребёнок питается четыре раза в день.
Предложите Петру оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Пётр любит жареный картофель.
В ответе укажите: калорийность первого завтрака при четырёхразовом питании, блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность завтрака, и количество жиров в нём.
Ответ:
1. Рекомендуемая калорийность завтрака 357 ккал.
2. Рекомендуемые блюда: жареный картофель, овощной салат, чай с двумя ложками сахара.
3. Калорийность завтрака 353 ккал (225 + 60 + 68 = 353 ккал). Количество жиров 12 г (12 + 0 + 0 = 12 г).
Задание 6. На второй перемене в школьной столовой третьеклассник Михаил на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку.
Используя данные таблиц, ответьте на вопросы:
1. Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?
2. Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам 10-летнего Михаила?
3. В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?
Ответ: 1. 679,6 ккал.
2. Общее количество полученных углеводов – 157,4 г, что составляет 47,7% их суточного объёма.
3. Содержат незаменимые аминокислоты, много белков и жиров, но мало углеводов.