Политическая система Испании




1. История конституции Испании, Франкистский режим, введение новой конституции.

Испания обладает длительными и сложными конституционными традициями.

Первая Конституция в этой стране была выработана в 1812 г. история богата революционными событиями: лишь в XIX в. было пять революций, породивших различные акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления.

В истории страны известны лишь две республики с непродолжительным сроком существования: Первая - в 1873-1875 гг., Вторая - в 1931-1939 гг. Во время Первой республики сменилось четыре президента страны и было два государственных переворота. Вторая республика прекратила свое существование в результате гражданской войны.

В течение примерно десяти лет при режиме Ф.Франко (1892-1975) Испания оставалась монархией без монарха, и только в 1947 г. Кортесами был принят Закон о наследовании поста главы государства, в котором было прямо сказано, что испанская форма правления является монархической.

Современная конституционная история отправной точкой имеет смерть Ф.Франко, последовавшую 20 ноября 1975 г. Другими словами, Испания стала последней крупной страной в Западной Европе, расставшейся с военно-фашистской диктатурой, существовавшей в стране в течение 35 лет.

Конституция 1978 г. в преамбуле и в первых статьях закрепила идеологические и политические основы Испанского государства и полностью отказалась от структур, лежавших в основе франкистской модели. В качестве краеугольных принципов в ней закреплены права человека, демократический, социальный и правовой характер государства; в основу последнего положен национальный суверенитет, принадлежащий испанскому народу, от которого исходят все полномочия органов государственной власти.

В отличие от французской 1958 г. и германской 1949 г. Конституций, преамбулы которых являются их составными частями, испанская юридическая доктрина не рассматривает эту частьОсновного закона как имеющую обязательную юридическую силу. На преамбулу нельзя ссылаться при обращении в Конституционный суд или в обычные суды, но эта часть акта учитывается судьями при толковании конституционных норм, поскольку она указывает намерения, цели, положенные учредителями в основание Конституции.

Если франкистская концепция говорила об участии народа в управлении государством через семью, муниципалитеты, "вертикальные профсоюзы" и другие "органические единицы", то Конституция 1978 г. закрепила в качестве основополагающего принцип национального суверенитета, принадлежащего испанскому народу. Провозглашение такого суверенитета соответствует испанской конституционной традиции: Основные законы 1812, 1837, 1856, 1869 гг. закрепляли такой же. Обобщающий термин "испанская нация"(ст. 2) подчеркивает единство, историческую, культурную и человеческую общность народа. Такое единство, однако, не препятствует созданию национальной автономии.

Конституция Второй республики содержала положения об автономии национальных районов, но гражданская война и франкизм прервали процесс национального строительства. Франкизм провозглашал политическую унификацию по двум, главным образом, причинам. Первая из них - идеологическая. Единство - условие могущества и независимости Испании. "Единство между людьми и между землями Испании незыблемо. Целостность Родины и ее независимость - высшее требование национального сообщества", - говорилось в ст. 4 Закона о принципах Национального движения от 17 марта 1958 г.

Вторая причина жесткого унитаризма - стремление противостоять требованиям автономии в двух наиболее крупных регионах (Страна басков и Каталония), в которых оппозиция франкизму была наиболее сильной в стране и доходила до вооруженной борьбы. Конституция 1978 г. разрешила национальную проблему, предоставив статус автономии составным частям Испании (разд. VIII, ст. 137-158), но без введения федеративной формы устройства. Была распределена компетенция между центром и автономными сообществами.

Вопрос о монархии был предметом многочисленных дебатов при создании Конституции, и большинство политических партий выступали за учреждение этого института. Только Испанская рабочая социалистическая партия и ее союзники, в частности социалисты Каталонии, требовали введения республиканской формы правления. По их мнению, должна была быть восстановлена именно эта форма правления, упраздненная гражданской войной и франкизмом. Из формальных положений Конституции вытекает, что невыборная монархия противоречит провозглашенным принципам национального суверенитета и демократии. Против учреждения монархии был использован и тот аргумент, что пост монарха был учрежден Ф.Франко.

2. Форма правления и принип раделения властей.Институт главы государства.

В соответствии с Конституцией Испании от 1978 года Испания – парламентское демократическое государство, в котором разделены законодательная, исполнительная и судебная власти. Глава государства – король.(Конституционная(в некоторых источниках выделяют как конституционную и парламентскую) монархия.

Законодательная власть принадлежит парламенту Испании (Cortes Generales), состоящему из представителей испанского народа, которые выбираются каждые 4 года. Он состоит из двух палат: конгресса и сената. Они наделены законодательной властью, имеют функции принятия государственного бюджета, управления работы правительства, а также другие полномочия и обязанности, принадлежащие им по конституции. Представителей выбирают тайным голосованием через применение всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права. Все граждане Испании, имеющие политические права, могут выбирать или быть избранными.

Исполнительная власть принадлежит государственному правительству, которое состоит из президента, вице-президента, министров и других предусмотренных законом лиц. Король выставляет кандидата на пост главы правительства после совещания с представленными в парламенте политическими партиями и на основе результатов выборов. Правительство руководить внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной. Оно выполняет функции исполнительной власти и имеет право создавать урегулирования, соответствующие конституции и соответствующим законам. В настоящее время правительство состоит из 16 министров. Практически каждое из них неким образом связано с министерством образования и науки.

Судебная система включает Верховный суд (Верховный трибунал), состоящий из 20 членов, назначаемых королём на 5 лет, 19 территориальных высших судов, уголовные суды первой инстанции в каждой провинции, окружные, муниципальные и специальные суды. Действует также и Конституционный суд, состоящий из 12 членов, назначаемых королём на 9 лет, в функции которого входит контроль за соблюдением Конституции.

Полномочия Короля Испании.

1. Отношения с законодательной и исполнительной отраслями власти. Король санкционирует и промульгирует законы, одобренные генеральными кортесами, однако Конституция не предоставляет ему права законодательной инициативны и права вето в отношений законов Парламента. Король назначает выборы в генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может их досрочно распускать. В случаях, предусмотренных Конституцией, Король назначает референдум в стране. Взаимоотношения Короля с Правительством определяются тем, что он обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру Председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению Председателя Правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства.

2. В области внешних сношений Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия генеральных кортесов Король объявляет войну и заключает мир. Он назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Король осуществляет верховное главнокомандование вооруженными силами страны, назначает на гражданские и военные должности, присваивает почетные звания, награждает орденами, осуществляет помилование.

3. Форма АТУ Испании

Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем гарантирует право на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев. (т.е. – Децентрализованное унитарное государство)

В административно-территориальном отношении страна делится на 50 провинций, входящих в 17 автономных сообществ (Андалузия, Арагон, Астурия, Балеарские острова, Валенсийское сообщество, Галисия, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия — Ла Манча, Кастилия и Леон, Каталония, Ла Риоха, Мадрид, Мурсия, Наварра, Страна Басков, Экстремадура). Сеута и Мелилья также управляются как автонономные сообщества.

Каталония, Страна Басков и Галисия образованы по национальному принципу на территории проживания соответствующих коренных народов — каталонцев, басков, галисийцев. Эти сообщества обладают наиболее высокой степенью автономии по сравнению со всеми остальными. Там узаконено использование местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и террористическими актами.

Сегодня, как считают многие аналитики, у басков — самая автономная автономия в мире, практически негласная независимость. Однако они требуют полной и гласной. И ради этого самые боевитые из них приносят все новые жертвы на алтарь призрачной свободы.

Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне. Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными. Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам.

После 1997 года в каждой из пятидесяти провинций муниципальный совет возглавляет уполномоченный (делегадо), которого назначает региональная власть.

Местная администрация

Местная администрация состоит из муниципалитетов и провинций. Муниципалитеты наделены полной правосубъектностью, они управляются местным муниципальным правительством, которое состоит из мэра и выборных советов. Провинции имеют свою право- субъектность, они состоят из ассоциаций муниципалитетов. Они управляются делегациями провинций. В островных регионах (Балеарские острова и Канарские острова) существует другой тип управления – советы (Cabildos).

В Акт местного правительства 1985 г. Перечислены все полномочия муниципальной власти.

Департаменты министерств и другие органы под их управлением составляют государственную администрацию, функции которой – координация, планирование, инспекция и документирование.

Государство может передавать полномочия автономным регионам в тех случаях, когда это возможно, но в любом случае правительство обладает исключительной властью. Таким образом, например, государственные власти отвечают за вопросы, касающиеся граждан Испании, как единого целого, и международных вопросов.

4. Партиная система Испании.

Среди политических партий реальным влиянием пользуются две общенациональные партии — правящая консервативная, правоцентристская Народная партия (председатель партии Хосе Мария Аснар Лопес) и Испанская социалистическая рабочая партия (Хосе Луис Родригес Сапатеро). НП (первоначальное название — Народный альянс). ИСРП — одна из старейших в Европе, создана в 1879 типографским рабочим Пабло Иглесиасом. С момента создания и до прихода к власти Франко ИСРП всегда играла важную роль в политической жизни страны: входила во II Интернационал, была крупнейшей партией Народного фронта в период гражданской войны 1936—39. Во франкистский период, будучи на нелегальном положении, партия несколько ослабила свою деятельность. Однако с нач. 1970-х гг. в связи с избранием нового генерального секретаря (Ф.Гонсалеса) ИСРП превращается в ведущую оппозиционную партию страны. На выборах 1982 она одержала триумфальную победу, получив поддержку 12 млн голосов избирателей, что дало ей абсолютное большинство в парламенте (202 депутатских мандата в нижней палате и 134 места в Сенате), позволило сформировать правительственный кабинет во главе с премьер-министром Гонсалесом. Среди региональных партий: БНП (Хавьер Арсальюс Антиа, создана в 1985 Сабино Арана, по своей идеологии христианско-националистическая); КиС (президент Хорди Пухоль и Солер, представляет коалицию Демократической конвергенции Каталонии и Демократического союза Каталонии, обе партии созданы в нач. 1930-х гг., по своей идеологии — национал-центристские); ГНБ (Хосе Мануэль Бейрас); КК, состоящая из 5 партий (Паулино Риверо); Партия независимых Лансарота (Димас Мартин Мартин); левое движение представлено партией «Объединенные левые» (ОЛ, генеральный координатор Гаспар Льямасарес Триго, создана в 1986 как предвыборная коалиция Коммунистической партии Испании (КПИ), Партии социалистического действия (ПСД), партии «Республиканские левые» и независимых, некоторых других мелких партий, впоследствии вышедших из коалиции).

Итак, в Испании существует многопартийная система с преиобладанием двух партий.

5. Религия в Испании

Государственная религия Испании – римско-католическая. Около 95% испанцев католики. В середине 1990-х годов в стране было 11 архиепископств и 52 епископства.

Католицизм был официальной религией со времен гражданской войны вплоть до принятия Конституции 1978 г. Религиозные праздники отмечаются фиестами, традиции которых современные испанцы чтят и сохраняют.

6. Избирательная система Испании

В Испании смешанная избирательная система (сочетание мажоритарной и пропорцианальной систем).

Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: