Надзор за деятельностью ФСБ России




 

Надзор за соблюдением законности исполнительно-распорядительной деятельности ФСБ России подразделяется на два вида. Первый из них – общий надзор.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предметом общего надзора являются:

Исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законами, издаваемым ими правовых актов;

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительного следствия;

Исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Сущность и назначение прокурорского надзора сводится к тому, чтобы следить за установлением единого понимания законности, обеспечивать правильное применении законов в Российской Федерации.

Одной из основных форм прокурорского реагирования на выявленные незаконные акты органов управления ФСБ России является принесение протеста, в котором прокурор ставит вопрос об отмене противоречащих закону актов и восстановлении нарушенной законности. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, военный прокурор в праве установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор также в праве вносить представления об устранении нарушения закона органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение и объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Данное представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено военному прокурору в письменной форме.

Вторым видом надзора является административный. Он представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных и специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Административный надзор можно подразделить на два вида: надведомственный и внутриведомственный.

Надведомственный административный надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учрежлений, организаций общественных объединений и граждан специальными субъектами, наделенными для этого особыми полномочиями.

Особенности административного надзора состоят в том, что между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органа надзора распоространяется, как правило, на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

В том или ином органе, организации на предприятии, в учреждении, может организоваться внутриведомственный административный надзор, задачи которого те же, что и надведомственного административного контроля, но в пределах своего органа, организации, предприятия, учреждения. Органы внутреведомственного контроля учреждаются, как правило, в составе функциональных органов управления. Они действуют от имени этих органов (как его аппарат) либо выступают в качестве относительно обособленных структурных подразделений, выполняющих надзорные функции на основе специально издаваемых о них положений

Подводя итог, следует отметить, что контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, соответственно через уполномоченные на то подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ, Палаты Федерального Собрания, судебных органов РФ.

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Прокурорский надзор является мощным инструментом обеспечения законности. Квалифицированное использование его возможностей выступает и весьма эффективным средством предупреждения нарушений законов.


Заключение

 

Рассмотрение вопросов правового положения того или иного органа власти является весьма трудоемким, но необходимым процессом. Деятельность федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности является очень важной для государственной целостности и неприкосновенности Российской Федерации в целом, что в свою очередь свидетельствует об актуальности данной темы. Правовое положение федеральной службы безопасности обуславливается наличие определенной нормативно-правовой базой, которая имеет регламентацию как на федеральном уровне – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные акты, так и на международном – различные соглашения и меморандумы.

ФСБ России как и любой федеральный орган государственной власти имеет определенную структуру, благодаря которой данный орган действует как единое целое в процессе решения задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Организационная структура имеет нормативное закрепление. При организации своей деятельности ФСБ России выполняет ряд определенных задач по обеспечению безопасности. Также следует отметить принципы деятельности органов федеральной службы безопасности, которые всегда являлись важной составной частью их политико-правового положения. Однако неотъемлемой частью правового положения органов федеральной службы безопасности становятся только те принципы, которые были определены в законах, непосредственно регулирующих их деятельность. Принципы, определяющие порядок организации и деятельности органов федеральной службы безопасности, можно классифицировать по ряду оснований. Так, например, в зависимости от того, на какую сферу государственных отношений эти принципы распространяют свое действие, можно выделить две их группы: всеобщие принципы, имеющие отношение к деятельности всех органов государственной власти (принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма); отраслевые принципы организации и деятельности органов федеральной службы безопасности (принципы единства системы органов федеральной службы безопасности и принцип конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности).

На данный момент существуют пять основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Данные принципы обеспечивают качественное обеспечение безопасности Российской Федерации органами ФСБ России.

Необходимо отметить, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широкими полномочиями по контролю за органами исполнительной власти, в том числе за органами федеральной службы безопасности. Соответствующие права он осуществляет при реализации своих конституционных функций: как глава государства, как гарант Конституции Российской Федерации. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности Президент Российской Федерации осуществляет как непосредственно, так и через свою администрацию. Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания Российской Федерации непосредственно, а также через специально созданные для этого органы: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.

Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением органами федеральной службы безопасности Конституции Российской Федерации является соблюдение органами федеральной службы безопасности и их должностными лицами: положений Конституции Российской Федерации в своей деятельности.

Основные задачи курсовой работы достигнуты:

Рассмотрена организационная структура ФСБ России

Определены задачи и принципы ФСБ России

Выявлены основные направления деятельности ФСБ России

Изучен контроль за деятельностью ФСБ России

Уточнены вопросы надзора за деятельностью ФСБ России

Основные положения выносимые на защиту считаю раскрытыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: