Воспитание как влияние на систему отношений человека.




Сущность и законы воспитания

Лекция № 2

План

1. Специфика воспитания

2. Воспитание как влияние на систему отношений человека

3. Законы воспитания

Специфика воспитания.

Предметом педагогики является целенаправленное влияние взрослых (в первую очередь педагогов и родителей) на развитие и формирование детей. Длительный опыт истории школьного и домашнего образования показал, что, как бы хорошо ни была организована передача знаний детям, одного учебного процесса недостаточно для формирования зрелой личности. Только соединение учебного и воспитательного процессов могут привести нас к желанной цели.

Воспитатика – это наука о воспитании. Поэтому при изучении воспитатики необходимо прежде всего поточнее определить смысл слова «воспитание». Чтобы выяснить, что такое воспитание и как его организовать, целесообразно, прежде всего, разобраться в его специфике. Для этого сравним воспитание с обучением по некоторым параметрам. Обучение направлено, прежде всего, на то, чтобы дать человеку правильные представления, понятия, знания об окружающем мире. Поэтому в его основе лежит процесс познания. Задачи у воспитания иные – это создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям общества, да и самого человека, формирования качеств его личности, характера, направленности, привычек, влияющих на поведение человека и его отношения с другими людьми.

Воспитательный процесс совершается комплексно, во взаимосвязи многих элементов. Программировать обучение не так уж сложно. Время от времени создаются программы, построенные по разным годам пребывания детей в школе и по разным предметам. Эти программы помогали и помогают в планировании и организации обучения. А вот программировать воспитание оказалось куда сложнее, и предпринимавшиеся до сих пор попытки нельзя признать удачными. Существенно различается контроль хода и результатов обучения и воспитания. Проверить, усвоены ли детьми знания и как усвоены, появились ли у них умения и сформировались ли необходимые навыки, не так уж сложно. Для этого достаточно задать им вопросы по изученному материалу и выслушать ответы, посмотреть, как они выполняют практические задания, – и всё станет ясным. А как проверить, сформировались ли необходимые качества личности (скажем, честность, трудолюбие или принципиальность) или как развивается процесс формирования нужных качеств? Выяснить это сложнее, контроль здесь затруднён.

В целом, можно сделать вывод, что организация процесса обучения проще и легче, а процесса воспитания сложнее и труднее. Сравнивая эти процессы, мы не должны забывать об их взаимосвязи. Оба этих процесса происходят с одной и той же личностью. При обучении детей всегда присутствуют хотя бы отдельные элементы воспитания. Действительно, наводя порядок в классе во время урока, учитель стремится приучить школьников к дисциплине; преподавая, он в то же время стремится определённым образом их настроить и в чём-то убедить. В процессе воспитания детей в семье или в загородном лагере, родители или педагоги сообщают им определённые сведения, объясняют те или иные явления, уточняют смысл непонятных слов, и тогда можно говорить о некоторых элементах обучения. «Чистые» обучение и воспитание скорее всё-таки абстракции, необходимые будущим педагогам для познания и освоения единого учебно-воспитательного процесса.

Но, несмотря на обычное единство учебно-воспитательного процесса, в практической деятельности педагогов возможен крен в одну из составляющих сторон единого процесса. Так, можно себе представить такую организацию обучения в конкретной школе, когда воспитанием детей педагоги почти не занимаются. И тогда формирование личности идёт однобоко и приводит в лучшем случае к выпуску из школы невоспитанного человека. Для гармоничного соединения этих процессов, для успешного формирования личности детей необходимо основательно разобраться в особенностях воспитания и найти удачные способы объединения его с обучением. Термин «воспитание» возник в России в XVII веке и имел тогда иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскармливание, то есть правильное питание ребёнка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие. За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании. Попробуем выделить наиболее распространённые подходы к нему. Прежде всего, это неоправданно широкое понимание воспитания. В этом случае оно трактуется как формирование личности под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихийных, и – целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества. При таком понимании воспитание отождествляется с понятиями формирование и социализация и становится термином скорее психологическим или социологическим, чем педагогическим.

Рассмотрим другое, тоже расширенное, понимание термина «воспитание». В этом смысле оно толкуется как целенаправленное влияние на становление и развитие личности или целенаправленное создание условий для развития личности, с тем чтобы обеспечить передачу знаний, опыта, навыков, накопленной человечеством культуры от старших поколений к младшим, подготовку молодого поколения к жизни и труду. При таком рассмотрении воспитание включает в себя обучение и опять-таки воспитание, но уже в более узком смысле. Такое словоупотребление, хотя и очень распространено (в том числе и в педагогической литературе), тоже вряд ли оправдано, поскольку приводит к путанице, когда, произнося слово «воспитание», имеют в виду то ли широкий его смысл, то ли узкий («собственно воспитание»).

В данном пособии воспитание – это целенаправленное влияние на развитие и формирование характера и качеств личности. Говоря о воспитании, имеют в виду высокоморальное, нравственное влияние на развитие личности. Поэтому более точным определением воспитания будет такое: воспитание – это культуросообразное целенаправленное влияние на развитие и формирование характера и качеств личности.

Воспитание как влияние на систему отношений человека.

Воспитатель стремится сформировать у своих воспитанников определённые качества личности. Он не в силах передать им нужные качества личности, так же как воспитанники не способны у воспитателя их взять. Можно с утра до вечера рассказывать детям, как важно быть честным, подробно объяснять, что такое честность, и призывать детей быть честными. Но это вовсе не приведёт к тому, что дети обязательно станут честными. Качества личности складываются, вызревают как кристаллы. Как же помочь их образованию? Для этого надо, прежде всего, разобраться в сущности этих качеств и в особенностях этого процесса. Основу качества личности составляет конкретное отношение. В основе честности и нечестности лежат определённые, хотя Для успешного ведения единого учебно-воспитательного процесса педагогам необходимо вычленить и глубоко изучить каждую его сторону – и обучение и воспитание.

Воспитание – это культуросообразное целенаправленное влияние на развитие и формирование качеств личности.

Воспитание специфично, оно основательно отличается от обучения своей сущностью, задачами, закономерностями, принципами и методикой. и противоположные отношения к чужой собственности; дисциплинированность – это отношение к установленным порядкам.

Всё это нравственные отношения. Но можно говорить и об эстетических, экологических и других отношениях как качествах личности.

Именно отношения ребёнка – главный предмет заботы воспитателя. «Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства – в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), в которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью».

Слово «отношение» употребляется в разных смыслах. Отношение – это, прежде всего, элемент и характер связи и взаимодействия между людьми, а также особенность связи с окружающими предметами и явлениями. Человек постоянно вступает с окружающим миром в те или иные живые, действующие, функционирующие отношения, без этого невозможна никакая деятельность. Ко всему окружающему, ко всем значимым для него людям и явлениям, он как-то относится, причём эти отношения весьма разные; объекты (или предметы) его отношений представляют для него неодинаковую ценность – в зависимости от его потребностей и представлений.

Однако если некоторое значимое для человека, ценностное отношение длительно, многократно повторяется, оно может задержаться, отложиться, «затвердеть» в психике человека, стать частью его личности. Допустим, ребёнок не подчинился матери, не выполнил её требования. Это вовсе не значит, что он не дисциплинирован. Но если он не выполняет раз, другой, третий требований матери, распоряжений учителя, порядков, установленных в школе, в магазине или других общественных местах, то вполне возможно, что это войдёт в стиль его поведения, в его привычку, и недисциплинированность превратится в качество личности.

В основе этого качества тоже имеется определённое отношение. Сначала это было текущее, живое, не закрепившееся отношение. Теперь оно закрепилось, и его можно определить как элемент психики: в данном случае, отношение – это установившаяся и закрепившаяся в психике человека своеобразная связь с объектами окружающего мира.

Сложившееся качество личности представляет собой отношение в 3-х формах:

• убеждение (рациональное отношение);

• стереотип поведения (привычка);

• эмоционально-волевая установка6 на определённое поведение (чувство, переживание, мотив деятельности).

Если какой-либо из этих форм в некотором качестве нет, то отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается. Поскольку «затвердевшее» отношение является сутью качества личности и потенцией будущего поведения человека, именно на его воспитание прежде всего и направлены силы воспитателя (естественно, мы имеем в виду социально ценное качество и отношение).

Поэтому воспитателя интересует, как вызвать у ученика нужные, культурные отношения к окружающим и как закрепить эти отношения. Качество личности навязать детям нельзя, потому что собственное отношение складывается свободно. Оно возникает в процессе собственной деятельности и связанных с нею переживаний и размышлений. Человеку не может нравиться, если кто-то пытается давить и явно влиять на его отношения, тем более детям, а особенно подросткам и юношам. Отсюда следует, что ребёнок не должен видеть, как его воспитывают. Процесс воспитания должен быть скрыт от детей, иначе он неизбежно вызовет их сопротивление. Какие именно отношения будут возникать, функционировать и закрепляться, зависит от всей организации деятельности, а если говорить шире – от жизнедеятельности.

Поэтому посмотрим на деятельность повнимательнее. Человек включается в некоторое дело тогда, когда у него появляется свой мотив, желание делать именно это. Мотив пробуждается одной из потребностей человека, материальной или духовной. Появившийся (или выбранный 6 Установка психологическая – предрасположенность, готовность человека к определённой реакции, поведению и действиям. из нескольких, возникших в сознании) мотив включает цепочку деятельности. Осознаётся желаемая цель, вырабатывается план действий, осуществляется (под контролем сознания и иногда с необходимой их корректировкой) ряд действий, достигается цель. И тогда акт деятельности закончен.

Схематично это выглядит так: пробудившаяся потребность – возникший мотив – цель – план действий – последовательные действия – коррекция (при необходимости) – полученный результат. Например. Захотелось кушать – подумал: «Неплохо бы поесть!» – понял: «Пора обедать!» – решил: надо разогреть суп и второе, достать компот из холодильника, накрыть на стол, нарезать хлеб – всё это выполнил, однако забыл положить на стол ложку – достал ложку – пообедал. Таков конкретный пример деятельности. Но в нашем примере не хватает главного с воспитательной точки зрения – отношения. На самом деле, кроме запланированного прямого результата, то есть желаемого конкретного продукта, деятельность порождает некоторый незапланированный самой личностью побочный результат – возникновение группы тех или иных отношений. В не меньшей степени это свойственно для всей деятельности человека.

Имея в виду воспитание детей, А.С. Макаренко написал так: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя». Отношения проявляются в деятельности, поведении ребёнка, в его высказываниях и переживаниях. В реальной жизнедеятельности человека многие отношения переплетаются и взаимосвязаны. Одновременно у одного и того же школьника могут быть и сочетаться такие отношения: любовь к отцу, недоверие учителю, симпатия к жулику и помощь ему. Возможен целый комплекс разных, хотя и одновременных отношений к одному и тому же человеку. Например: любовь к отцу, недоверие ему, презрение и жалость! При такой сложности отношений воспитатель не может влиять лишь на одно из них. В реальном воспитательном процессе он влияет на систему отношений, и даже не на одного ребёнка, а целой группы детей, с которыми приходится работать. Всё это предопределяет сложность воспитательного процесса, проблематичность, вариативность и вероятность точного достижения запланированного результата (то есть намеченной цели воспитания). Вероятность достижения цели зависит преимущественно от того, насколько воспитатель овладеет методикой воспитания (не узким набором методических штампов, а накопленным в опыте многих поколений педагогов и в педагогической науке методическим богатством), то есть от уровня его мастерства.

ѵ Основой качества личности человека является ценностное отношение. Возникшее отношение при длительном повторении становится качеством личности.

ѵ Воспитать школьника – это значит помочь ему обрести социально-ценные, правильные отношения к людям, природе, себе и т.д. Отношения школьника – главный объект работы воспитателя.

Законы воспитания.

Законы представляют собой объективные, существенные, глубинные связи явлений. Практическая деятельность в области воспитания продуктивна лишь при условии учёта действующих в этой области законов. Нарушать или игнорировать законы нельзя – они «мстят» за себя (конечно, если это истинные законы). Рассмотрение сущности воспитания позволяет нам определить основные его законы, вторые вытекают из неё.

Каковы же основные законы воспитания? Их можно сформулировать следующим образом.

1. Закон жизнедеятельности: Воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребёнка. Отсюда следует, что попытка воспитывать детей, не затрагивая и не организуя их деятельность, мало продуктивна. Увлечение всевозможными беседами педагогов или родителей с детьми, какими бы хорошими ни казались сами по себе эти разговоры, не приведёт к успеху в воспитании, если они не вплетены в организованную педагогом деятельность детей с такой же воспитательной установкой, как и эти беседы. Деятельность понимается здесь не просто как выполнение конкретного дела, включающего систему действий, а как многократная, постоянная деятельность, ставшая жизнедеятельностью.

2. Закон отношений: Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся и функционирующих между данным человеком и обществом, его частями и отдельными людьми. Отсюда следует, что не сама по себе деятельность, в которую включён, скажем, школьник, какой бы она увлекательной или социально-приемлемой ни была, воспитывает ребёнка. Всем известно много случаев, когда дети включены в труд, часто работают в школьной мастерской, но вовсе не становятся трудолюбивыми. Занять детей какими-либо делами – это не главное. Решающим для воспитания является то, в какие именно отношения они становятся в ходе этой деятельности – к её задачам, процессу, участникам и т.д., какие отношения налаживаются, повторяются и становятся привычными. Процесс воспитания предполагает закрепление социально-ценных культурных отношений.

3. Закон соответствия отношений и потребностей: Характер складывающихся у человека отношений к другим людям, объектам и явлениям окружающего мира зависит от того, насколько все эти объекты способствуют или препятствуют удовлетворению его потребностей в самом широком смысле слова. Всё, что способствует удовлетворению его потребностей, вызывает у него положительное отношение, то, что препятствует, – отрицательное. Это необходимо учитывать воспитателям, которые стремятся вызвать положительные отношения школьников к социально ценным явлениям и культурной деятельности.

4. Закон мотивации: Воспитание совершается путём вызова и укрепления положительных мотивов поведения и культурных отношений через актуализацию соответствующих потребностей. Целенаправленное влияние педагогов на школьников происходит, прежде всего, через побуждение к культурному поведению на основе актуализации некоторых потребностей личности. Поэтому стимулирование положительного поведения, стремления к исследованию и познанию окружающего мира, а также к самосовершенствованию является ключевой педагогической задачей.

5. Закон адаптации воспитательных средств: Существенные различия между отдельными детьми, а также между детскими группами, включёнными в школьный воспитательный процесс, требуют приспособления форм, характера, методов и приёмов воспитательной работы к их особенностям. Это значит, что общешкольный воспитательный процесс должен дополняться дифференцированным и индивидуальным подходом воспитателей к различным группам детей и к каждому ребёнку. Отсюда следует, что воспитатель постоянно должен изучать и знать особенности каждой детской группы и каждого из своих воспитанников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят. Потому что, если воспитание – это целенаправленное влияние на развитие личности, то, естественно его успешность зависит как от состояния субъекта влияния, т. е. от воспитателя, от организации процесса влияния, так и от состояния объекта влияния, т.е. детей.

6. Закон специфики индивидуального воспитательного влияния: Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем выше, чем более они включены в его деятельность и его отношения и чем более их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного человека. Отсюда следует, что влияние педагога на детей зависит не столько от его возраста, опыта, общественного положения и т.д. (хотя всё это тоже имеет определённое значение), сколько от того, в какой мере он включён в жизнедеятельность детей, в их отношения и в удовлетворение их потребностей. Мать, бесспорно, основательно влияет на своих детей, пока они маленькие, поскольку включена в их жизнедеятельность и отношения и поскольку удовлетворяет многие их потребности. С ростом детей её влияние на них может уменьшаться, если её доля в удовлетворении их потребностей существенно снижается. То же можно сказать и об учителях. Авторитет учителей начальных классов среди их учеников нередко бесспорен. Влияние же педагогов на подростков и старшеклассников очень неодинаково. Одних учителей школьники буквально боготворят и каждую их просьбу немедленно выполняют, а других – едва замечают. И всё по тем же, вышеуказанным причинам. При рассмотрении воспитания проблема влияния очень важна. Мы уже говорили, что воспитание есть влияние на развитие и формирование качеств личности человека. Но если влияние педагога малозаметно или отсутствует и, тем более, если влияние на ребёнка всех окружающих его педагогов, а также родителей ослаблено, то его воспитание в этих условиях окажется неэффективным. Воспитание, как мы уже видели, совершается в процессе направляемой педагогом деятельности детей. В своей деятельности ребёнок самостоятельный деятель. А значит, будучи объектами направленного на них воздействия воспитателей, дети являются в то же время субъектами собственной деятельности. В этом и заключается сложность воспитательной работы педагогов. Воспитателю надо постоянно сотрудничать с детьми, договариваться, искать и находить правильное решение возникающих проблем, а для этого учитывать их особенности, потребности и состояние.

Напомним наиболее общие законы воспитания:

1. Закон жизнедеятельности: Воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребёнка.

2. Закон отношений: Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся и функционирующих между данным человеком (в частности – ребёнком) и обществом, его частями и отдельными людьми.

3. Закон соответствия отношений и потребностей: Характер складывающихся у человека отношений к другим людям, объектам и явлениям окружающего мира зависит от того, насколько все эти объекты способствуют или препятствуют удовлетворению его потребностей в самом широком смысле слова.

4. Закон мотивации: Воспитание совершается путём вызова и укрепления положительных мотивов поведения и культурных отношений через актуализацию соответствующих потребностей.

5. Закон адаптации воспитательных средств: Существенные различия между отдельными детьми, а также между детскими группами, включёнными в школьный воспитательный процесс, требуют приспособления форм, характера, методов и приёмов воспитательной работы к их особенностям.

6. Закон специфики индивидуального воспитательного влияния: Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем выше, чем более они включены в его деятельность и его отношения и чем более их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного человека.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение педагогики.

2. Определите, в чём заключается сходство и совпадение, а в чём различие процессов обучения и воспитания?

3. Каковы способы гармоничного соединения процессов обучения и воспитания?

4. Как изменилось содержание термина воспитание за время его существования? Дайте современное определение этого термина.

5. Укажите на распространённые недостатки в понимании термина воспитание.

6. Что собой представляет и как образуется качество личности человека? 7. Какова структура качества личности?

8. Как происходит воспитание личности, в чём его сущность?

9. Как связаны деятельность и отношения ребёнка?

10. Является ли воспитание точным алгоритмическим или вероятностным процессом? Обоснуйте свой ответ.

11. Надо ли воспитателю говорить и напоминать детям о том, что он их воспитывает, или процесс воспитания должен быть скрыт от них? Обоснуйте Ваш ответ.

12. Перечислите и разъясните законы воспитания.

13. Некоторые школьные педагоги утверждают, что задачи школы это лишь обучение детей, а воспитанием должна заниматься семья. Прокомментируйте такое утверждение. Постарайтесь обосновать свой ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: