КРИЗИС ВОКРУГ ГРЕЦИИ И ТУРЦИИ (1947 Г.)
Кризис — резкое обострение противоречий между государствами, способное в любой момент перерасти в полномасштабную войну. Как правило, кризисы протекают на фоне острой нехватки ресурса времени для политико-дипломатического урегулирования спора.
В развитии кризиса выделяют несколько основных фаз: вползание, кульминация (высшая точка), от которой события могут развиваться либо к войне, либо к компромиссу и урегулированию (фаза выхода из кризиса).
КРИЗИС ВОКРУГ ГРЕЦИИ
После оккупации страны германскими войсками в июне 1941 г. король Георг II вместе с семьей бежал из страны. На оккупированной территории возникло партизанское движение, в котором важную роль играли коммунисты — Народно–освободительная армия греческого народа (ЭЛАС –– Народно-освободительная армия Греции вооружённые силы Национально-освободительного фронта (ЭАМ), созданные для борьбы с немецкими, болгарскими и итальянскими оккупантами, а также коллаборационистами и греческими нацистами. Инициатива компартии). Ее силами к 1945 г. от германских войск было освобождено около двух трети страны. Между тем, в октябре 1944 г. при поддержке западных союзников в Грецию прибыли части вооруженных сил королевского правительства, которые вступили в столкновение с коммунистическими отрядами. Конфликт продолжался до февраля 1945 г. Хотя Советский Союз имел влияние на греческих коммунистов и мог оказывать помощь им через территорию Югославии, контролировавшуюся силами И. Б. Тито(югославский революционер, политический, государственный, военный и партийный деятель. Лидер Югославии с 1945 года вплоть до своей смерти в 1980-м), И. В. Сталин не хотел обострять отношений с Великобританией, в сферу влияния которой входила Греция, согласно негласным договоренностям «большой тройки» в военные годы. Греческим коммунистам было рекомендовано уступить. 12 февраля 1945 г. в местечке Варкиза, под Афинами, между руководителями левых отрядов и королевским правительством были подписаны соглашения, по которым власть передавалась последнему. Часть греческих коммунистов не согласилась с этим решением.
|
Летом 1946 г. кризис обострился из-за попыток властей усилить военное давление на левых. В Греции началась гражданская война, продолжавшаяся до 1949 г.
Гражда́нская война́ в Гре́ции (1946 — октябрь 1949 года) — первый крупный вооружённый конфликт в Европе, прелюдией которого стали Декабрьские события в Афинах ещё до окончания Второй мировой войны и сразу после освобождения Греции от немецких, итальянских и болгарских оккупантов.
С лета 1946 года конфликт принял форму гражданской войны между прокоммунистическими партизанами и правительственными войсками монархического режима, ориентированного на поддержку Великобритании и США. Геополитически Гражданская война в Греции стала первым витком холодной войны между Великобританией и США с одной стороны и СССР и его союзниками с другой.
В 1947 году британцы вывели из Греции свои войска, оставив там одну дивизию. Британия осознала, что ей не справиться с греческим вопросом, и с 1947 года Греция перешла в сферу влияния США.
Воспользовавшись крайней разбросанностью ресурсов СССР в послевоенные годы, его удалённостью и отсутствию чёткой позиции по вопросу греческих партизан, связанной с нежеланием разрушенного войной СССР обострять отношения с бывшими союзниками, куда меньше пострадавшими от войны и обладавшими в то время монополией на ядерное оружие, США провели операцию по финансированию и обучению правительственных войск, которым удалось справиться с повстанцами ДАГ (Демократическая армия Греции). Этому в немалой степени способствовал тот факт, что отношения СССР с Югославией начали портиться (правительство Югославии с 1948 года закрыло свою границу для партизан ДАГ). Более того, коммунисты Греции начали сомневаться в бескорыстных мотивах поддержки со стороны балканских соседей. Учитывая то, что официальная Греция считала, что Болгария таким образом попытается вернуть Западную Фракию, а Югославия — греческую Македонию, политика Тито ослабляла позиции греческих коммунистов. К 1949 году греческие коммунисты получали помощь только через Албанию.
|
К началу 1949 г. советское руководство окончательно убедилось в бесперспективности повстанческого движения в Греции, и в апреле 1949 г. ЦК ВКП(б) дал прямое указание руководству КПГ прекратить гражданскую войну. Одновременно советская военная помощь ДАГ была резко сокращена. В начале мая 1949 г. СССР начал переговоры с США по урегулированию греческого кризиса.
Несмотря на изменение советской позиции, КПГ продолжила вооружённую борьбу. Потеряв контроль над другими горными районами Греции, ДАГ сконцентрировала свои усилия в приграничных с Албанией регионах Эпира и Западной Македонии. Потеряв контроль над горным массивом Граммос, 16 октября 1949 г. ДАГ была вынуждена вывести свои соединения в Албанию и объявила о прекращении огня.
|
Поражение коммунистов, которым Советский Союз прекратил оказывать помощь, в конечном итоге привело к вступлению Греции в НАТО (1952 год) и установлению влияния США в Эгейском море.
Ответственность за нее в западных столицах возложили на Москву, что было справедливо только отчасти. Хотя коммунисты Греции и имели возможность получать помощь из-за рубежа, СССР продолжал воздерживаться от такой поддержки, в том числе из-за стремления не раздражать дружественную ему Болгарию, которая сама имела к Греции территориальные претензии и подозрительно относилась к воинственности греческих коммунистов. Фактически, главным инициатором оказания помощи греческим коммунистам был И. Б. Тито.
КРИЗИС ВОКРУГ ТУРЦИИ
Территориальные претензии СССР к Турции были предъявлены правительством Иосифа Сталина в последние месяцы Второй мировой войны одновременно с требованием ввести режим совместного контроля и разместить советскую военно-морскую базу в Черноморских проливах. СССР предполагал присоединить территории в Закавказье, принадлежавшие с 1878 года Российской империи, а в 1921 году по советско-турецкому договору «О дружбе и братстве» переданные Турции, и разделить эти земли между Грузинской ССР и Армянской ССР. Встретив противодействие остальных великих держав, прежде всего США, и столкнувшись с эскалацией Холодной войны, в 1953 году СССР заявил об отказе от территориальных претензий.
В феврале 1945 г. Турция формально объявила войну Германии, но боевых действий против нее не вела. Отношения между СССР и Турцией в годы мировой войны были пронизаны взаимным недоверием. В Москве ожидали выступления Анкары на стороне Германии и готовились к нему. Но Турция уклонилась от вступления в войну и от этого выиграла. Советский Союз не имел формальных оснований вступать в конфликт с Турцией, тем более что между двумя странами существовал еще с 1925 г. периодически продлевавшийся Договор о дружбе и нейтралитете. В последний раз он продлевался на 10 лет в 1935 г. таким образом, что срок его действия должен был истечь 7 сентября 1945 г. 19 марта 1945 г., за 6 месяцев до окончания срока его действия, СССР, как то было предусмотрено в тексте договора, уведомил турецкое правительство о намерении не продлевать его. В Анкаре это было расценено как предупреждение об ужесточении отношения СССР к Турции.
На Потсдамской конференции Советский Союз пытался добиться права обеспечивать безопасность проливов наряду с Турцией. Но эти требования СССР не были поддержаны. С учетом своего решения прекратить действие советско-турецкого договора, Советский Союз попытался добиться от Анкары выгодного для себя режима безопасности в зоне проливов на двустороннем уровне. Турецкому правительству 7 августа 1946 г. была направлена нота с предложением вступить в переговоры об изменении режима судоходства в Черноморских проливах и разрешить СССР создать в зоне проливов советскую военную базу. Содержание ноты немедленно было доведено турецкой стороной до сведения государственного секретаря США Джеймса Френсиса Бирнса, который в этот момент находился в Париже.
Претензии СССР упоминаются в Фултонской речи Уинстона Черчилля, считающейся началом Холодной войны: «Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы…»
Согласно утверждениям американского историка Эдуарда Марка, именно кризис вокруг Турции в августе 1946 года и военные приготовления СССР привели к тому, что американское командование разработало первый серьёзный план ядерной войны против СССР, что, в свою очередь, и привело Кремль к отказу от дальнейшей эскалации конфликта, чреватого развязыванием войны. «Хорошо, что вовремя отступили», — вспоминал впоследствии Молотов.
По свидетельству американских источников, в Вашингтоне советскую ноту восприняли серьезно, поскольку американское руководство не переставало укорять себя за «мягкость», проявленную в отношении действий СССР во время иранского кризиса, и стремилось на этот раз повести себя тверже. В США обсуждался вопрос о возможных мерах военного противодействия СССР, если вслед за нотой он предпримет силовые акции против Турции. Весной—осенью 1946 г., на основе донесений американской и британской разведок о концентрации советских войск в Румынии, Болгарии и на территории советского Закавказья (по разным данным, в Румынии было расквартировано до 600 000 советских войск, а в Болгарии — до 235 000), в США и Великобритании склонялись к мнению о возможности советского вооруженного выступления против Турции.
Однако вскоре американские представители из Турции и Москвы стали сообщать в Вашингтон об отсутствии признаков намерения советской стороны предпринимать шаги против Анкары. Кризиса не последовало. Турецкое правительство по получении ноты, как сообщают западные источники, тоже сочло ее менее жесткой, чем оно того ожидало. Москва не намеревалась идти на конфликт. Возможно, учтя болезненную реакцию США и Британии на ноту о проливах, советское правительство не стало настаивать на принятии своих требований. В октябре американская и британская разведки зафиксировали снижение советской активности у границ Турции. Однако официально СССР не отказывался от своих претензий к Анкаре до 30 мая 1953 г.
Вскоре после смерти Сталина, 30 мая 1953 года, Министерство иностранных дел СССР в особой ноте отказалось от территориальных претензий к Турции и требований по Проливам. Было объявлено: «правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции» и «Советское правительство считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции. Таким образом, Советское правительство заявляет, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции».
Президент Турции Сулейман Демирель в одном из публичных заявлений обосновал вступление Турции в НАТО и создание американских баз на своей территории, имевшее место уже после отказа Советского Союза от претензий в 1953 году, именно территориальными претензиями СССР.
Руководство США вынесло из турецкой ситуации убеждение в необходимости баз в Восточном Средиземноморье и оказания военной и экономической помощи Турции для модернизации военного потенциала. Вашингтон уделял больше внимания поставкам нефти из стран Ближнего Востока, безопасность которых зависела от обстановки на Средиземном море. Греция и Турция, отделявшие этот регион от СССР, приобретали для американского стратегического планирования особое значение.
Помощь США Греции и Турции
«Доктрина Трумэна» — внешнеполитическая программа (доктрина), объявленная президентом США Г. Трумэном после Второй мировой войны в выступлении перед Конгрессом 12 марта 1947 года.
В программе (доктрине) сообщалось, что «Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинских соглашений, в Польше, Румынии, и Болгарии.» Было также объявлено об оказании помощи Греции и Турции.
Так была сформулирована политика «сдерживания» в отношении Союза ССР во всём мире. Она была направлена на пересмотр сформировавшейся при Рузвельте системы международных отношений. Доктрина Трумэна была направлена на борьбу США и их сторонников за политико-экономическую однополярность мира. В разработке доктрины участвовали Д. Кеннан, А. Даллес, Л. Хендерсон, Д. Ачесон и другие.
Для оказания помощи Греции и Турции предусматривалось выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн долларов под предлогом «коммунистической угрозы» со стороны Союза СССР. Греции выделялось 300 млн дол., Турции — 100 млн дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947 года. Это положило начало долговременному альянсу США с Турцией.
«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 годов роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие «тоталитарные» страны, поддержание «демократических» сил и режимов. Использована для обоснования помощи США другим странам: положила начало широкой экономической и военной экспансии США во всём мире (см. неоколониализм).
ВЫВОДЫ:
Кризисы вокруг Греции и Турции стали проявлением столкновений двух политических систем: капиталистической (США) и социалистической (СССР). На начальном этапе проявления кризисов СССР использовали различные методы для удержания своего влияния в Греции и Черноморских проливах. Но со временем потенциал СССР угасал. Данные кризисы завершились т.н. «победой» США. СССР отказывался от своих претензий, минимизировал помощь греческим коммунистам. В последующем, Греция и Турция вступили в НАТО, оказавшись под прямым влиянием США.