Выполните следующие упражнения




ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

План

 

Задание 1

Заполните таблицу «Лексические ошибки» своими примерами.

Лексические ошибки

 

Виды лексических ошибок Примеры
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Повторилось прошлогоднее единоборство двух команд за высшую награду, лишь с несколько изменённым составом дуэта.
2. Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым. Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.
3. Тавтология (употребление рядом однокоренных слов) Проливной ливень; белить белилами; сидеть сиднем; старый старик; гость в гостях. Варить варенье; начать с начала; чёрные чернила.
4. Неоправданный повтор одного и того же слова Летит, летит белый снег. Идут, идут испуганные тучи. Страшный бой идёт, кровавый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.  
5. Плеоназм (употребление лишнего слова) Горячий кипяток; мёртвый труп; минута времени; главный фаворит; бесплатный подарок. Толпа людей; сжатый кулак; упасть вниз.
6. Употребление слова иной стилевой окраски В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно. Попечитель богоугодных заведений подмазывается (пытается угодить) к Хлестакову.
7. Неудачное употребление эмоционально окрашенного средство Мы были шокированы великолепной игрой актёров. Астафьев то и дело прибегает к использованию метафор и олицетворений.
8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений На вратаре майка, напяленнаяна рубашку. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки.
9. Неоправданное употребление жаргонизмов, профессионализмов На улице Вавилова, улице Вавилова Имени учёного, клёвого, нехилого. Молодой человек гулял с девушкой по сильно пересечённой местностина берегу моря.

Задание 2

Выполните следующие упражнения

Упражнение 1. Какая ошибка допущена в данных предложениях? Исправьте.

 

Пример выполнения:. Вера в победу сыграла большое значение в битве. - Вера в победу имела большое значение в битве.//

1. Надо уделять заботу малышам. – Надо заботиться о малышах. 2. Все поэты уделили особое значение этой теме. – Все поэты придали особое значение этой теме. 3. Для нас не имеет роли, что здесь есть неточность. – Для нас не играет роли то, что здесь есть неточность. 4. Не придавайте внимания сплетням! – Не обращайте внимания на сплетни! 5. Проявите внимание к старшим, окружите их заботой и лаской. 6. Наша фирма стремится повысить качество выпускаемых товаров и улучшить уровень обслуживания клиентов. – Наша фирма стремиться улучшить качество выпускаемых товаров и повысить уровень обслуживания клиентов.

 

Упражнение 2. Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.

 

Пример выполнения: факт — фактор (известный факт – фактор риска),

1. Проблемный— проблематичный (проблемный клиент – проблематичный момент), стилевой — стилистический (стилевой орнамент – стилистический признак), сытый — сытный (сытый обжора – сытный обед), методичный — методический (методичный работник – методический материал), статичный — статический (статичный рисунок – статический уровень), командированный — командировочный (командированный за рубеж – командировочный лист), одеть — на­деть (одеть ребёнка – надеть варежки), целый — цельный (целый стакан – цельная глыба).

2. Абонент — абонемент (абонент недоступен – абонемент просрочен), боязно — боязливо (боязно в лесу – боязливо оглядываясь), непри­глядный — непроглядный (неприглядный вид – непроглядный мрак), осудить — обсудить (осудить подсудимого – обсудить соседа), цвет­ной — цветовой (цветной телевизор – цветовой спектр), фасонный — фасонистый (фасонное шитьё – фасонистые девчонки), нетерпи­мый — нестерпимый (нетерпимое поведение – нестерпимый холод), глинистый — глиняный (глинистая почва – глиняная посуда).

3. Отборный — отборочный (отборный продукт – отборочный тур), логический — логичный (логический термин – логичный вопрос), геройский — героический (геройский поступок – героический рассказ), усвоить — освоить (усвоить прочитанное – освоить умения), неизме­римый — несоизмеримый (неизмеримый простор – несоизмеримые величины), натуральный — натуралисти­ческий (натуральный мёд – натуралистическая литература), пустой — пустынный (пустая ёмкость – пустынная местность), типичный — типовой (типичный самострой – типовой проект), человечный — человеческий (человечный экзаменатор – человеческие слабости).

 

Упражнение 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить— предоставить.

 

Пример выполнения: 1. Мне предоставили квартиру (дали, выделили).

2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).

3. Нужно предоставить отчет о работе (дать, вручить...).

4. Представляю вам моего друга (знакомлю).

5. Отца представили к ордену (наградили).

6. Все меня представляют чудаком (считают, называют).

7. Фильмбыл представлен на фестивале (показан).

8. Актер умел представить пение соловья (копировать).

9. Этот дом представляет собой небольшой замок (является).

 

Упражнение 4. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово «сделать» («делать») более определенным, конкретизирующим характер действия.

 

Пример выполнения: 1. На стволе березы кто-то сделал (вырезал) ножом свои инициалы.

2. Ребята стали делать (разжигать) костры у самого ледника. 3. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать (устроить) побег из лагеря. 4. В пятницу мы делаем (проводим) классный сбор. 5. Для отличников гимназии решили сделать (организовать) на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 6. В цехе делают (проводят) опыты по изготовлению оконной замазки из золы. 7. Медведь натыкался на гвозди, и это делало (причиняло) ему боль. 8. Туристы сделали отдых на берегу реки. 9. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

 

Упражнение 5. Вставьте вместо точек слово, обозначающее руководящее лицо.

 

Пример выполнения:

1. На рассвете командир отряда отдал приказ о наступлении.

2. Под одобрительный гул стадиона капитан вывел свою команду на поле. 3. Начальник сборочного цеха представил рабочим молодого мастера. 4. На пленарном заседании выступил президент Академии наук. 5. Заявление подается на имя ректора университета. 6. Бригадир полеводческой бригады М. Никонов награжден Почетной грамотой. 7. Заведующему лабораторией удалось обновить основную аппаратуру. 8. Городу-юбиляру направил свое поздравление патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 9. Учитель, директор школы, начальник гороно — таков трудовой путь чествуемого нами Александра Петровича. 10. Договор об экономическом и культурном сотрудничестве подписали главы правительств обоих государств. 11. Вождь племени раскурил трубку мира. 12. Всегда ли главой семьи является мужчина?

 

Упражнение 6. Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель (не употребляя слова очень и не повторяя одно и то же слово).

 

Пример выполнения: 1. Этот человек Вас безмерно уважает.

2. Он тяжело болен. 3. Такие тренировки чрезвычайно важны для поддержания спортивной формы. 4. Коля надрывно кричал, но из-за шума волн его никто не услышал. 5. С вечера шел … дождь. 6. На новую стоянку пришлось перебираться в трескучий мороз. 7. Марат крепко спал и не услышал, как звенел будильник. 8. Каждый гражданин республики обязан полностью соблюдать ее законы. 9. В ответ на эту провокацию правительство Армении заявило категорический протест.

 

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы:

 

Пр е амбула договора, пр и амурский регион, пр и влечь внимание, пр е бывать в неведении, пр и волжские леса, пр и бывать к началу, пр и вилегированное положение, пр и ветственная речь, сердечная пр и вязанность;

пр и влекательная картина, пр е возмочь усталость, пр е взойти соперника, пр и встать со стула, пр е восходный случай, пр е вознести знаменитость, пр и дать значение событию, пр и ходящее явление, пр е восходящие силы;

пр е зреть мнение окружающих, пр е дать делового партнера, пр и ходящий гость, пр и страститься к зелью, пр е вратиться в лед, пр и вычная обстановка, пр и зреть сироту, пр е вратный смысл, пр и чудливый голос.

Упражнение 8. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания и недостающие буквы:

1. Точно полированная, поверхность воды была щедро посеребрена луной. 2. На нем соломенная шляпа, вязаные из веревки туфли и полотняные штаны. 3. На столе уже стояли и сало, и копченая гусятина, и вяленая на солнце рыба. 4. Жестяные ведра сияли и каза­лись сделанными из стекла. 5. Я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться. 6. Я сел отдохнуть около кованых ворот какой-то дачи. 7. Песок, сорванный с откоса, обрушился на отряд, закрутился как бешеный. 8. Выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо. 9. Неограниченно и беспредельно счастье, которое человек почерпает из полноты своих растущих душевных сил. 10. Екатерина Федоровна была в этот день необыкновенно рассеянна. 11. Я оглянулся и увидел мужика лет пятидесяти запыленного, в рубашке, в лаптях, с плетеной котомкой за плечами.

 

Рекомендуемая литература

1. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М., 2000. С.17-27.

3. Петрякова А. Г. Культура речи: Практикум-справочник. М., 1998. С. 26-44.

4. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999.

5. Толковый словарь русского языка конца XX столетия. Языковые изменения. СПб., 1998.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: