Теперь хотелось бы немного поговорить о Форме в костюме.
При проектировании костюма форма и формообразование занимает одно из главных мест, не мене важных чем силуэт! Если определение силуэта является главным образом задачей дизайнера, то реализация его в форме полностью ложиться на конструктора.
Анализируя дизайнерский замысел, конструктора выделяют следующие уровни, влияющие на формобразования в одежде:
1.Материально – декоративный уровень:
Фактура, цвет, декор, линии, отделка, видимые швы.
2.Уровень прибавок на свободу облегания:
Степень свободы костюма, выражающаяся в степени прилегания к фигуре материала в различных точках.
3.Структурный уровень:
Структура как геометрическая внутренняя характеристика формы. Пропорции, геометрия, симметрия.
4.Уровень пластики фигуры:
Пластическая форма самой фигуры
Формообразование – это процесс «сложения» формы в пространстве, включающий в себя перестановку элементов и изменение их свойств.
4 ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФОРМЫ:
- сигналом изменению формы служит приближение ее к состоянию безразличности (квадрат, круг);
-пульсация количественных и качественных признаков;
- изменение напряжения формы в процессе ее развития;
-цикличность развития формы.
Средства формообразования в костюме
Художественная выразительность костюма выполненного из ткани тесно связана с объемно пространственной композицией. Главной целью проектирования любого костюма является создание выразительной объемно – пространственной формы.
Форма костюма имеет сложную поверхность со следующими характерными элементами:
Геометрическим видом формы в целом и ее частей;
поверхностью формы;
|
конструктивными и декоративными членениями;
величиной формы в целом и ее частей;
цветом, фактурой и рисунком материала;
физико – механическими свойствами материала;
отделкой.
Внешне форма костюма определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.
Силуэтные линии характеризуют пропорции, объемную форму костюма, его внешние очертания. Количество членений в костюме определяется не только объемно пространственной структурой, но и характеристикой используемых материалов.
Средства формообразования костюма делятся на технологические, основанные на использовании особенностей структуры материалов (раскрой ткани с учетом направления нити; проектирование деформации по срезам деталей;)
Влажно – тепловая обработка (ВТО) –сутюживание, оттягивание; напыление расплава полимеров; использование прокладочных материалов).
Конструктивные, с помощью которых создаются развертки поверхности формы на плоскости
(швы; членения поверхности; вытачки; подрезы; сбора; мягкие и фиксированные складки; драпировки)
Комбинированные (сочетание технологических и конструктивных)
Выбор формы образования костюма во многом зависит от вида материала и состава волокна. Каждый материал при создании формы обладает формовочной способностью.
Формовочная способность – это способность текстильного материала образовывать сложные формы деталей одежды и закреплять, сохранять ее устойчивость в процессе эксплуатации.
Формовочная способность основывается на изменении линейных размеров текстильного материала на отдельных участках детали, которое складывается из нескольких видов деформации.
|
Виды деформации:
-растяжение и сжатие элементов структуры (нитей основы и утка, петельных рядов и столбиков)
- перекоса полотна, т.е изменения угла между нитями основы и утка, между петельными рядами и столбиками.
Наибольшее изменение линейных размеров ткани достигается при деформировании в направлении диагонали ячейки ткани.
Способность тканей к формообразованию в процессе ВТО зависит от их волокнистого состава и строения и отделки.
Наибольшая способность к формованию обладают суконные рыхлые и чистошерстяные ткани.
Приемы формообразования ВТО (влажнотепловая обработка).
Сутюживание – принудительна усадка
Оттягивание - принудительное растягивание отдельных участков
Плиссе и гофре – специальные виды ВТО, которые проводятся для получения на ткани большого количества складок определенной формы.
Образование и фиксация формы деталей одежды могут происходить непосредственно в изделии, например, под воздействием веса материала в деталях свободной формы, при надевании плотно облегающего изделия, особенно из трикотажа.
При технологическом процессе изготовления изделия закрепление деформаций материала происходит с помощью швов, дублирующих прокладочных материалов(в быту - клеевых).
Так же возможно закрепить форму с помощью химической обработки.