Аппаратура радиоуправления для моделей: передатчики (Часть I)




 

Задание:

-внимательно прочитать статью

-определить, какой тип передатчика можно использовать для вашей модели

 

Этой статьей мы начинаем цикл рассказов, если хотите – своего рода «ликбеза» по радиоаппаратуре управления для подвижных моделей. В настоящей статье мы познакомим вас с одним из важных узлов радиоаппаратуры для моделей – передатчиком, расскажем об их типах и классификациях. Передача команд модели на расстоянии осуществляется с помощью специальной радиоаппаратуры: передатчика и приемника, и происходит по радиоканалу (преимущественно). К исключениям следует отнести простейшие комнатные модели, которые управляются сигналами, передаваемыми посредством инфракрасного излучения и подводные модели, которые изредка управляются через ультразвук. Передатчик находится в руках пилота, а на модели устанавливается приемник сигналов. По типу органов управления (пилот воздействует на них руками) передатчики подразделяются на устройства пистолетного и джойстикового типа. Джойстиковые передатчики имеют двухкоординатных джойстика, они, в основном, применяются для управления авиамоделями. Ручка управления (джойстик) направлением подпружинена и когда пилот ее отпускает, она возвращается в нейтральное положение. Рукоятка, одно из направлений которой отвечает за тягу двигателя не имеет возвратной пружины. У нее наоборот установлена либо трещетка (используется для самолетов), либо тормозящая пластина (применяется для вертолетов). Такие передатчики можно использовать и для автомоделей, и для судомоделей, но наиболее удобными и комфортными в работе для таких типов моделей признаны передатчики пистолетного типа. Такие устройства в качестве рукояток управления имеют рулевое колесо (отвечает за направление движения модели) и курок, управляющий газом-тормозом. Не так давно появились передатчики, оснащенные одним джойстиком (двухкоординатным). Эти передатчики предназначены для тех, кто делает в моделизме первые несмелые шаги (они стоят не дорого и предназначены для работы с так называемыми упрощенными радиоуправляемыми моделями). То же самое можно сказать и о передатчиках с двумя однокоординатными джойстиками. Также следует сказать о существовании подвидов джойстиковых передатчиков: моноблочные и модульные. Моноблочные – это готовое, комплектное изделие, предназначенное для использования «из коробки». Модульные передатчики состоят из основы и комплектующих блоков, которые пилот добавляет или убавляет по своему желанию. Модульные передатчики позволяют расширять набор органов управления. Передатчики джойстикового типа можно удерживать (и управлять ими) двумя способами. Джойстиковые передатчики подвешиваются на шею пилота, органы управления находятся перед ним. Если руки пилота опираются на корпус, а управление (каждого джойстика) выполняется захватом указательного и большого пальца каждой руки, то это – европейская манера (или европейская школа). Если же передатчик лежит на ладонях пилота, а управление джойстиками выполняется только большими пальцами рук – это американская манера (американская школа). Некоторые предпочитают держать передатчик в руках, а управлять джойстиками по-европейски. Иные пилоты предпочитают управлять моделью, положив передатчик на специальный столик (приобретается или изготавливается самостоятельно). Нельзя сказать, что какой-либо способ имеет существенные преимущества – все дело в привычке и личных предпочтениях пилотов. Управление моделями предусматривает воздействие передатчика на сразу несколько функций модели. То есть, не достаточно одного радиосигнала, требуется сразу несколько радиоканалов. Это количество (каналов) бывает различным. Для управления автомоделями и моделями судов достаточно и два канала (для управления направлением перемещения модели и оборотами движителя). Более дорогие пистолетные передатчики могут иметь и третий канал. Им регулируют дистанционно качеством топливной смеси (для моделей с ДВС). Такое управление носит название «радиоигла». Простейшие летающие модели также могут управляться с помощью двухканальных передатчиков. Управление сводится к регулировке рулей высоты и направления (или руль высоты и элероны). Простейшие передатчики используют для парковых моделей, электролетов, в простейших типах планеров, дельтапланов. Но для полноценного управления продвинутой летающей моделью требуется четыре и более канала. Самолетам нужно управление рулем высоты, направлением, элеронами, тягой. Раскладка функций джойстиков выглядит следующим образом: MODE1 слева Руль высоты – вертикаль, руль направления – горизонталь. справа Газ – вертикаль, крен – горизонталь.   MODE2 слева Газ – вертикаль, руль направления – горизонталь. справа Руль высоты – вертикаль, крен – горизонталь. Существуют режимы MODE3 и MODE4, но их распространение незначительно. MODE1 моделисты называют одноруким способом, а MODE2 – двуруким вариантом. О преимуществах и недостатках этих вариантов спорят уже очень долго. Мы же оставим тему предпочтений на суд пользователей. Чтобы эффективно управлять вертолетом высокого класса, необходимо уже не 4, а целых 5 каналов и более! Что же касается наращивания дополнительного числа каналов управления, то это может быть вызвано введенными доп-функциями, например, на копийных моделях. Это у выдвижение-убирание шасси, механизацией крыльев, управлением бортовыми огнями, колесными тормозами шасси, чувствительностью гироскопа (на вертолетах) и так далее. Для обеспечения управления всем этим хозяйством производятся передатчики на 6, 7, 8, 10 и 12 каналов. А модульные передатчики и вовсе имеют возможность наращивания количества каналов до необходимого. Сами же каналы управления могут быть двух типов – дискретные и пропорциональные. Основные функции передатчика осуществляются по пропорциональным каналам, а вспомогательные (чаще всего) – по дискретным. Учитывая то, что человек имеет всего лишь две руки, а ноги его (в отличие от реальных пилотов автоболидов и летательных аппаратов) не задействованы в управлении, регулировка работы доп-функциями осуществляется с помощью отдельных тумблеров и ручек.
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: