СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Содержание воинской дисциплины
1.2.Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.
Глава II. Сущность воинской дисциплины
2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Жизнедеятельность всех Российских силовых структур происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.
В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга, осознание им предназначение службы во Внутренних войсках МВД России, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, приказов МВД и ГКВВ МВД РФ о необходимости укрепления воинской дисциплины. Понять возрастающее значение воинской дисциплины в современных условиях, формирование в себе таких качеств как — высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам, верности воинскому долгу и войсковому товариществу.
Цель моего исследования является изучение понятие воинской дисциплины как в целом, так и в системе Министерства внутренних дел. Для наиболее полного решения поставленной цели, я наметил ряд определенных задач: во первых изучить сущность и содержание воинской дисциплины; во-вторых рассмотреть основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.
|
Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил, в том числе и история Внутренних войск МВД России, убедительно свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя при этом верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга - все то, что по сути и является дисциплиной.
Глава I. Содержание воинской дисциплины.
Понятие «дисциплина» в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».
Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она - необходимое условие нормального существования любого общества.
Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха[1]. В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.
|
В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма[2]. М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания»[3]. Известный русский теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность.
Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач воинам внутренних войск, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.
|
Воинская дисциплина одна из видов государственной дисциплины[4]. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т. д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т. д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:
- обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
- совпадение целей законности и воинской дисциплины;
- детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;
- повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
- обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
- дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
- единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.
Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как: «Строгое и точное соблюдение всеми требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина».
Основные направления формирования дисциплинированности
У военнослужащих.
Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля[5].
Таким образом, мы видим, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели:
Внешние показатели дисциплинированности:
- строгое соблюдение воинского порядка;
- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений
командиров и начальников;
- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их
использование при решении учебно-боевых и служебных задач;
- образцовый внешний вид.
Внутренние показатели дисциплинированности:
- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;
- знание уставов и наставлений, требований военной службы;
- умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
- навыки и привычки дисциплинированного поведения;
- самодисциплина.
Продолжая вышесказанную мысль мы отмечаем, что например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) также характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля - это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.
Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом[6].
Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности.
Привитие воинам этого качества невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы поведения военнослужащих. Говоря проще, командир должен каждый раз разъяснять военнослужащему, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов в боевой подготовке.
Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности.
Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, когда и сами воины активно вовлечены в этот процесс.
Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влиянием неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Следствие этого- случаи самовольных отлучек, употребления спиртных напитков, нарушений уставных правил.
Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.
При этом нельзя забывать о развитии самосознания воина, которое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в служебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны - самооценка и самоанализ-самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к стоящим задачам.
Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы[7].
Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мысленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - "хорош я или плох" - его уже не удовлетворяет, он хочет получить ответ, в чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим, находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.
В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.
В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Считаю, что самые подходящие методы для воспитания дисциплинированности - это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т. п.
Самоупражнение, есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:
- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;
- выработка установки на действие;
- проигрыш действия про себя;
- выполнение его по частям или в целом;
- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.
Самоубеждение, помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.
Самовнушение, проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: "не болтай", "не крутись", "напрягись", "еще есть силы". Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.
Самопринуждение, состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.
Во внутренних войсках РФ, как отмечается в Дисциплинарном уставе, «воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим высокого долга и личной ответственности за защиту своего Отечества»[8]. Поэтому одним из важнейших направлений работы по формированию и укреплению высокой дисциплины является развитие, углубление ее сознательного характера. Но прежде чем воспитывать сознательную воинскую дисциплину, надо четко знать, что она собой представляет.
Первоочередная задача анализа категориального статуса сознательной дисциплины — выяснение сущности сознательности как главного ее свойства и определение соответствующей парной категории. Это необходимо для понимания того, что является источником, внутренней причиной, движущей силой преобразования воинской дисциплины в сознательную.
Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознательной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимосвязи и соотношения стихийности и сознательности. При этом стихийный характер соблюдения воинской дисциплины не означает бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определенных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, необходимо видеть различие между сознанием как свойством, отличающим людей от животных, и сознательностью как специфической чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.
Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при искаженном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является наличие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся перед личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях последней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.
Сознательность в воинской дисциплине — это поведение военнослужащих, обусловленное правильным пониманием необходимости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественного явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, которые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непосредственной причиной сознательного выполнения норм, правил поведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.
Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирование и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противоположности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами.
Гносеологической[9] причиной является сложность и бесконечность познания воинской дисциплины как специфического явления общественной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необходимости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов неодинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за время своей службы посредством различных форм обучения и воспитания, но и та информация в боннской дисциплине, которая воспринимается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибочного представления до научного знания.
Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновляется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются необходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме того, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и качественном выполнении военнослужащими своих служебных обязанностей. А для этого нужны определенные знания военной специальности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплинированности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутреннюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенствовании воинского мастерства.
Поскольку любое отступление от них отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность воинских формирований, их можно квалифицировать как антиобщественное, антипатриотическое, аморальное поведение, наносящее ущерб безопасности государства. Конечно, бывают незначительные нарушения дисциплины. Но от этого сущность нарушений или неточного соблюдения требований дисциплины не меняется, ибо важны последствия, нанесенный ими ущерб боеготовности и боеспособности.
Безусловно, различие мотивов и целей у нарушителей дисциплины или у тех, кто не в полном объеме выполнил ее требования, неодинаковый характер проступков и меры причиненного ими ущерба обусловливают и необходимость применения разных методов, форм и способов воспитательной работы.
Следует подчеркнуть, что сознательность не выступает в виде одного из равноценных свойств, признаков воинской дисциплины и не является производной ОТ них, Ибо составляет внутреннюю основу существования, тот способ ее бытия, который обусловливает, делает возможным наличие всех других свойств, признаков, особенностей.
Именно сознательность задает и определяет качественную особенность дисциплины наших Внутренних войск МВД РФ, обусловливает изменение ее старых свойств, признаков, особенностей и возникновение новых. В частности, «добровольность» — это не только одна из особенностей (свойств) дисциплины армий, ведущих справедливую, освободительную войну. Добровольная воинская дисциплина может быть и результатом идеологической обработки и материального подкупа. Только сознательный характер дисциплины придает свойству «добровольности» новое качество.
Таким образом, сознательность — это атрибут дисциплины в наших Внутренних войсках МВД РФ, ее главное, определяющее свойство, которое играет решающую роль в становлении и развитии нового типа воинской дисциплины. Понимание этого дает возможность верно ставить цели воспитания и определять пути их достижения.