Основные направления формирования дисциплинированности




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Содержание воинской дисциплины

1.2.Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.

Глава II. Сущность воинской дисциплины

2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Жизнедеятельность всех Российских силовых структур происхо­дит в исключительно сложных социально-экономических и полити­ческих условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты госу­дарства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каж­дого воина требуется высочайшая дисциплинированность и испол­нительность, добросовестное выполнение конституционного долга, осознание им предназначение службы во Внутренних войсках МВД России, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, приказов МВД и ГКВВ МВД РФ о необходимости укрепления воин­ской дисциплины. Понять возрастающее значение воинской дисцип­лины в современных условиях, формирование в себе таких качеств как — высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам, верности воинскому долгу и войсковому товариществу.

Цель моего исследования является изучение понятие воинской дисциплины как в целом, так и в системе Министерства внутренних дел. Для наиболее полного решения поставленной цели, я наметил ряд определенных задач: во первых изучить сущность и содержание воинской дисциплины; во-вторых рассмотреть основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.

Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил, в том числе и история Внутренних войск МВД России, убедительно свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя при этом верность военной присяге, высокую исполнительность и ответ­ственность за выполнение ратного долга - все то, что по сути и явля­ется дисциплиной.

 

Глава I. Содержание воинской дисциплины.

 

Понятие «дисциплина» в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший поря­док», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качест­во. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм обще­ства и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там... и дол­жен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».

Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех чле­нов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она - необходимое условие нормального существования любого общества.

Первыми отечественными документами, в которых затрагива­лись вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Влади­мира Мономаха[1]. В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.

В течение многовековой истории Российского государства под­ходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисци­плины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма[2]. М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания»[3]. Известный русский теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисципли­ны включал: подчинение начальнику, исполнительность, предан­ность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе ме­сто, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисцип­лину и дисциплинированность.

Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и спосо­бов ведения боевых действий потребовали от воинов большей орга­низованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач воинам внутренних войск, предстоит столкнуться с огромными фи­зическими и моральными нагрузками, осуществление которых не­возможно без крепкой воинской дисциплины.

Воинская дисциплина одна из видов государствен­ной дисциплины[4]. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразде­лениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспо­собности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т. д.) обусловлено характе­ром воинской деятельности, которая требует от людей, осуществ­ляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, вы­держки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т. д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:

- обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

- совпадение целей законности и воинской дисциплины;

- детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;

- повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

- обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

- дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

- единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.

Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как: «Строгое и точное соблюдение всеми требований дисциплины и его результатом высту­пает личная дисциплинированность воина».

 

Основные направления формирования дисциплинированности

У военнослужащих.

 

Дисциплинированность - это требования дисциплины, испол­нение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней по­требностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и устав­ные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходи­мости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля[5].

Таким образом, мы видим, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, со­образное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели:

Внешние показатели дисциплинированности:

- строгое соблюдение воинского порядка;

- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений
командиров и начальников;

- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их
использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

- образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;

- знание уставов и наставлений, требований военной службы;

- умение управлять собой в соответствии с требованиями воин­ской дисциплины;

- навыки и привычки дисциплинированного поведения;

- самодисциплина.

Продолжая вышесказанную мысль мы отмечаем, что например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) также характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом сов­падают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не слу­чайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплиниро­ванность характеризуются как сложное волевое качество. Воля - это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, прояв­ляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с пат­риотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравствен­ными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисципли­нированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эс­тетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдель­ные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом[6].

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и дея­тельности.

Привитие воинам этого качества невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентиро­вочной основы поведения военнослужащих. Говоря проще, коман­дир должен каждый раз разъяснять военнослужащему, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быст­ро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов в боевой подготовке.

Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за со­весть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисци­плинированности.

Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, когда и сами воины активно вовлечены в этот процесс.

Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужа­щего, способствующую не только усилению или ослаблению опре­деленных качеств его личности, но и формированию тех из них, ко­торые ранее у него отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влияни­ем неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Следствие этого- случаи самовольных отлучек, упот­ребления спиртных напитков, нарушений уставных правил.

Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

При этом нельзя забывать о развитии самосознания воина, кото­рое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в слу­жебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны - самооценка и самоанализ-самооценка отражает жизненную позицию человека, определя­ет его отношение к стоящим задачам.

Многому можно научиться, следуя примерам команди­ров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердив­шимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепе­редачи, кино- и видеофильмы[7].

Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мыс­ленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Про­стая констатация - "хорош я или плох" - его уже не удовлетворяет, он хочет получить ответ, в чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицатель­ных моментов, но и включал положительные. В таком случае чело­век не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постара­ется самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим, находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований ус­тавных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их ис­правления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют тре­бовательность друг к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установ­ленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе мо­рально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их раз­витие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способст­вующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают че­ловеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осо­знание воинами их значимости становится мощным стимулом в ра­боте над собой.

Считаю, что самые подходящие методы для воспитания дисциплиниро­ванности - это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т. п.

Самоупражнение, есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных ка­честв, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявля­ется в следующей последовательности:

- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

- выработка установки на действие;

- проигрыш действия про себя;

- выполнение его по частям или в целом;

- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение, помогает в обосновании совершаемых поступ­ков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внут­ренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществ­ляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровер­жения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение, проявляется в воздействии на себя краткой сло­весной формулой в целях управления своим психическим и физиче­ским состоянием. Например: "не болтай", "не крутись", "напрягись", "еще есть силы". Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняют­ся слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение, состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уста­вов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выпол­нению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Само­принуждение стимулируется требовательным самоконтролем, само­убеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Во внутренних войсках РФ, как отмечается в Дисциплинарном уставе, «воинская дисциплина основывается на осознании каждым во­еннослужащим высокого долга и личной ответственности за защиту своего Отечества»[8]. Поэтому одним из важнейших направлений работы по формированию и укреплению высокой дисциплины является раз­витие, углубление ее сознательного характера. Но прежде чем воспи­тывать сознательную воинскую дисциплину, надо четко знать, что она собой представляет.

Первоочередная задача анализа категориального статуса сознательной дисциплины — выяснение сущности сознательности как главного ее свойства и определение соответствующей парной категории. Это необходимо для понимания того, что является источником, внутренней причиной, движущей силой преобразования воинской дис­циплины в сознательную.

Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознатель­ной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимо­связи и соотношения стихийности и сознательности. При этом сти­хийный характер соблюдения воинской дисциплины не означа­ет бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определен­ных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, не­обходимо видеть различие между сознанием как свойством, отли­чающим людей от животных, и сознательностью как специфи­ческой чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.

Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при иска­женном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является нали­чие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся пе­ред личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях по­следней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.

Сознательность в воинской дисциплине — это поведение во­еннослужащих, обусловленное правильным пониманием необходи­мости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественно­го явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, кото­рые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непо­средственной причиной сознательного выполнения норм, правил по­ведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.

Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирова­ние и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противопо­ложности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами.

Гносеологической[9] причиной является сложность и бесконечность по­знания воинской дисциплины как специфического явления общест­венной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необхо­димости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов не­одинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за вре­мя своей службы посредством различных форм обучения и воспита­ния, но и та информация в боннской дисциплине, которая восприни­мается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибоч­ного представления до научного знания.

Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновля­ется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются не­обходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме то­го, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и ка­чественном выполнении военнослужащими своих служебных обязан­ностей. А для этого нужны определенные знания военной специаль­ности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплиниро­ванности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутрен­нюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенство­вании воинского мастерства.

Поскольку любое отступление от них отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность воинских формирований, их можно квалифицировать как антиобщественное, антипатриотическое, аморальное поведение, наносящее ущерб безопасности государства. Конечно, бывают незначительные нарушения дисциплины. Но от это­го сущность нарушений или неточного соблюдения требований дисци­плины не меняется, ибо важны последствия, нанесенный ими ущерб боеготовности и боеспособности.

Безусловно, различие мотивов и целей у нарушителей дисциплины или у тех, кто не в полном объеме выполнил ее требования, неодина­ковый характер проступков и меры причиненного ими ущерба обусло­вливают и необходимость применения разных методов, форм и спосо­бов воспитательной работы.

Следует подчеркнуть, что сознательность не выступает в виде одно­го из равноценных свойств, признаков воинской дисциплины и не яв­ляется производной ОТ них, Ибо составляет внутреннюю основу суще­ствования, тот способ ее бытия, который обусловливает, делает воз­можным наличие всех других свойств, признаков, особенностей.

Именно сознательность задает и определяет качественную особен­ность дисциплины наших Внутренних войск МВД РФ, обусловливает измене­ние ее старых свойств, признаков, особенностей и возникновение но­вых. В частности, «добровольность» — это не только одна из особенно­стей (свойств) дисциплины армий, ведущих справедливую, освободительную войну. Добровольная воинская дисциплина может быть и результатом идеологической обработки и материального подку­па. Только сознательный характер дисциплины придает свойству «добро­вольности» новое качество.

Таким образом, сознательность — это атрибут дисциплины в наших Внутренних войсках МВД РФ, ее главное, определяющее свойство, которое иг­рает решающую роль в становлении и развитии нового типа воинской дисциплины. Понимание этого дает возможность верно ставить цели воспитания и определять пути их достижения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: