Экономический рост - это увеличение ВВП страны как совокупного, так и в расчете на душу населения. Оба показателя отмечают одну и ту же тенденцию увеличения благ в обществе. Но показатель роста ВВП на душу населения претендует на более точную оценку экономического развития страны. Именно он показывает, на сколько увеличилось благосостояние общества в целом и его членов в частности.
Экономический рост является важнейшей целью любой социально экономической системы. Экономический рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять новые программы по борьбе с загрязнением окружающей среды без сокращения производства общественных благ.
Типы экономического роста:
1)Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слово «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.
2)Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления более дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энергоресурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.
|
3) Смешанный тип экономического роста объединяет в себе экстенсивный и интенсивный варианты развития. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использовании новых технологий или различной экономии. К примеру, в сельскохозяйственном производстве увеличение урожая может быть достигнуто не только путем обработки новых земель, но и за счет орошения и удобрения обрабатываемых земель (если речь идет о засушливых территориях), использования более плодородных семян, борьбы с вредителями. Для увеличения производства в промышленности опять-таки можно привлечь дополнительную рабочую силу, например более льготными условиями работы, и одновременно с этим совершенствовать системы производства и управления, перерабатывать отходы и бракованную продукцию.
Основные факторы экономического роста, способствующие развитию экономики:
· факторы спроса;
· факторы предложения;
· факторы распределения;
· внутренние;
· внешние;
· смешанные.
К факторам спроса следует отнести факторы, способствующие увеличению совокупного спроса. Это заработная плата и иные доходы, налоги на доходы и имущество, предельная склонность к потреблению, ставка банковского процента, величина кассовых остатков и другие факторы, определяющие спрос.
К факторам предложения относятся количество и качество природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий и их доступность, предпринимательские способности хозяйствующих субъектов, а также научно-технический прогресс.
|
Факторы распределения включают инфраструктуру страны по распределению и перераспределению ресурсов и продукции.
Факторы экономического роста можно еще разделить на внутренние, внешние и смешанные.
Внутренние факторы роста включают факторы производства данной страны.
К внешним факторам роста относятся иностранные ресурсы, а к смешанным - и те, и другие.
Примером смешанного фактора экономического роста выступают смешанные инвестиции. Имеется в виду, что некий проект финансируется частично отечественным капиталом и частично привлеченным иностранным капиталом.
Однако помимо выгод экономический рост ведет к серьезным издержкам для отдельного человека и общества в целом. К негативным последствиям экономического роста следует относить: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы и т.п. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают, и сам по себе экономический рост не решает социально экономические проблемы.
Расчетная часть.
Задача1
Естественный уровень безработицы равен 6,5 %, а фактический составляет 4%. Объем потенциального ВВП составляет 2850 млрд.руб.,коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2. Предельная склонность к потреблению равна 0,8.
Определите:
а) вид разрыва (рецессионный/инфляционный);
б) какую политику государственных закупок должно проводить правительство для стабилизации экономики. Рассчитайте, как изменится величина государственных закупок (∆G);
|
в) изменение величины автономных налогов, если правительство решит использовать налоги как инструмент стабилизации (∆T);
г) если для стабилизации экономики правительство применит комбинацию мер – изменение государственных закупок и изменение налогов – и снизит государственные закупки на 20млрд.руб., то каким изменением автономных налогов (∆T) должно быть дополнена это мера, чтобы экономика вернулась к состоянию полной занятости.
Решение
а) Для расчета фактического ВВП воспользуемся законом Оукена, который выглядит следующим образом:
где Y- фактический ВВП;
Y*- потенциальный ВВП;
u- фактический уровень безработицы;
u*- естественный уровень безработицы;
-β – чувствительность ВВП к циклической безработице (коэффициент Оукена).
На основании проведенного расчета, необходимо определить какой разрыв имеет место в экономике: инфляционный или рецессионный.
Если фактический ВВП выше потенциального то, это инфляционный разрыв, а если фактический ниже потенциального, то это рецессионный разрыв.
В данном случае наблюдается инфляционный разрыв.
б) Для устранения имеющего разрыва следует проводить сдерживающую фискальную политику.
Например, за счет сокращения государственных закупок снизить ВВП до потенциального уровня.
Изменение ВВП составит при этом:
Из определения мультипликатора государственных закупок:
Мультипликатор государственных закупок рассчитывается следующим образом:
где mpc - предельная склонность к потреблению.
Тогда,
Таким образом государству необходимо изменить государственные закупки на – 28.4 млрд.руб.
в) Устранение полученного разрыва возможно также за счет изменения налогов в экономике т.е. их увеличения или уменьшения:
Мультипликатор автономных налогов рассчитывается следующим образом:
Таким образом:
Можно сделать вывод, что правительству необходимо увеличить автономные налоги на 35.5млдр.руб.
г) Используя комбинацию мер проводимых государством можно вывести ∆T:
Ответ: сделаем выводы к решенной задаче.
а) в экономике наблюдается рецессионный разрыв;
б) государство проводя фискальную политику пытается привести экономику в состояние равновесия. В данном случае изменяя государственные закупки на млрд.руб.
в) также государство изменяя налоги может повлиять на состояние равновесия в экономике, т.к. налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. Таким образом ∆T составило млрд.руб.;
г) в нашем случае можно использовать комбинацию мер с целью стимулирования или сдерживания экономики на данный период времени. Итогом этого явилось изменение налогов на млрд.руб.
Задача 2
В закрытой экономике налоги составляют 30% совокупного дохода, треть этой суммы возвращается частному сектору в виде трансфертов. Кроме этого, известно, что:
-потребительские расходы домохозяйства = 2850млрд.руб.
-инвестиционные расходы бизнеса =690млрд.руб.
-дефицит государственного бюджета = 120 млрд.руб.
Определите государственные расходы на рынке.
Решение
а) Так как по условию задачи налоги составляют 30% совокупного дохода, а трансферты 10% (третья часть налогов). Величина чистых налогов изымается государством у частного сектора и составляет 20% совокупного дохода:
По условию задачи рассматривается закрытая экономика в которой отсутствует иностранный сектор экономики. Следовательно тождество доходов и расходов в закрытой экономике будет иметь следующий вид:
Из левой и правой части тождества вычтем величину чистых налогов и будем иметь следующий вид данного тождества:
Найдем величину совокупного дохода (Y)
Для нахождения государственных закупок воспользуемся тем же тождеством:
Государственные закупки можно найти так же из сальдо государственного бюджета
б) Воспользуемся другим способом решения задачи основанная на равенстве сбережений и инвестиций. В закрытой экономике это равенство выглядит следующим образом:
Где, Sp – величина частных сбережений;
Так как в модели кругооборота отсутствуют сбережения предприятий и бизнеса, частные сбережения являются сбережениями домашних хозяйств.
Суммируя их с потребительскими расходами получим величину располагаемого дохода:
Поскольку:
Найдем совокупный спрос:
Ответ: Государственные расходы на товарном рынке составят 1035 млрд.руб.
Задача 3
Экономика страны имеет следующие показатели:
-совокупные доходы = 3600 млрд.руб.;
-инвестиционные расходы = 690 млрд.руб.;
-чистый экспорт = -50млрд.руб.;
-налоги = 390 млрд.руб.;
-государственные трансферты = 210 млрд.руб.;
-экспорт = 290 млрд.руб.;
-общая сумма изъятия из экономики = 1590 млрд.руб.
Определите потребительские расходы домашних хозяйств и сальдо государственного бюджета.
Решение
а) Для решения задачи можно воспользоваться тождеством изъятий из потока доходов и инъекций в экономику:
По условию нашей задачи общая сумма изъятий обозначается (L), а следовательно и инъекций равно 1590млрд.руб.
Таким образом можно определить сумму государственных расходов, которые являются составляющим компонентом совокупного спроса:
Из тождества доходов и расходов найдем потребительские расходы:
Определим сальдо государственного бюджета, которая определяется как разница между доходами и расходами:
Отрицательное сальдо государственного бюджета означает, что бюджет сводится к дефициту.
б) Решим задачу другим способом.
Определим величину частных сбережений (Sp):
Так как располагаемый доход домашних хозяйств делится на потребление и сбережение (а в модели кругооборота сбережения домашних хозяйств равны всем частным сбережениям), найдем потребительские расходы:
Сальдо государственного бюджета можно определить из тождества инвестиций и сбережений:
сальдо бюджета =
Ответ: Сделаем выводы исходя из полученных данных.Потребление составило 2560 млрд.руб.; дефицит государственного бюджета равен -220 млрд.руб.
Задача 4
Рассмотрим закрытую экономику, для которой функция потребления задана уравнением:
Планируемые инвестиции составляют 690 млрд.руб., государственные расходы равны 230 млрд.руб., и налоги равны 390 млрд.руб.
а) определите равновесный уровень дохода.
б) какими будут планируемые расходы при уровне дохода равном 3600?
в) как изменится равновесный уровень дохода, если налоги возрастут до 400?
г) как изменится равновесный уровень дохода, если государственные расходы снизятся до 200?
Решение
а) равновесный уровень дохода определяется из условия равенства расходов всех макроэкономических агентов, при условии, что экономика закрытая.
Отсюда Y= 2684 млрд.руб.
б) Определим планируемые расходы при уровне дохода Y= 1500млрд.руб.
Как известно незапланированное изменение запасов равно разности фактических и плановых расходов:
в)Допустим налоги возрастут до 400. Тогда равновесный уровень дохода составит:
Отсюда необходимо найти Y
- =2581-2684= ⎯103 млрд.руб
г) Допустим государственные расходы снизились до 200, тогда равновесный уровень дохода составит:
- = 2512-2684= -172
При снижении государственных расходов равновесный объем выпуска составит -172 млрд.руб.
Ответ:
а) Y= 2512 млрд.руб.
б) ∆запасов = 820 млрд.руб.
в) ∆Y = -103 млрд.руб.
г) ∆Y= -172 млрд.руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках рыночной экономики возникает необходимость проведения анализа, основанного на динамике основных макроэкономических показателей. На основе такого анализа можно сделать вывод об экономическом росте, стабильности и направлении экономической политики государства.
В масштабе же всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Таким образом, в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным предложением (созданным ВВП или национальным доходом) и совокупным спросом (использованным ВВП или национальным доходом). При этом важнейшим вопросом будет выяснение следующего обстоятельства: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости?
Классическая, а также неоклассическая теория, с одной стороны, и кейнсианская, с другой, по-разному отвечают на этот вопрос. Классическая школа предпочитает рассматривать функционирование национальной экономики на длинных, а кейнсианская — на коротких отрезках времени. В традициях классической школы принято считать, что объем выпуска не зависит от уровня цен. Но зависит от величины факторов производства, вовлекаемых в национальное производство, а также от используемой технологии.Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения уровня цен. В кейнсианской модели обращают внимание на то, что в реальной действительности всегда имеются и свободные мощности, и резерв рабочей силы. Так что для наращивания совокупного предложения есть объективные предпосылки.
Теория равновесия совокупного спроса и предложения имеет, бесспорно, и достоинства и недостатки.Её достоинства заключаются во-первых в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, и достигнуть равновесия на товарном и денежном рынках.
Во-вторых, теория равновесия предусматривает ограниченное вмешательство государства в экономическую жизнь. Она дает возможность объединить рыночную самоорганизацию и государственное регулирование.
В-третьих теория имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто пересмотр теоретических положений, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы и инфляции, выбор направления государственной экономической политики.
Недостатки же теории равновесия совокупного спроса и предложения, по-моему, заключаются в том, что она построена без учета специфических особенностей той или иной национальной экономики. В последнее время становятся всё более популярными идеи основанные на признании необходимости построения национальной модели с учетом цивилизационной специфики. Для разработки такой более совершенной модели необходимо возродить российскую школу экономической мысли как органической части мировой науки. И речь идет не о возврате к старому, а об умении осознать реалии наступающего будущего.
Современная макроэкономическая теория рассматривает ожидания в связи с такими проблемами, как налогово-бюджетная политика, кредитно-денежная политика государства, функционирование рынка ценных бумаг, инфляция и антиинфляционная политика государства и др.
Необходимо взять все самое ценное, что накоплено в экономической теории, адаптировать это к специфическим российским условиям и направить на то, чтобы Россия превратилась в сильную экономическую державу, граждане которой имели бы высокий уровень жизни.
В расчетном разделе были решены 4 задачи, в ходе которых были сделаны следующие выводы:
В первой задаче мы определили, что в экономике имеет место инфляционный разрыв, поскольку фактический ВВП оказался выше потенциального. Так же мы выяснили, что для устранения инфляционного разрыва государству следует проводить сдерживающую фискальную политику: за счет сокращения государственных закупок снизить ВВП до потенциального уровня. Изменение ВВП при этом составило 142 млрд.руб. Мы определили, что правительству для устранения инфляционного разрыва необходимо сократить государственные закупки на 28.4 млрд.руб. и увеличить автономные налоги на 35.5 млрд.руб.
Во второй задаче мы определили государственные расходы на товарном рынке при потребительских расходах домохозяйств равных 2850 млрд.руб., инвестиционных расходах равных 690 млрд.руб. и дефиците государственного бюджета в 120 млрд.руб. Государственные расходы при этом равны 1035млрд.руб.
В третьей задаче мы определили, чему равны потребительские расходы домохозяйств и сальдо государственного бюджета при некоторых известных показателях экономики страны. Потребительские расходы при этом равны 2560 млрд.руб., а дефицит государственного бюджета равен 220 млрд.руб.
В четвертой задаче мы рассматривали закрытую экономику при заданной функции потребления. Мы определили равновесный уровень дохода, который равен 2684 млрд.руб. Так же мы выяснили, что при уровне дохода 1500 млрд.руб. планируемые расходы будут равны 1864 млрд.руб., а незапланированное изменение запасов 820 млрд.руб.Далее мы определили, что при повышении налогов до 400, равновесный уровень дохода будет равен 2512 млрд.руб., а при снижении государственных расходов до 200 – 172 млрд.руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базылев Н.И. Экономическая теория: Учебник. Мн.: БГЭУ, 2010;
2. Джек Харвей. Современная экономическая теория. Вводный курс. М. 2009;
3. Кажуро Н.Я. Основы экономической теории. Мн. 2009;
4. Клюня В.Л., Новикова И.В. Экономическая теория: Учебное пособие. Мн. 2009;
5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мн. 2010;
6. Носова О.С. Экономическая теория. М. 2009;
7. Плотницкий М.И. Экономика. Учебное пособие. М.: “Новое знание” 2010;
8. Селищев А.С. Макроэкономика – учебник для ВУЗов. СПб.:”Издательство “Питер” ”, 2000;
9. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник – М.: Юрайт – Издат., 2008.
10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебник. Киров, “АСА”, 2008;.
11. Макроэкономика: Учебник /Овчиников, Яковлева, 2-е изд. - Изд. Бизнесс Пресса, 2012. с-368.
12. Макроэкономика: Учебник /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская, Изд. ИНФРА-М, 2012. с- 202.
13. Макроэкономика: Учебное пособие/Г.П. Журавлева. - Изд. ИНФРА-М, 2011. с- 127.
14. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб. пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т - высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2009.-510 с.
15. Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб.:Питер, 2008. - 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).9. Цыбко К. Устойчивое развитие и экономический рост // ЭКОС-информ. - 2008. - N 3. - с.-16-17.
ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ