Тема. Общая и профессиональная культура педагога




Тема. Профессионально-педагогическое общение

 

Вопросы для изучения:

  1. Структура общения.
  2. Стили общения.
  3. Средства общения учителя.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2002. – С. 45 – 130.

Дополнительная литература:

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М., 1999. – С. 29 – 49.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. – М., 1998.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – С. 96 – 105.
  4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

 

Задания:

  1. Изучить рекомендованную литературу.
  2. Используя источник 2, дать характеристику коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторонам общения, составив таблицу:
Сторона общения Суть каждой из сторон общения Особенности проявления каждой стороны в процессе общения Требования к педагогу (сформулировать самостоятельно, исходя из предшествующих характеристик). Что должен знать, уметь педагог, какими качествами, способностями обладать, чему должен научиться, чтобы эффективно осуществлять все стороны общения?
Коммуникативная      
Интерактивная      
Перцептивная      
  1. Выписать характерные черты стилей общения педагога с учащимися, пользуясь источником 4.
  2. Охарактеризовать основные средства общения педагога (внушение, убеждение, подражание, заражение, идентификация) (ист. 2, 3, 5).
  3. Существует множество учительских мифов, которые играют отрицательную роль в педагогическом деле. Например, миф о преобладании доверительных отношений между учителем и классом над деловыми. К чему может привести данная ситуация? Аргументируйте свой ответ.

Количество часов на самостоятельную работу: 2

Форма контроля: таблица, письменная работа.

Самостоятельная работа 3

Тема. Общая и профессиональная культура педагога

Вопросы для изучения:

  1. Профессионально-педагогическая культура как условие профессионального становления педагога.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Никитина Н.И. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

Дополнительная литература:

  1. Журналы: «Народное образование», «Воспитание школьника», «Вопросы психологии», «Педагогика» и др.

Задания:

Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать для выполнения только одно.

  1. Составить библиографические карточки для 4 статей (по теме самостоятельной работы) выбранного периодического издания. На карточке необходимо указать выходные данные: автора статьи, название статьи, периодическое издание, год, номер, страницы; составить текст аннотации.

Форма отчета: соответствующая картотека.

ОБРАЗЕЦ: (Карточка из плотной бумаги, размеры 120х60)

Буланкина Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 51-55. Автор статьи раскрывает суть уровней индивидуального языкового тезауруса и интеллекта, индивидуальной языковой стратегии и пространства, необходимых для повышения профессиональной педагогической культуры и совершенствования деятельности учителя.

 

  1. Сделать конспект одной журнальной статьи (выходные данные также указать) по проблеме профессиональной культуры педагога и сформулировать 4 вопроса по содержанию данной статьи: два вопроса на воспроизведение материала, два вопроса на творческое осмысление, переработку информации, поиск причинно-следственных связей и т.д.

 

  1. Прочитайте следующий фрагмент:

«Руководство учителям первого и второго классов народных училищ» (Ф.И. Янкович, 1783 г.)

О званиях, качествах и поведении учителя

1. Об обязанностях учительского звания.

2. Учителя обязаны по состоянию своему заступать у учеников место родителей, и потому чем менее сами родители всепомоществуют в наставлении детей своих, тем более трудиться долг есть учителя...

3. Звание учителя обязывает их также стараться сделать из учеников своих полезных членов обществу; и для сего должны они поощрять чаще юношество к наблюдению должностей общественных, просвещать разум учеников и научать их как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно; и предписанные науки преподавать юношеству таким образом, как надобны им оные бывают в общежитии.

О качествах учителя

Добрые качества учителя суть:

I. Благочестие

…5. В доме своем должен он быть миролюбив и порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив.

6. Особливо избегать он должен брани, клятвы... клеветы и сквернословия, так же как и безмерия в питии и в обхождении с непотребными женщинами.

II. Любовь

1. Он должен поступать со всеми учениками отечески, т. е. лас ково и любовно.

2. Он обходиться с ними должен с приязнию и скромностью и не казать досады, когда они в школу приходят или когда предложения его скоро не уразумеют.

3. Он должен им дать приметить, что ему приятно, когда они прилежны и в школу все чаcmo ходят, и что он их любит.

4. Любовь сия должна быть не ребяческая, но соединена всегда с постоянным и важным видом, она не должна основываться на достатке родителей учеников, но на благонравии и прилежании детей.

III. Бодрость

Учитель не должен быть сонлив, угрюм или, когда хвалить надобно детей, равнодушен, но он должен хвалить тех, которые ведут себя хорошо, и ободрять прочих как ласковым уговариванием, так и показыванием того, сколь много старается он облегчении им всего.

IV. Терпение

1. Когда есть у учителя такие ученики, которые нерадивы, резвы и упрямы, и когда притом родители их кладут на него вину, что дети их ничему не учатся, тогда не должен он выходить из mepneния.

2. Должен себе представлять, что он, яко человек, рожден на свет для многотрудной работы…

VI. Прилежание

1. Прилежен тот, кто над тем, кчему он по должности своей обязан, трудится неутомимо и с величайшим тщением, не ослабевая им от каких препятствий или трудностей;... учитель крайне должен быть прилежен, дабы через свой пример сделать равным образом и учеников прилежными.

2. Когда учитель и для самой малейшей причины не бережет школу, или часто приходит поздно, или начинает учить не в надлежащее время, или вместо того, чтобы учить, исправляет домашние свои дела или какое рукоделие, то и дети становятся так женерадивы, приходят в школу поздно, не столько стараются учиться или и совсемне ходят.

3. Через нерадение свое потеряет учитель доверенность родителей, любовь детей и свою плату, потому что родители не захотят платить напрасно деньги, когда дети их так мало или совсем ничего не учатся.

Свое отношение и мысли по прочитанному оформите в виде письма Федору Ивановичу Янковичу.

Количество часов на самостоятельную работу: 1

Форма контроля: проверка письменной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: