Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы рассуждения – тезис и аргументы.
Вступление в сочинении-рассуждении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читающего наше сочинение к восприятию рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему. Иногда вступление может отсутствовать, т.е. сочинение-рассуждение можно начать прямо с утверждения тезиса. Но чаще всего без вступительной части построить рассуждение нельзя. Необходимость вступления определяется самой логикой: в самом тезисе (в его формулировке) есть такое понятие, которое требует предварительного выяснения. Вступительная и заключительная части вводят в само рассуждение и заканчивают, завершают его.
Виды вступления.
Вид вступления | Особенности | Темы сочинений |
Историческое | Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. | «Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») ». Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами). |
Аналитическое | Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению. | «Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова». Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками «Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации. |
Биографическое | Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. | «Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский). Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского. |
Сравнительное | Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. | «Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова». Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе. |
Лирическое | Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом. Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество. | «Мой любимый современный писатель, поэт или драматург ». |
|
Предложим учащимся средства оформления вступления.
|
Средства оформления вступления | Примеры |
Назывное предложение или ряд назывных предложений | Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется. |
Риторический вопрос | Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта? |
Риторическое восклицание | Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства! |
Вопросно-ответное единство | Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского. |
Цитата | Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом». |
Афоризм | «О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста. |
Виды заключения
Вид | Содержание | Пример |
Заключение-вывод | Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного | |
Заключение-следствие | Литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников |
|
Обращаю внимание учащихся на ключевые слова темы и вступления. Использование общих ключевых слов темы (слов одной семантической группы) во вступлении, основной части и заключении придаёт цельность сочинению, не позволяет «уйти» от темы.
Вот пример задания, предложенного учащимся на уроке подготовки к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. Проанализируйте вариант вступления и заключения сочинения на тему «Из пламя и света рождённое слово…» и найдите общие с темой ключевые слова или слова одной семантической группы.
Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десяти лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…», - писал А.И.Герцен. Он имел в виду время, наступившее после восстания декабристов. И как необходимо было людям услышать слово, которое воспламеняло бы сердца и давало светлую надежду. Таким словом для современников стало слово М.Ю.Лермонтова.
………………………………………………………………………………………………………………
Среди всеобщего уныния, охватившего Россию после поражения восстания декабристов, пламенно и страстно прозвучал голос молодого поэта, оставшегося для нас навсегда двадцатисемилетним…
Отобрав, таким образом, текстовый материал, учащимся необходимо составить черновой вариант плана рассуждения и записать его с разнообразными примечаниями. И, наконец, написать сочинение по выбранной теме.
Предположим, что всё, о чём речь шла ранее, учащиеся уже знают или хотя бы имеют общее представление о том, как строить рассуждение. Как дальше действовать учителю, чьи ученики через полгода должны написать выпускное сочинение? Предположим, формулировки направлений будущих сочинений озвучены, пора приступать к работе. Что дальше делать?
Во-первых, необходимо подробно прокомментировать учащимся каждое направление, помочь выявить возможные проблемные вопросы, решаемые в рамках данного направления; во-вторых, предложить возможные формулировки тем сочинений; в-третьих, вместе с учащимися составить перечень произведений, которые могут быть востребованы при раскрытии темы. И, наконец, необходимы тренировки в написании вступлений, заключений к сочинениям, написании сочинений по предложенным схемам и алгоритмам. Не лишним будет дать учащимся написать сочинения по нескольким произведениям, которые могут быть использованы в сочинении.
Рассмотрим, как это выглядит на практике.
«Спор поколений: вместе и врозь» - так звучало название одного из направлений, предложенных на итоговом сочинении в 2014 - 2015 учебном году. «Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной», - отмечалось в комментариях к данному направлению. Прочитав внимательно вместе с учащимися комментарии, мы выявляем ключевые слова и понятия в формулировке. В результате обсуждения мы формулируем проблемные вопросы:
• Какие семейные ценности необходимы людям?
• В чём заключаются проблемы во взаимоотношениях разных поколений?
• Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми?
Вместе с учащимися ищем ответы эти вопросы и формулируем тезисы из каждого ответа. Затем
вспоминаем произведения художественной литературы, в которых поднимаются эти же проблемы, выстраиваем аргументацию, опираясь на анализ этих произведений.
Перечень произведений, в которых поднимаются проблемы взаимоотношений в семье, довольно обширен:
• Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
• А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
• А.С.Пушкин. «Станционный смотритель», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
• М.Ю.Лермонтов. «Бородино», «Дума»
• Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
• А.Н.Островский. «Гроза»
• И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
• Л.Н.Толстой. «Война и мир»
• Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
• А.П.Чехов. «Вишнёвый сад»
• В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой»
• К.Г.Паустовский. «Телеграмма»
• А.Алексин. «Безумная Евдокия»
Предлагаю учащимся попробовать сформулировать тезисы будущих сочинений к предложенным темам:
• Возможны ли гармоничные отношения между поколениями?
• Как научиться решать спорные вопросы и конфликтные ситуации?
• Каковы последствия неразрешённых конфликтов между поколениями?
Пробуем написать универсальное вступление и заключение к темам данного направления.
Жизнь человека сложна и противоречива. Сколько трагичных ошибок делаем мы, даже не пытаясь понять своих предшественников! В классической литературе трудно найти писателя, в творчестве которого не обозначилась бы эта проблема.
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Разумеется, идеал всегда далёк. Но мне кажется, что гармоничными можно назвать такие отношения между поколениями, когда старшие открыты для диалога с детьми, а младшие всегда готовы принимать старших такими, какие они есть.
Предлагаю учащимся написать сочинение на тему «Как изображён конфликт поколений в русской литературе первой пол. XIX века?», придерживаясь заданного алгоритма и предложенного плана:
План
I. Вступление. «Вечный вопрос» в творчестве русских писателей.
II. Основная часть. Конфликт поколений в русской литературе.