1. Понятие психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), её принципов и задач.
2. Структура ПМПК.
3. Консультативно-диагностическая работа ПМГТК.
4. Основные методы психолого-медико-педагогического обследования в
ПМПК.
Контрольные ВОПРОСЫК теме
1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПК?
2. Какая обязательная документация оформляется на ребёнка при направлении его в ПМГГК?
3. Какие специалисты входят в состав ПМПК?
Литература
1. Трофимова, Н.М., дуванова, С.П.и др. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст] Трофимова Н.М.СП6,Учеб.пособие.:Питер. 2005.-304 с.
2. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для
студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст]! И.Ю.Левченко.
С.д.Забрамная и др.; под.ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.М.:Изд.центр «Академия»,2003.-320 с.
Семинар 3.Образование лиц с нарушением умственного развития.
1. Социальная политика в отношении умственно отсталых лиц.
2. Система специального обучения для умственно отсталых лиц в России и за рубежом.
3. Умственно отсталый ребёнок в образовательном учреждении общего назначения.
Контрольные ВОПРОСЫК теме
1. Какие виды образовательных учреждений для лиц с нарушениями умственного развития вы знаете?
2. Какими знаниями и навыками должен обладать учитель в массовой школе, если у него в классе учится умственно отсталый ребёнок?
3. Какие методы и средства используются при работе с умственно отсталыми дошкольниками и школьниками?
Литература:
1. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. вьтсш. учеб. заведений[Текст] / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов и др.;Под ред.Н.М.Назаровой-М.: хАкадемия»,2005. -400 с.
2. Трофимова, Н.М., дуванова, С.П.и др. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст] Трофимова Н.М.СП6,Учеб.пособие.:Питер. 2005.-304 с.
|
З. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений [Текст]! ИЮ.Левченко. С.Д. Забрамная и др.; под.ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.-М.:Изд.центр «Академия»,2003.-320 с.
Тема 8. Логопсихология и логопедия.
Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная:
1) изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера;
2) определению механизмов их психической адаптации;
3) разработке системы психологической помощи этим людям.
Логопсихология — отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами. Логопсихология изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений детей с нарушениями в речевом развитии.
Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций.
По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.
Логопедия — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
|
В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).
Клинико-педагогическая классификация
Нарушения устной речи
расстройства фонационного оформления высказывания:
Дисфония (афония) Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
Алалия Афазия
Нарушения письменной речи
Дислексия Алексия Дисграфия Аграфия
|
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения средств общения
фонетическое недоразвитие (ФН) фонематическое недоразвитие
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Нарушения в применении средств общения
Заикание
В ходе логопедического воздей ствия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головного мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функции. Восстановление речи осуществляется при логопедическом воздействии на людей с афазией.
Метод обучения в педагогике— это способ совместной активности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений; навыков, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются словесный, наглядный и прак тический методы обучения. Их выбор и использование определяются характером речевых нарушений, содержанием, целями и задачами коррекционно-педагогпческого воздействия и индивидуально-психо логическими особенностями логопатов.
Принципы и методы логопедии
Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.
Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.
Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп: организационные методы, эмпирические методы, количественный (математико - статистический) и качественный анализ полученных данных, интерпретационные методы.
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе всей жизни человека и служит показателем его общего развития.
Различают 2 формы речи:
1.Внешняя. Это устная (монолог, диалог) и письменная р.
2.Внутренняя. Это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чём-либо, мысленно составляет планы.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у дошкольника происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом. При недоразвитии речи возникают нарушения письма различной тяжести.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:
выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
агрессивность, драчливость, конфликтность;
повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
энурез(недержание мочи);
онанизм;
повышенную обидчивость, ранимость;
склонность к болезненному фантазированию.
Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы. Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры нарушения. Предупреждение речевых нарушений способствует гармоничному развёртыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для приобретения знаний.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:
Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Достижение данных целей возможно при помощи:
Создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.
Методов психологического сопровождения: психогимнастики, психологических, развивающих игр и т.д.
Ожидаемые результаты:
Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. ХХ в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп.
1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Группа для детей с общим недоразвитием речи.
З. Группа для детей с заиканием.
Помимо этого существуют специальные группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе. Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению, которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно.
Элементы психотерапии в работе логопеда
Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего "дружелюбного мира", в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.