Тема: Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения.
Задание 1. Внимательно изучите материал по теме.
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция». Дезадаптация – это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Это процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой.
Выделим те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека:
- отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания;
- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья;
- рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Поэтому если ребенок 7 лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости без последующих эксцессов, то определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным;
|
- для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной, кризисной ситуации или следствием самообороны;
- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними;
- отклоняющееся поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации, которое, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности;
- отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности.
Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
|
Говоря о девиантном поведении, необходимо коснуться и проблемы его детерминации. К внешним физическим условиям, провоцирующим девиантное поведение, можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций.
Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия, в частности характеристики социальных групп, в которые включен человек микросоциальной среды (уровень и стиль жизни семьи, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, влияние друзей и т.п.).
Многообразие психологических причин девиантного поведения можно объединить в несколько групп:
мотивационно-личностные — отсутствие или утрата смысла жизни, деформации в ценностно-мотивационной сфере, фрустрированность значимых потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты, неадекватная самооценка;
эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;
проблемы саморегуляции — нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом;
когнитивные проблемы — стереотипы мышления, низкая рефлексия, ограниченные знания, предрассудки, неадекватные установки;
|
негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.
В целом накопленные данные позволяют предположить, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором. Как правило, отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — условий и психологических причин.
Существуют следующие основные формы девиантного поведения:
- агрессия и агрессивное поведение — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними. Агрессия, направленная на других или на себя, принимает непосредственное участие в различных видах поведенческих девиаций;
- делинквентное (противоправное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях;
- зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с наличием вредных или пагубных привычек, пристрастий, обусловленное потребностью «ухода от реальности».
В свою очередь выделяют следующие формы зависимого поведения:
- суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре такого поведения выделяют собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки);
- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
- гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалио- низм, трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазахизм и др.);
- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждение и коррекция. Коррекция — это форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков в развитии ребенка.
Проблема методов психологической коррекции решается по-разному в рамках основных психологических подходов.
В рамках психоаналитического подхода к коррекции развития выделились два направления, представленные именами А. Фрейд и М. Клейн. Принимая положения 3. Фрейда о структурном строении сознания и механизмах развития личности, А. Фрейд и М. Клейн расходились в понимании символизма детской игры, роли трансфера и некоторых аспектов становления сознания в детском возрасте.
В целом игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободным от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и присваиваемых ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.
В настоящее время психоаналитическая практика претерпевает определенные трансформации, смыкаясь с гуманистическим подходом.
Гуманистически ориентированный подход, теоретические основы которого были заложены в работах А. Маслоу, К. Роджерса, А. Адлера, в психологической практике представлен клиент-центрированной терапией, применительно к детям — терапией, центрированной на ребенке, или терапией отношений.
В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного решения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми.
Отношение и связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников недирективной терапии, единственную возможность свободно и беспрепятственно выразить себя, исследовать и изучать собственные чувства и переживания.
Таким образом, игра выступает эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах.
Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются: трудности коммуникации, социальный инфантилизм, трудности произвольной регуляции, нарушения поведения, трудности эмоционального развития, трудности личностного развития, фобические реакции.
Показаниями для индивидуальной игротерапии являются: несформированность социальной потребности в общении с другими людьми, актуальное стрессовое состояние ребенка, явное асоциальное поведение, детская ревность по отношению к сиблингам, ускоренное сексуальное развитие.
Другим распространенным методом психологической коррекции является арттерапия, которая включает в себя все виды практики оказания психологической помощи, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах активности человека.
С точки зрения классического психоанализа, основной механизм коррекционного воздействия в арттерапии — механизм сублимации, а основная задача терапевта состоит в развитии способности ребенка разумно соотносить и согласовывать между собой принцип удовольствия и принцип реальности.
По мнению К. Г. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, представляющие коллективное бессознательное, и арттерапия, основанная на искусстве, в значительной степени оптимизируют процесс индивидуализации в саморазвитии личности, помогают установить баланс между бессознательным и сознанием «Я».
С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самореализации в продуктах творчества, для утверждения и познания своего «Я». Продукты, создаваемые ребенком, объективируют его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления межличностных отношений со значимым социальным окружением.
Методы коррекции поведения разрабатывались в рамках поведенческого подхода в форме поведенческой терапии, или практики «модификации поведения». Поведенческая терапия — это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при оценке ее результатов.
Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как аверсивная терапия, имплосивная («шоковая») терапия метод систематической десенсибилизации. Аверсивная терапия использует механизм подавления поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежелательного поведения. Имплосивная терапия основана на шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности. Метод систематической десенсибилизации является одним из авторитетных методов поведенческой терапии. Он был разработан в конце 1950-х гг. Д. Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. Это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т.е. чувствительности человека к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность. Снижение сенситивности приводит к последовательному систематическому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объектам. В рамках поведенческого подхода также распространены широко известные метод поведенческого тренинга и метод «жетонов».
Социальная терапия — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками.
Статусная психотерапия представляет собой модификацию метода социальной терапии. Он основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Необходима крайняя осторожность и соблюдение определенных правил в применении метода статусной психотерапии при работе с детьми. Этот метод должен применяться только в тех случаях, когда другие методы коррекции оказались неэффективными.
Задание 2 (выполнить письменно). Утвердите правильность высказываний. Если высказывание верно, поставьте 1, если нет – 0. Ответы запишите следующим образом:
1. 1
2. 0
3. 0
4. 1 и т.д.
1. Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
2. Дезадаптация, как процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, является одной из причин отклоняющегося поведения личности.
3. Девиантное поведение может отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями.
4. Девиантное поведение характерно для подростков в силу их возрастных особенностей.
5. Такие психологические причины девиантного поведения как отсутствие или утрата смысла жизни, деформации в ценностно-мотивационной сфере, фрустрированность значимых потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты, неадекватная самооценка, относятся к проблемам саморегуляции.
6. К основным формам девиантного поведения относятся агрессивное, противоправное и аддиктивное поведение.
7. Суицидальное поведение, гэмблинг, религиозное деструктивное поведение – это формы делинквентного поведения.
8. Форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков в развитии ребенка, называется коррекцией.
9. Самыми распространенными методами психологической коррекции являются игротерапия и арттерапия.
10. Метод терапии, основанный на шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и торможением реакций страха и тревожности, называется аверсивной терапией.