Задание 1. Внимательно изучите материал по теме.




Тема: Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения.

 

Задание 1. Внимательно изучите материал по теме.

 

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) занима­ет свою собственную нишу в ряду психических феноменов. От­клоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоля­ция». Дезадаптация – это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Это процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой.

Выделим те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут отличить его от других фе­номенов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека:

- отклоняющееся поведение личности — это поведение, кото­рое не соответствует общепринятым или официально установ­ленным социальным нормам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны дру­гих людей. Негативная оценка может иметь форму общественно­го осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания;

- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое на­силие и причинение боли, ухудшение здоровья;

- рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Поэтому если ребенок 7 лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости без последующих эксцессов, то определение данного поведения как отклоняющегося будет недо­статочно корректным;

- для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направ­ленностью личности. При этом поведение не должно быть след­ствием нестандартной, кризисной ситуации или следствием са­мообороны;

- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или па­тологическими состояниями, хотя и может сочетаться с послед­ними;

- отклоняющееся поведение сопровождается различными про­явлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации, ко­торое, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности;

- отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуаль­ное и возрастно-половое своеобразие. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, ди­намику, частоту и степень выраженности.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важ­ных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Говоря о девиантном поведении, необходимо коснуться и про­блемы его детерминации. К внешним физическим условиям, про­воцирующим девиантное поведение, можно отнести такие фак­торы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные коле­бания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими при­чинами агрессивного и другого нежелательного поведения. На­оборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций.

Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия, в част­ности характеристики социальных групп, в которые включен че­ловек микросоциальной среды (уровень и стиль жизни семьи, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, влияние друзей и т.п.).

Многообразие психологических причин девиантного поведе­ния можно объединить в несколько групп:

мотивационно-личностные — отсутствие или утрата смысла жизни, деформации в ценностно-мотивационной сфере, фрустрированность значимых потребностей, внутренние конфликты, ма­лопродуктивные механизмы психологической защиты, неадекват­ная самооценка;

эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций;

проблемы саморегуляции — нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения, чрезмерный или недостаточ­ный самоконтроль, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом;

когнитивные проблемы — стереотипы мышления, низкая рефлексия, ограниченные знания, предрассудки, неадекватные установки;

негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереоти­пы, психические травмы, опыт насилия.

В целом накопленные данные позволяют предположить, что не существует линейной зависимости между девиантными дей­ствиями и каким-либо конкретным фактором. Как правило, от­клоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — условий и психологических при­чин.

Существуют следующие основные формы девиантного по­ведения:

- агрессия и агрессивное поведение — тенденция (стремле­ние), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними. Агрессия, направленная на других или на себя, принимает непо­средственное участие в различных видах поведенческих девиа­ций;

- делинквентное (противоправное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в дан­ном обществе и в данное время законов, угрожающие благопо­лучию других людей или социальному порядку и уголовно нака­зуемые в крайних своих проявлениях;

- зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связан­ное с наличием вредных или пагубных привычек, пристрастий, обусловленное потребностью «ухода от реальности».

В свою очередь выделяют следующие формы зависимого по­ведения:

- суицидальное поведение — осознанные действия, направ­ляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре та­кого поведения выделяют собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказы­вания, намеки);

- химическая зависимость (курение, токсикомания, нарко­зависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависи­мость);

- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, от­каз от еды);

- гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависи­мость, азартные игры);

- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалио- низм, трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазахизм и др.);

- религиозное деструктивное поведение (религиозный фа­натизм, вовлеченность в секту).

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состо­ит в осуществлении систематического контроля за ходом психи­ческого развития детей с целью более ранней диагностики и вы­явления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждение и коррекция. Коррекция — это форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков в раз­витии ребенка.

Проблема методов психологической коррекции решается по-разному в рамках основных психологических подходов.

В рамках психоаналитического подхода к коррекции разви­тия выделились два направления, представленные именами А. Фрейд и М. Клейн. Принимая положения 3. Фрейда о струк­турном строении сознания и механизмах развития личности, А. Фрейд и М. Клейн расходились в понимании символизма дет­ской игры, роли трансфера и некоторых аспектов становления сознания в детском возрасте.

В целом игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи сво­бодным от давления и запретов со стороны социального окруже­ния, с помощью игрушек, игровых действий с ними и присваи­ваемых ролей выражает в особой символической форме бессозна­тельные импульсы и влечения.

В настоящее время психоаналитическая практика претерпева­ет определенные трансформации, смыкаясь с гуманистическим подходом.

Гуманистически ориентированный подход, теоретические осно­вы которого были заложены в работах А. Маслоу, К. Роджерса, А. Адлера, в психологической практике представлен клиент-цен­трированной терапией, применительно к детям — терапией, цен­трированной на ребенке, или терапией отношений.

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, ле­жит представление о спонтанности психического развития ребен­ка, обладающего внутренними источниками саморазвития и по­тенциальными возможностями самостоятельного решения про­блем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной само­реализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми.

Отношение и связь с другим человеком составляют необходи­мое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса лич­ностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников неди­рективной терапии, единственную возможность свободно и бес­препятственно выразить себя, исследовать и изучать собственные чувства и переживания.

Таким образом, игра выступает эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических за­дач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах.

Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются: трудности коммуникации, социальный инфан­тилизм, трудности произвольной регуляции, нарушения поведе­ния, трудности эмоционального развития, трудности личностно­го развития, фобические реакции.

Показаниями для индивидуальной игротерапии являются: несформированность социальной потребности в общении с дру­гими людьми, актуальное стрессовое состояние ребенка, явное асоциальное поведение, детская ревность по отношению к сиблингам, ускоренное сексуальное развитие.

Другим распространенным методом психологической коррек­ции является арттерапия, которая включает в себя все виды практики оказания психологической помощи, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах активности чело­века.

С точки зрения классического психоанализа, основной меха­низм коррекционного воздействия в арттерапии — механизм суб­лимации, а основная задача терапевта состоит в развитии способ­ности ребенка разумно соотносить и согласовывать между собой принцип удовольствия и принцип реальности.

По мнению К. Г. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, представляющие коллективное бессознательное, и арттерапия, основанная на искусстве, в значительной степени оптимизируют процесс индивидуализации в саморазвитии личности, помогают установить баланс между бессознательным и сознанием «Я».

С точки зрения представителей гуманистического направле­ния, коррекционные возможности арттерапии связаны с предо­ставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самореализации в продуктах творчества, для утверждения и познания своего «Я». Продукты, создаваемые ребенком, объек­тивируют его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления межличностных отношений со значимым социальным окружением.

Методы коррекции поведения разрабатывались в рамках по­веденческого подхода в форме поведенческой терапии, или прак­тики «модификации поведения». Поведенческая терапия — это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и про­цедур психотерапии, а также при оценке ее результатов.

Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как авер­сивная терапия, имплосивная («шоковая») терапия метод систе­матической десенсибилизации. Аверсивная терапия использу­ет механизм подавления поведенческой реакции за счет отрица­тельного подкрепления нежелательного поведения. Имплосив­ная терапия основана на шоке, вызванном чрезмерностью от­рицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности. Метод систематической десенсибили­зации является одним из авторитетных методов поведенческой терапии. Он был разработан в конце 1950-х гг. Д. Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. Это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т.е. чувствительности человека к предметам, со­бытиям и людям, вызывающим тревожность. Снижение сенси­тивности приводит к последовательному систематическому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объек­там. В рамках поведенческого подхода также распространены широко известные метод поведенческого тренинга и метод «жетонов».

Социальная терапия — это метод психологического воздей­ствия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ре­бенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками.

Статусная психотерапия представляет собой модификацию метода социальной терапии. Он основан на возрастных переме­щениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Необходима крайняя осторожность и соблюде­ние определенных правил в применении метода статусной пси­хотерапии при работе с детьми. Этот метод должен применяться только в тех случаях, когда другие методы коррекции оказались неэффективными.

 

Задание 2 (выполнить письменно). Утвердите правильность высказываний. Если высказывание верно, поставьте 1, если нет – 0. Ответы запишите следующим образом:

1. 1

2. 0

3. 0

4. 1 и т.д.

 

1. Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от наиболее важ­ных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

2. Дезадаптация, как процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, является одной из причин отклоняющегося поведения личности.

3. Девиантное поведение может отождествляться с психическими заболеваниями или па­тологическими состояниями.

4. Девиантное поведение характерно для подростков в силу их возрастных особенностей.

5. Такие психологические причины девиантного поведения как отсутствие или утрата смысла жизни, деформации в ценностно-мотивационной сфере, фрустрированность значимых потребностей, внутренние конфликты, ма­лопродуктивные механизмы психологической защиты, неадекват­ная самооценка, относятся к проблемам саморегуляции.

6. К основным формам девиантного поведения относятся агрессивное, противоправное и аддиктивное поведение.

7. Суицидальное поведение, гэмблинг, религиозное деструктивное поведение – это формы делинквентного поведения.

8. Форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков в раз­витии ребенка, называется коррекцией.

9. Самыми распространенными методами психологической коррек­ции являются игротерапия и арттерапия.

10. Метод терапии, основанный на шоке, вызванном чрезмерностью от­рицательных стимулов и торможением реакций страха и тревожности, называется аверсивной терапией.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: