N занятия | Наименование тем | Наименование ТСО, ТСКЗ и ЭВМ |
Организация работы лечебных учреждений Личная гигиена больного Питание больных Температура тела и ее измерение Простейшие физиотерапевтические процедуры | Фантомы женской и мужской промежности, торс, грелки, пузырь для льда, клеенки, пеленки, судно, пинцеты, лотки, ковш, салфетки, ватные тампоны, корцанг, термометр, горчичники, банки. Таблицы: лечебные столы, типы лихорадок, титульный лист истории болезни, Рисунки: полное мытье больного, уход за глазами, ушами, подмывание больного, простейшие физиотерапевтические процедуры. Слайды. История болезни. | |
Способы применения лекарственных средств Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения | Фантомы верхней конечности и ягодиц. Тонометр и фанендоскоп. Плевательница. Кислородная подушка. Шприцы, вата, лотки, пинцеты, системы для капельного внутривенного вливания, стойка, лейкопластырь, венозный жгут. Таблицы и рисунки: в/в, п/к, в/м, в/к иньекции. | |
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. Наблюдение и уход за больными с заболеваниям почек и мочевыводящих путей Уход за тяжелыми и агонирующими бол-ми | Фантомы женской и мужской промежности, ягодиц, торс. Кружка Эсмарха, стойка, газоотводная трубка, вазелин, шпатель, салфетки, лотки. Толстый и тонкий желудочные зонды, дуоденальный зонд. Мягкий мочевой катетр, пинцет. Мешок Амбу, фантом для сердечно-легочной реанимации. Рисунки. | |
Значение ухода за здоровыми и больными детьми, этико-деонтологические принципы работы медицинского персонала Устройство и оборудование детской больницы, дома ребенка. Лечебно-охранительный и санитарно- противоэпидемический режим Правила личной гигиены ребенка. | История болезни. Документация приемного отделения, поста медсестры, процедурного кабинета. Хлорамин Б, мерный стакан, вода, емкость, ветош, клеенки, пеленки, судно, пинцеты, лотки, ковш, салфетки, ватные тампоны и турунды, корцанг. Фантомы: торс, новорожденный ребенок, промежности женской и мужской. Рисунки: личная гигиена ребенка. | |
Уход за грудным ребенком Уход за лихорадящими больными Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями кожи | Клеенки, распошенки, пеленки, судно, пинцеты, лотки, ковш, салфетки, ватные тампоны, турунды, корцанг. Фантомы: торс, новорожденный ребенок., грелки, пузырь для льда, корцанг, термометр. Таблица типы лихорадок. Вазелиновое масло. Расческа, шапочка, варежки х/б. | |
Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями органов дыхания Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями кроветворных органов | Тонометр и фанендоскоп. Плевательница. Кислородная подушка. Часы. Пинцеты, лотки, ковш, салфетки, ватные тампоны, турунды. Жгут Эсмарха. Рисунки: оксигенотерапия, измерение АД, подсчет пульса, ЧДД. | |
Наблюдение и уход за детьми с заболеваниями органов пищеварения Наблюдение и уход за детьми с заболеваниям почек и мочевыводящих путей | Фантомы женской и мужской промежности, ягодиц, торс. Кружка Эсмарха, стойка, газоотводная трубка, вазелин, шпатель, салфетки, лотки. Толстый и тонкий желудочные зонды, дуоденальный зонд. Мягкий мочевой катетр, пинцет. Грелка, емкость для сбора мочи. Рисунки: клизмы. | |
Общий уход за хирургическими больными Клиническая гигиена мед. персонала | Перчатки, маски, хирургический костюм, операционный халат, хлорамин Б, спирт, пробиирки с тампонами, чашка Петри, | |
Клиническая гигиена больного в хирургии Кормление хирургического больного | Поильник, ложка, тарелка, салфетки, тонкий пуговичный желудочный зонд. Фантомы женской и мужской промежности, торс, грелки, пузырь для льда, клеенки, пеленки, судно, пинцеты, лотки, ковш, салфетки, ватные тампоны, корцанг. | |
Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии | Документация приемного отделения хирургического стационара, перевязочного кабинета, поста медсестры. Хлорамин Б, вода, мерный стакан, емкость. Салфетки, стерильный стол, инструменты |
Результаты проведения учебно-производственной практики (перечислить, что должен уметь студент после окончания учебно-производственной практики, форма отчета о выполнении)
В результате прохождения производственной практики студенты должны уметь:
Ø своевременно и точно выполнять назначения врачей и медицинских сестер отделения;
Ø приготовить растворы хлорамина разной концентрации (1,3,5%) для дезинфекции;
Ø провести влажную уборку помещений, текущую и заключительную дезинфекцию;
Ø поддерживать санитарный порядок в палате, проводить проветривание;
Ø обработать кровати, прикроватные тумбочки, пеленальные столы и др. дезинфицирующими растворами;
Ø правильно хранить белье, уборочный инвентарь и моющие средства;
Ø сменить нательное и постельное белье;
Ø подать судно, горшок, провести их дезинфекцию;
Ø разделить пищу и накормить детей различного возраста, в том числе грудных;
Ø обработать посуду, выписать порционное требование на пищеблок;
Ø пользоваться функциональной кроватью;
Ø пеленать детей, подобрать одежду и одеть детей разного возраста в зависимости от сезона;
Ø подобрать игрушки для детей различных возрастных групп, уметь их обработать;
Ø провести взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки;
Ø оценить и отметить в истории болезни стул у детей раннего возраста, высадить на горшок;
Ø принять больного ребенка в стационар, провести осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза;
Ø обработать ребенка при педикулезе;
Ø ознакомить ребенка с правилами личной гигиены, поведения и режима дня;
Ø контролировать выполнение правил личной гигиены детей старшего возраста и помогать в их выполнении детям младшего возраста (умывание, подмывание, обработка кожи, полости рта, ушей, глаз, носа, стрижка ногтей, уход за волосами);
Ø наблюдать за внешним видом и состоянием больного ребенка;
Ø измерять температуру и заполнять температурный лист;
Ø разложить и раздать лекарства больным детям согласно назначениям врача;
Ø транспортировка больного;
Ø провести гигиенические и лечебные ванны;
Ø подсчитать частоту пульса, дыхания, измерить АД;
Ø оказать помощь при отправлении естественных потребностей, поставить клизму, ввести газоотводную трубку;
Ø обработка пролежней;
Ø дать кислород;
Ø отсосать мокроту;
Ø сделать компресс;
Ø применить грелку, пузырь со льдом;
Ø поставить горчичники, банки;
Ø закапывать лекарственные растворы в нос, в наружный слуховой проход, в конъюнктивальный мешок;
Ø обработать кожу кремом, мазью, болтушкой, присыпкой, наложить пластырь;
Ø провести ингаляцию лекарственных средств;
Ø произвести забор мокроты, слизи из носа и зева;
Ø произвести забор кала для лабораторных исследований;
Ø определить диурез, собрать мочу для общего анализа, для пробы Зимницкого;
Ø подготовить больного к УЗИ и рентгенологическому исследованию;
Ø оформлять медицинскую документацию;
Ø оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях (гипертемия, судороги, нарушения дыхания и сердечной деятельности, при кровотечениях, рвоте, диарее, болях в животе, острой задержки мочи) у детей.
Ø осуществлять контроль за санитарным состоянием помещений, проводить влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств.
Ø оценивать функциональное состояние жизненно важных систем организма.
Ø выявлять состояния, угрожающие жизни больного. Выполнять мероприятия по уходу за больными терапевтического и хирургического профилей.
Ø осуществлять кормление и транспортировку больных в тяжелом состоянии.
Ø проводить профилактические мероприятия по предотвращению пролежней.
Ø выполнять лекарственную терапию различными способами введения лекарственных препаратов.
Ø осуществлять простейшие физиотерапевтические процедуры.
Ø подготовить больных к основным диагностическим процедурам.
Ø проводить зондирование и промывание желудка.
Ø оказывать первую медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях (сердечно-легочная реанимация, остановка кровотечений, наложение повязок и транспортная иммобилизация, помощь при ожогах и отморожениях, тепловом ударе, инфаркте миокарда, приступе бронхиальной астмы).
Ø оказывать первую медицинскую помощь при лихорадке, рвоте, анурии, дизурии, судорогах, отравлениях.
Ø обрабатывать использованные инструменты.
Ø выполнять обязанности медсестры по подготовке пациента к операции и наркозу.
Ø осуществлять наблюдение и уход при заболеваниях щитовидной железы: гипотериозе и тиреотоксикозе.
Список рекомендуемой литературы
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. - М., Медицина, 1999. -423 с.
2. Гостищев В.В. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. – М., Медицина, 1989.
3. Руководство по производственной практике студентов медицинского факультета/Под ред. В.К.Панфилова,Л.П.Сокова. - 1995.
4. Муратов С.И. Хирургические болезни с уходом за больными: (Учебник для медсестринских отделений медучилищ) - 2-е изд., переработанное и дополненное - М., Медицина, 1981 - 336 с.
5. Мурашко В.В. Общий уход за больными: Учебное пособие - М., Медицина, 1988. - 224 с.
6. Мухина С.А Атлас по сестринской манипуляционной технике. - М., Медицина,1995.-480 с
7. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учебное пособие. -М., Медицина, 1989. - 254 с.
8. Справочник медицинской сестры по уходу/ Под ред. И.Р. Палеева. - 2-е изд., - М., НИО "Квартет": АО "Крон-пресс", 1993. - 542 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Башмаков А.И, Чернов В.К. Экстренная доврачебная помощь. - Алма-Ата: Казахстан, 1990, -190 с.
2. Богоявленский В.Ф. Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. -СПб.: Гиппокрит, 1995 - 477 с.
3. Брукман М.С. Доврачебная помощь при острых хирургических заболеваниях и несчатных случаях. - Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1980.-303 с.
4. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. - М., Медицина, 1981. -250 с.
5. Земан М. Техника наложения повязок.: (Пер. с чешск.). - СПб.: Питер, 1994. - 201 с.
6. Карис М. Послеоперационный уход/ Под. ред. Э. Буша. Л-М., Госмедиздат - 1930. - 112 с.
7. Кристман В.И. Внутренние болезни и уход за больными. (Для учащихся отделений медсестер медучилищ.) Изд. 5-е, исправленное и дополненное. М., Медгиз, 1960 - 438 с.
8. Мендельсон М. Уход за больными. Руководство для врачей и студентов. -СПб. 1901-207 с.
9. Нартайлаков М.А. Общая хирургия (Курс лекций) - Уфа, 1998. - 140 с.
10.Померанцев В.П. Уход за больными на дому. - М., Медицина, 1980. - 80 с.
11.Рычагов Г.П., Нехаев А.Н. Методы наложения повязок при травмах и некоторых заболеваниях: учебное пособие. - Минск: Вышайша школа., 1996. - 126 с.
12.Сборник технологий и стандартов по организации и выполнению работ процедурными медицинскими сестрами/ Под. ред. А.Я. Гриненко. -СПб., АМР - 1997. -103 с
13.Сборник технологий и стандартов по организации и выполнению работ палатными медицинскими сестрами / Под. ред. А.Я. Гриненко. -СПб., АМР - 1997. -103 с
14.Справочник операционной и перевязочной сестры/ (Б.Д. Комаров, М.М. Абакумов, В.П. Быков и др.); Под ред. Б.Д. Комарова; Сост М.М. Абакумов. - М., Медицина, 1985. - 474 с.
15.Стецюк В.Г. Пособие по хирургическим манипуляциям. - М., Медицина, 196. - 420 с.
16.Тимофеев Н.С., Тимофеев Н.Н. Перевязочная. - Л.,: Медицина. Ленинградское отделение, 1987. - 189 с.
17.Тимофеев Н.С., Тимофеев Н.Н. Асептика и антисептика. - Л.,: Медицина. Ленинградское отделение, 1989. - 238 с.
18.Ходков В.Н. Уход за хирургическими больными. - М., Медгиз, 1956 - 176 с.
19.Чеботарев Д.Ф., Бойко В.И. Уход за больными пожилого и старческого возраста. Киев, "Здоров`я", 1975 - 200 с.
20.Юнас Я. Атлас первой медицинской помощи. - Кишинев: Картя молдовянскэ, 1988. - 287 с.
21..Яковлев М.П. Врачебный уход за оперированными.- М., Медицина, 1998.-240с.
Наименование манипуляций | мин. кол-во манипуляций | Дата/количество | Всего | |||||||||||||||||
Определение антропометрических показателей (взвешивание больных, измерение роста, окружности грудной клетки) | ||||||||||||||||||||
Осмотр на педикулёз и, при необходимости, участие в санитарной обработке | ||||||||||||||||||||
Транспортировка больных | ||||||||||||||||||||
Смена нательного и постельного белья | ||||||||||||||||||||
Подача судна и мочеприёмника | ||||||||||||||||||||
Комплекс мероприятий по осуществлению личной гигиены тяжёлых больных (профилактика пролежней, уход за волосами, полостью рта, глазами, носом и ушами) | ||||||||||||||||||||
Термометрия и обработка термометров | ||||||||||||||||||||
Предстерилизационная обработка инструментария, укладка инструментов и перевязочного материала для стерилизации | ||||||||||||||||||||
Подача грелки, пузыря со льдом, постановка компрессов (согревающего, охлаждающего) | ||||||||||||||||||||
Раздача лекарств | ||||||||||||||||||||
Кормление больных | ||||||||||||||||||||
Сбор и доставка в лабораторию мочи, кала, крови, мокроты | ||||||||||||||||||||
Влажная уборка помещений и подготовка дезинфицирующих средств – не более 1 часа в день |
Старшая медсестра отделения __________________. Главная медсестра _________________. Главный врач ____________________. Круглая печать
(подпись) (подпись) (подпись) лечебного учреждени
Руководитель практики _____________________.
(подпись)