The formation of moral values among senior preschool children by means of traditional toys




С.Г. Тишулина

Мурманский арктический

государственный университет

г. Мурманск, Россия

А.В. Шелягина

МАДОУ детский сад №97

г. Мурманск, Россия

Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников средствами народной игрушки

Аннотация. В статье раскрывается педагогический потенциал народной игрушки в формировании нравственных ценностей у старших дошкольников.

Ключевые слова: нравственные ценности, народная игрушка.

S.G. Tishulina

Murmansk State Arctic University

Murmansk, Russia

A.V. Shelyagina

Kindergarten №97

Murmansk, Russia

The formation of moral values among senior preschool children by means of traditional toys

Annotation. The article reveals the pedagogical potential of folk toys in the formation of moral values in older preschoolers.

Key words: moral values, folk toy.

 

В «Федеральном законе об образовании в РФ» определено, что образовательные программы определяют содержание образования, которое содействует формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в обществе нравственными ценностями [1].

В свою очередь, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.) выделяет одной из приоритетных задач формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных качеств [2].

Для педагогической теории и практики большое значение имеет понимание того, каким образом происходит процесс нравственного воспитания, какие факторы и условия влияют на нравственное развитие дошкольника, как можно формировать нравственные ценности на данном этапе детства.

Для формирования любого нравственного качества важны знания, на основе которых у ребенка складываются представления о сущности и значении в жизнедеятельности нравственных ценностей. Освоение нравственных знаний важно потому, что они информируют о нормах поведения и дают представления о последствиях данного поступка для окружающих людей. Как интегральное качество личности, нравственная воспитанность ребёнка, проявляется в отношении к сверстникам и взрослым, в поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.

Результатом процесса нравственного воспитания является сформированность нравственной культуры. Представления о дружбе, любви, взаимопонимании, оценке добра и зла, всё это выражает нравственную культуру дошкольника.

Обращение к народной педагогике, позволяет сделать вывод о том, что игрушка, как духовный образ формирует нравственные представления ребенка. С помощью игры и игрушки можно сформировать такие качества, как доброжелательность, справедливость, честность и другие нравственные ценности.

Формирование нравственных ценностей дошкольников средствами народной игрушки привлекает внимание многих исследователей. Игрушка, как архетип представлений о добре, учит красоте, мудрости и сопереживанию, а также формирует характер и интересы ребёнка.

Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников средствами народной игрушки проявляется в выработке представлений и понятий об окружающем мире, о родной культуре, традициях и истории своего народа.

Игра – ведущий вид деятельности, соответствующий природе детей. В игре дети переживают положительные эмоции. Главная из них – радость, её приносит свобода, когда ребёнок сам выбирает сюжет игры и игрушку.

Понятие «игрушка», в словаре русского писателя, собирателя фольклора Владимира Ивановича Даля, толкуется как «вещь, сделанная для игры». Игрушка – часть культуры народа, она отражает формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве и предназначена для радости и гармоничного развития ребёнка.

Игрушки у многих народов во многом сходны по конструкции, форме и декору, но все они рождались в труде, и любой мастер учился у одного великого мастера – природы [3].

Отличительной особенностью разных видов игрушек служат способы и особенности воздействия на воспитанников. Эти критерии имеют прямое отношение к педагогическим функциям игрушки. Необходимо понимать ту меру, в какой игрушка привлекает воспитанника к игре, и сколько свободы она даёт для действий и фантазии, насколько она способна склонить ребенка к изменению его предметного окружения, последующему восприятию и осмыслению ситуаций, возникающих в процессе игры. Игрушка – носитель и проводник социальных установок и нравственных норм дошкольников.

Выявляя педагогический потенциал народной игрушки в формировании нравственных ценностей у старших дошкольников, нами был проведен педагогический эксперимент в образовательной деятельности МАДОУ детский сад №97 г. Мурманска.Целью исследования являлось выявление и обоснование педагогических условий использования народной игрушки в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем эксперименте педагогического эксперимента нами использовались методики «Закончи историю» и «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой), выявляющие уровень сформированности нравственных ценностей у старших дошкольников. С помощью методики Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, М.Ю. Новицкой, мы диагностировали уровень сформированности интереса ребенка к народной игрушке.

В ходе формирующего этапа педагогического эксперимента был разработан и апробирован краткосрочный проект «Народная игрушка в жизни современных детей», направленный на формирование нравственных ценностей старших дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой. В проект были включены несколько направлений деятельности:

1. работа с детьми в процессе организации различных образовательных областей (речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие);

2. работа с родителями;

3. создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

После реализации педагогического проекта, мы отметили, что у детей повысился интерес к народной игрушке, они стали чаще использовать народную игрушку в самостоятельной деятельности, в играх со сверстниками, научились обращать внимание на поведение сверстников во время игр.

Результативность проведённого формирующего этапа педагогического эксперимента мы выявляли путём повторного диагностического обследования на контрольном этапе. Сравнение полученных результатов позволило сделать вывод о целесообразности реализации выявленных педагогических условий формирования нравственных ценностей у старших дошкольников средствами народной игрушки в образовательной деятельности ДОО.

Использование народной игрушки в развитии нравственных ценностей в дошкольном детстве поможет развить внимание, мышление и творческие способности детей; в образовательных ситуациях – бережное отношение к самой игрушке, труду мастеров, создавших саму игрушку. Понимание доброты, культуры поведения, уважение к народной культуре способствуют нравственному становлению личности в период дошкольного детства. Воспитание чувства уважения к результатам чужого труда – одна из актуальных задач, которую должен ставить перед собой педагог дошкольного образования, формируя нравственные ценности у старших дошкольников средствами народной игрушки.

При планировании своей работы, важно помнить, что знакомство детей с народной игрушкой нужно выстроить на познавательно – аналитическом уровне, при этом сохраняя эмоционально – образное и чувственное начало. Познавательная деятельность осуществляется во всех образовательных областях. Так, в образовательной области художественно – эстетического развития дети могут усвоить навыки росписи матрёшки, выполнить с помощью пластилинографии народный орнамент или узор, научиться расписывать готовую заготовку (дымковская барышня, конь), познакомиться с узорами филимоновской игрушки.

Используя ручной труд, воспитанников можно научить подбирать ткань и изготавливать куклу из лоскутков. Но необходимо помнить, что начинать такую работу с детьми необходимо с более простого, например, куклы-закрутки. Далее, могут быть предложены для изготовления куклы «бабочка», зернушка и т.д.

Использование народной игрушки в образовательной области речевого развития возможно при создании описательных рассказов по дымковским игрушкам, матрёшке и т.д.

В образовательной области познавательного развития народная игрушка так же может быть представлена более широко. В образовательных ситуациях по формированию элементарных математических представлений эстетические особенности силуэтов игрушек могут способствовать активизации восприятия воспитанников.

Динамичные народные игрушки (например, клюющие курочки), оформлены эстетично, формы, цвета и величины оптимально сочетаются, именно поэтому они также могут служить средством развития старших дошкольников.

Процесс формирования нравственных ценностей средствами народной игрушки в игровой деятельности необходимо постепенно усложнять. Игрушка может выступать в игре как партнёр, с которым можно взаимодействовать, и как атрибут, с помощью которого образуется круг двух или более играющих. При правильном руководстве играми с использованием народных игрушек, сама игра будет успешно влиять на нравственное развитие воспитанников.

Понимание важности формирования нравственных ценностей у старших дошкольников средствами народной игрушки и результаты диагностических исследований позволили нам разработать методические рекомендации.

Подводя итоги проведённого исследования использования народной игрушки в формировании нравственных ценностей у старших дошкольников, мы разработали рекомендации для педагогов дошкольного образования:

1. систематизировать образовательную деятельность по использованию народных игрушек в образовательных ситуациях и самостоятельной игровой деятельности детей;

2. уделять большее внимания по анализу орнаментов народных игрушек;

3. при планировании образовательной деятельности принцип последовательности от простого к сложному;

4. при планировании образовательных ситуаций по физическому развитию проводить предварительную работу по знакомству с народными играми с использованием народной игрушки;

5. обогащать развивающую предметно – пространственную среду с целью знакомства дошкольников с народными промыслами народов России.

Литература:

  1. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] – М.: Проспект, 2018. – 192 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. Федеральный выпуск № 6241 / Режим доступа: https://www.rg.ru (Дата обращения: 19.01.2016).
  3. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. - СПб.: 2010. – 160 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: