Правила и приемы управления неформальными группами




Неформальные связи в организации

Неформальная группа — система спонтанно сложившихся межличностных связей людей в коллективе, возникших на осно­ве взаимного интереса, симпатии друг к другу. Для неформаль­ных групп характерны неписаные правила поведения, влияющие на членов группы и регулирующие их действия и поступки (не­формальные отношения).

Причины возникновения неформальных отношений в группе:

чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение, заинтересованность.

Факторы, определяющие характер неформальных отношений:

— личностные характеристики членов группы, их способно­сти, образование, жизненный опыт;

— коммуникационные характеристики группы, то есть сим­патии и антипатии, статус и роль каждого, сила конформизма.

Особенности функционирования неформальных групп:

— наличие социального контроля, то есть оценка поведения каждого члена группы с позиций общественного мнения;

— наличие неформального лидера (иногда неявного), сфера влияния которого может выходить за административные рамки группы (организации);

— сопротивление социальным инновациям, то есть органи­зационным нововведениям, могущим разрушить неформальные связи.

Руководство неформальными группами определяется как ли­дерство. Лидерство — процесс стихийного формирования влия­ния одного человека на других на основе личностных качеств при добровольном признании со стороны коллектива.

Известны следующие концепции лидерства:

— личностная — лучшие из лидеров обладают набором ка­честв, общим для всех;

— поведенческая — эффективность лидерства определяет­ся манерой поведения лидера по отношению к членам группы;

— ситуационная — эффективность лидерства определяется способностью лидера действовать в конкретной ситуации.

Неформальные лидеры — это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение — лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные — компетентность и отзывчивость, признание группой. Неформальный лидер получает от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Принципиальное отличие неформального лидера от руководителя формальной функциональной или производственной группы заключается в поддержке формального руководителя административной системой с помощью внутренних нормативных документов (положения, инструкции, правила, регламенты). Неформальный лидер опирается на свой авторитет и межличностные отношения, а не на официальные властные полномочия.

Серые кардиналы — неофициальные лидеры, замыкающие на себя процессы управления организацией. Часто формальный руководитель, например, директор, только думает, что он влияет на процессы, а на самом деле — он лишь получает директорскую зарплату и отвечает за какие-то общие вопросы. Реально ситуацией управляет какой-нибудь авторитетный «серый кардинал». В некоторых случаях официальный руководитель сознательно и добровольно отдает властные полномочия или часть «нагрузки» теневому лидеру, если это не влияет на зарплату и на формальный статус. Серые кардиналы в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех больших организациях. Это, как правило, прирожденные лидеры, способные управлять людьми и «решать вопросы» независимо от того, имеют ли они на это формальное право. Бывает, статус фактического руководителя настолько закрепляется за серым кардиналом, что многие сотрудники с готовностью выполняют все его распоряжения, даже если и не подчиняются ему официально. Постепенно «серый кардинал» формирует вокруг себя теневую систему управления, где своя иерархия, подчиненность, должностные обязанности и связи. Эта система нередко действует в обход официальных бизнес-процессов. Со временем персонал настолько привыкает к такому положению вещей, что стоит теневому лидеру уйти в отпуск или заболеть, организация оказывается недееспособной.

 

Правила и приемы управления неформальными группами

— признать существование неформальной организации в рам­ках формальной структуры;

— оценить структуру неформальных отношений, выделив по­лезные, нейтральные, негативные с позиции их влияния на дости­жение целей формальной организации;

— определить причины, способствующие становлению не­гативных неформальных отношений (неформальные отношения в большинстве своем — реакция людей на неудовлетворенную потребность);

— в ходе регулярных консультаций с членами неформальной группы определить меры по снижению сопротивления переме­нам, повышению уровня конформизма и др.;

— в качестве профилактических мер регулярно информиро­вать персонал о намечающихся социальных инновациях, укреп­лять лояльность среднего звена руководителей, поддерживать статус неформального лидера.

Управление неформальными группами в коллективе эффек­тивно, если используются следующие методы:

— консультации с группами, то есть коллективные обсужде­ния актуальных проблем;

— разъяснение целей организации работникам на неформаль­ных встречах (вечеринках, пикниках, в спортивных походах, др.);

— обеспечение лояльности руководителей «среднего звена», являющихся проводниками целей организации;

— учет влияния лидеров на поведение группы;

— контроль над обменом формальной и неформальной инфор­мацией, с тем чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: