Задания для домашней работы




Занятие 1

Тема

Понятие о стилистике

Литература

Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. - М., 1963, с. 5-25, 201-205.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982, с. 4 - 15.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983, с. 7 - 31.

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978, с. 5-14.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1984; 2-е изд., 1989.

Основные термины

 

Вопросы для обсуждения

1. Функциональный аспект исследования языка.

2. Предмет и задачи стилистики.

3. Функциональная стилистика и “практическая стилистика”.

 

Аудиторная работа

Выполним задания, которые помогут прояснить, что общее, а что разное у стилистики, практической стилистики и культуры речи. К какому разделу науки о языке относятся следующие задания:

1. Расставьте ударения в выделенных глагольных формах, руководствуясь размером и рифмикой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Определите, в каких случаях нормы ударения пушкинской эпохи отличаются от современных.

1. Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель... (современное для совершенного вида – родились) 2. Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. 3. Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке... (современное вертится) 4. Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. (Современное кружится) 5. Он поскорей звонит. Вбегает К нему слуга француз Гильо...6. Ее находят что-то странной, Провинциальной и жеманной, И что-то бледной и худой, А впрочем, очень недурной; Потом, покорствуя природе, Дружатся с ней, к себе ведут, Целуют, нежно руки жмут... (современное дружатся) 7. И в молчаливом кабинете Ему припомнилась пора, Когда жестокая хандра За ним гналася в шумном свете, Поймала, за ворот взяла И в темный угол заперла. 12. В тоске безумных сожалений К ее ногам упал Евгений; Она вздрогнула и молчит; И на Онегина глядит Без удивления, без гнева...

2. Объясните различия между приведенными паронимами, составьте с ними предложения.

Дружеский – дружественный, искусный – искусственный, главный – заглавный, надеть – одеть, экономный – экономичный – экономический, эскалатор – экскаватор, здравица – здравница, дипломат – дипломант, эффектный – эффективный, нестерпимые – нетерпимые, взрывной – взрывчатый, воинственный – воинствующий.

3. Раскройте скобки, выберите подходящие слова, мотивируйте свой выбор.

1. Далеко видна (песочная, песчаная) полоса. 2. В жизни мне пришлось поменять много профессий, даже работал на (гранёном, гранильном) станке. 3. Наша (генеральская, генеральная) линия та­кова... 4. Находиться здесь опасно: встречаются скопления (болотистого, болотного) газа. 5. Здесь ведётся строительство (высокого, высотного) дома серии П-44. 6. Почва в этом районе тяжёлая, (глиняная, глинистая). 7. Он ока­зался плохим человеком: завистливым, жадным, (двуликим, двуличным). 8. Я достала из шкафа (старое, старинное) платье. 9. Маленький котик был такой (пушной, пушистый). 10. Играть (роль, значение). 11. (Компания, кампания) 1812 года. 12. Одержать (победу, первенство). 13. Поставить (подпись, роспись). 14. Памятный (сувенир, подарок). 15. (Абонент, абонемент) на лекторий.

4. Вставьте вместо точек недостающие буквы.

Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. (М.р.)

Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. (Ср. р.)

В качестве вспомогательного языка эсперанто был… создан… свыше ста лет назад доктором Л. Заменгофом (искусственный международный язык, созданный на материале наиболее распространенных европейских языков).

5. Исправьте предложения, укажите основания правки.

В это время в реках и водоёмах области ловля рыба запрещена всеми способами. (В это время в реках и водоёмах области запрещена ловля рыба всеми способами). Предложено закрепить за как можно большим числом бригад лошадей и инвентарь. (Предложено закрепить лошадей и инвентарь за как можно большим числом бригад).

6. Прочитайте куплет песни из мультфильма «Пластилиновая ворона».Как вы думаете, какую цель преследует прием мены ударения с правильного на неправильное (врУчат на вручАт)

А если вы споёте

А может быть, залаете,

А может, замычите –

Коровы ведь мычат,

То вам стекло большое,

Ковёр и телевизор,

Подарок сразу врУчат, а может, и вручАт.

имеет целью культуру речи? Практическую стилистику? Или что-то иное? Что?.

7. Как можно объяснить инверсию в поэтических строках А. Пушкина, М. Лермонтова «Люблю отчизну я…», «Белеет парус одинокий…»? Такой порядок слов – это нарушение синтаксической нормы или нет? Объектом изучения какой языковой дисциплины является подобный художественный прием? Приведите свои примеры инверсий в поэзии.

8. В современных газетных заголовках очень часто встречаются следующие синтаксические конструкции: Ромашки спрятались. Навсегда. (СБ) Решу все ваши проблемы. Дорого. (СБ) Служить бы рад. В резерве. (Аргументы и факты в Белоруссии) Правозащитники всегда правы. Даже когда не правы. (СБ) Любовь придумали начальники. Чтобы не платить… (СБ) Всех вас ожидает удивительный, загадочный мир. Дзюдо. (Комсомольская правда в Белоруссии) Пушкин наше все. И везде. (ЛГ) Упал. Очнулся. Пепелище (Известия). Застраховалась. От преступления. (СБ). Подложили свинью. Себе. (СБ) Просто работа. В экстремальных условиях. (СБ) Служить бы рад. В резерве. (АиФ в Белоруссии).

Во всех этих употреблениях точка стоит «не по правилам». На ваш взгляд, это нарушение нормы или нет? Подумайте, могут ли такие явления быть интересны ми для стилистики и культуры речи?

Занятие 2

Тема

Стилистическая окрашенность языковых средств

Литература

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982, с. 37 - 47, 69 - 91.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983, с. 107 - 162.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1984; 2-е изд., 1989.

Чешко Л.А. О синонимах и словаре синонимов русского языка // Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М, 1986, с. 7 - 14.

 

Основные термины

Стилистическая окрашенность языковых средств, стилистически нейтральные, стилистически маркированные языковые единицы, функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окрашенность, стилистическая помета, стилистические синонимы.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о стилистической окрашенности языковых единиц.

2. Нулевая стилистическая окрашенность.

3. Стилистически нейтральные языковые средства.

4. Два плана стилистической окрашенности.

5. Разновидности функционально-стилевой окрашенности.

6. Разновидности экспрессивно-эмоциональной окрашенности.

7. Стилистические синонимы.

Задания для домашней работы

1. Познакомиться с основными терминологическими понятиями семинара Выписать их из стилистического словаря в свой Подготовить развернутые письменные ответы на тему “Стилистическая окрашенность языковых средств”.

Варианты:

а) Стилистическая окрашенность лексики;

б) Стилистическая окрашенность фразеологических средств;

в) Стилистическая окрашенность фонетических средств;

г) Стилистические ресурсы словообразования;

д) Стилистические ресурсы имени существительного;

е) Стилистические ресурсы имени прилагательного;

ж) Стилистические ресурсы глагольных форм;

з) Стилистические ресурсы синтаксиса.

Аудиторная работа

1. Какие из приведенных слов в своем прямом (не переносном) значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность? Какова эта окрашенность?

1) Арбуз, барабан, белобрысый (разг.), билетерша (разг.), биссектриса, вода, вразнобой (разг. несогласованно), голова, гуськом (один за другим, вереницей; В МАС – без пом.), дисциплинарный, завзятый (разг., постоянно и с увлечением занимающийся чем-нибудь), леди (жена лорда), монофтонгизация (лингв.), нос, небезызвестный, получать;

2) абонент, автобус, активист, ахать (разг., воскликнуть…), аэрологический (раздел метеорологии, изучающий физические и другие свойства слоев атмосферы), барахтаться (в МАС – б/п), бойкотировать (в МАС – б/п), бросать, вконец (разг.), встреча, грузоотправитель (в МАС – б/п), делать, джентльмен (в МАС – б/п), иск, кубарем (разг.), лед, малыш;

3) мальчуган (разг. ласк. к мальчик), маргарин, мелкий, митинг, мутный, невыезд, обновка (разг.), огонь, осень, петь, плечо, пустой, равновеликий (мат.), разузнать, рано, рассказать, релятивизм (в МАС – б/п);

4) мозоль, наперечет, сам, секрет, семьдесят, семья, синьора, сеять, силлабический (лит. Основанный на соблюдении определенного количества слогов в строке независимо от ударения), синий, сорвиголова (разг.), старикашка (разг., уничиж. к старик), стоять, строить, струхнуть (разг.), третий, тяжесть, уныние;

5) арык, бинт, город, дебелый (в МАС – б/п, упитанный), деликатничать (разг.), долговязый (разг.), поза, ерунда (разг.), ехать, задира (разг.), запал (от запалить (, запал – одышка у дом. животн. – спец.; запал – повреждение зерна – С.-х.)), коалиция, река, рядком (разг.), спой, чаевничать (разг.);

6) дева (трад.-поэт.), десант, домкрат, душечка (разг.), дылда (прост.), жарища (разг.), задиристый (разг.), задувка (тех.), заегозить (разг.), зазеваться (разг.), зазноба (народ.-поэт.), зазорно (прост., достойный осуждения), закавыка (прост.), залив, зевака (разг.), инспирирование (книж.), ирреальный (КНИЖ.), итого, йотация (лингв.), лодка;

7) антенна, авось (частица, разг.), агитбригада, адепт (книж., ревностный приверженец), бестия (разг., тонкий плут), бидон, быстрый, внедрение, градусник разг.), добраться (разг.), передовик (разг.), рвач (разг., унич.), тонна-километр (спец. единица грузооборота), трансмиссия (спец. устройство для передачи движения).

2. Охарактеризуйте стилистическую окрашенность следующих слов. Назовите словообразовательные признаки, по которым вы определили стилевую принадлежность.

Личность, законодательство, надлежащий, юрисдикция, экстремизм, кондукторша, информация, ворюга, большущий, сверхизобретательный, сотрудничество, оладушки, гуманитарка, исходящий, разлюбезный, хулиганствующий, пугануть, хаживать, по-хозяйски, правоспособность, холодина, худющий, еле-еле, либерал-демократический, заказчик, шалун, поставщик, секретарша, говорун, голубчик, резолюция, препровождать, ручищи, малюсенький.

3. Приведены подборки слов разной экспрессивной и эмоциональной окраски — высокой, шутливой, иронической, шутливо-ирон., неодобрительной, бранной, пренебрежительной, фамильярной, ласкательной. Определите окраску каждой из групп слов. Какая или какие из групп опознаются вами с большим трудом?

Пустослов (болтун), ломака (кривляка); примазаться (присоединиться), пьянчуга (пьяница), транжира, мот (расточитель); пижон, стиляга (франт);

безмозглый (глупый), живодер, ирод (изувер), сопляк (о легкомысленном мужчине, младшем по возрасту);

Оттянуться (отдохнуть), втюриться (влюбиться), подзаправиться (подкрепиться), проштрафиться (провиниться);

чадо (ребёнок), эскулап (врач), пожаловать;

скорбеть (горевать, испытывать скорбь), реять (развеваться),

узник (заключенный);

детвора, пичужка, дитятко;

разлюбезный (дорогой), дульцинея (любимая), кропать (писать);

дурацкий (бессмысленный), вырядиться (нарядиться), воображала (зазнайка)

4. Разграничьте межстилевые слова и слова, имеющие функционально-стилистическую окраску. Добавьте свои примеры.

Возмездие, думать, решение, баловник, грядущий, много, многовато, потерпевший, флексия, ликвидировать, проектировщик, балдеть, оппонент, светоч, множество, уйма, идти, занятость, гляделки, брести, тоталитарный, очи, глаза, самозабвенный, жизнь, компонент, борьба, летучка, оплеуха, альтернатива, втихомолку, домовладение, говорить, лихач, оппонент, улица, картошка, поднять, безотлагательный, катаклизм, поручитель, зодчий, увильнуть, много, конфиденциальный, смелый, дерзновенный, многовато, надлежит, вздор, соратник, доброта, добряк, спать, дрыхнуть, чрезвычайно, декларативный, водрузить, ваятель.

5. Люди говорят по-разному. Можно просто говорить, а можно балаболить или трещать. Некоторые люди вещают, другие тараторят. Звучание нашей речи, а соответственно и восприятие ее окружающими, зависит не только от особенностей артикуляции, тембра голоса, но так же и от того, о чем человек говорит. Речь льется, течет, замирает, вспыхивает, разгорается, тухнет, скользит, несется, тянется, привязывает, бьет, колет, режет, ранит, утешает, защищает, вдохновляет, одухотворяет.

· Вспомните, какие глаголы, характеризующие речь, вы знаете, какие слова из этой тематической группы употребляют ваши знакомые? Продолжите своими примерами приведенный ряд слов. Каким словарем необходимо для этого воспользоваться?

· Распределите полученный ряд слов на группы в соответствии с тем, какие слова употребимы в официальной обстановке, а какие в ситуации непринужденного общения. Какие из этих слов можно употребить по отношению к другому человеку, а какие ни в коем случае нельзя употреблять?

· Найдите в произведениях художественной литературы описания особенностей речи персонажей. Установите, в чем именно проявляется связь внешности и особенностей поведения героев с содержанием речи и особенностями ее звучания. Выпишите несколько отрывков, которые вам больше всего понравятся, чтобы прочитать их в аудитории. Как вы прокомментируете для своих однокурсников ситуации, которые описываются в каждом случае?

· Запишите полученный ряд слов на отдельный листок в столбик слева и во время просмотра телевизионной передачи в жанре ток-шоу рядом справа запишите фамилии участников программы, стараясь выбирать как можно более точные характеристики их речи. На основе каких именно признаков вы подобрали основную характеристику речи каждого человека?

· Придумайте, о чем и в каких ситуациях говорят люди, речь которых можно охарактеризовать приведенными выше (в том числе и подобранными вами) словами. Выберите одно из слов данного тематического ряда и, работая в группах, составьте небольшую речь, продумайте, как ее следует произнести, попробуйте по очереди это сделать в группе, обсудите результаты и выберите того, кто лучше всего сможет воспроизвести перед аудиторией. Остальные студенты должны догадаться, какое именно слово-характеристику речи вы иллюстрируете.

6. Вспомните, какие бывают синонимы. В чем разница между семантическими (смысловыми) и стилистическими синонимами? С помощью словарей определите значение и тип синонимов в приведенных ниже синонимических рядах (семантические, стилистические, семантико-стилистические, слова-дублеты). Укажите особенности употребления этих слов в тексте.

С помощью словаря синонимов составьте синонимический ряд. Проследите за изменением смысловых и эмоциональных оттенков. Подумайте, в каких ситуациях могло бы быть употреблено каждое из слов данного ряда. Напишите историю приключений и превращений слова, используя, по возможности, все слова из данного синонимического ряда.

Тщетно, безуспешно, бесполезно, безрезультатно, зря, задаром, втуне, всуе; грязный, нечистый, заляпанный, чумазый, замусоленный, замасленный; поднять, приподнять, задрать, вознести, вздеть, взметнуть, взвить; много, видимо-невидимо, ужас сколько, несть числа; снисходительность, терпимость, либерализм, толерантность; бить, избивать, лупить, бичевать, поколачивать, шлепать.

7. Какие функции выполняют языковые и авторские синонимы в данных текстах?

1. – Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдает…

– То есть как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про него говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают…

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

– Я – человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут, – и строго добавил: – Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая… (Ил., Петр.)

2. У Вали глаза были светлые, добрые, широко расставленные, они с покорностью и обожанием встречали взгляд подруги. А у Ули глаза были большие, темно-карие, – не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками, из самой, казалось, глубины которых снова струился этот влажный сильный свет. (А.Ф.)

8. С каждым членом данных рядов синонимов об­разуйте такие словосочетания, которые раскрывали бы оттенки их значе­ний.

Надоедливый, назойливый, навязчивый, неотвязный, докуч­ный.

9. К прилагательным цвета подберите синонимы.

Красный ___________________________________

Белый _____________________________________

Коричневый _______________________________

Черный ___________________________________

10. Дополните синонимичные ряды имен прилагательных.

Зеленый, травяной ______________________________

Голубой, лазурный _____________________________

Желтый, золотой _______________________________

Серый, стальной ________________________________

Синий, ультрамариновый ________________________

Кирпичный, терракотовый _______________________

11. Вычеркните «лишнее» слово в синонимичес­ком ряду.

Выразить, сформулировать, назвать, придумать.

Воплотить, реализовать, привести, осуществить.

Употреблять, использовать, находиться, применять.

Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый.

Мысли, думы, размышления, чувства.

12. Подберите к следующим словам стилистические синонимы: будущий, вверх, знамя, родина, сообщить, бить, говорить, рваный, украсть, ходить.

13.. Какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве опорного (доминанты)?

1. Физиономия, рожица, лицо, лик.

2. Круиз, путешествие, вояж.

3. Плакать, рыдать, хлюпать.

4. Огромный, гигантский, колоссальный, большой.

5. Печаль, грусть, горе, уныние.

14. Подберите к иноязычным словам синонимы, т. е. их русские эквиваленты:

Инцидент, доминировать, гид, вояж, толерантный, прогрессивный, имитация, специфический, варьировать, санкции, хобби, эксперимент, аргумент.

15. Определите характер системных отношений в лексике, выпишите пары в следующем порядке: а) омонимы; б) много­значные слова; в) антонимы; г) паронимы; д) синонимы.

1) Идут дети — идут часы; 2) ветровой — вет­ряной; 3) богатство—бедность; 4); остёр на язык — язык писателя; 5 ) храбрый — смелый; 6) вбежать — взбежать; 7) врать - лгать; 8) светлая комната — светлая душа; 9) описка — отписка; 10) смеяться -плакаться; 11) сила воли — рукам воли не давай; 12) здесь —тут.

16. В ряду устаревших слов найдите лексемы, входящие в активный словарь современного русского языка.

1) совнархоз, брег, глаз, око 2) начдив, городовой, уста, рот 3) красноармеец, вояж, путешествие, перси 4) глаз, ведать, знать, чаять 5) вседневно, кафтан, пиджак, комиссар.

17. Прокомментируйте словаД. Н. Шмелева: «…Язык является не только орудием, служащим для передачи мыслей, но и средством выражения эмоций, средством эмоционального воздействия».

18. Назовите в отрывке из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» примеры стилистически окрашенной лексики. Для чего она использована в этом тексте?

…Какая-то иголочка в самой глубине души покалывала председателя. Это была иголочка беспокойства. Кроме того, тут же на лестнице председателя, как удар, хватила мысль: «А как же попал в кабинет переводчик, если на дверях была печать?! И как он, Никанор Иванович, об этом не спросил?» Некоторое время председатель, как баран, смотрел на ступеньки лестницы, но потом решил плюнуть на это и не мучить себя замысловатым вопросом…

Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:

– Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?

– Мессир, вам стоит это приказать!.. – отозвался откуда-то Коровьев, но не дребезжащим, а очень чистым и звучным голосом.

И сейчас же проклятый переводчик оказался в передней, навертел номер и начал почему-то очень плаксиво говорить в трубку:

– Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге – четыреста долларов. Говорит жилец означенного дома из квартиры номер одиннадцать Тимофей Квасцов. Но заклинаю держать в тайне мое имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя. (Булг.)

19. Найдите в стихотворении А. Вознесенского разговорную и внелитературную лексику. Охарактеризуйте ее. Насколько оправданно употребление этих слов в тексте данного поэтического произведения? Какую функцию они выполняют?

Прощание с Политехническим

 

В Политехнический!

В Политехнический!

По снегу фары шипят яичницей.

Милиционеры свистят панически.

Кому там хнычется?!

В Политехнический!

Ура, студенческая шарага!

А ну, шарахни

по совмещанам свои затрещины!

Как нам мещане мешали встретиться!

Ура вам, дура

В серьгах-будильниках!

Ваш рот, как дуло, разинут бдительно.

Ваш стул трещит от перегрева.

Умойтесь! Туалет – налево.

Ура, галерка! Как шашлыки,

Дымятся джемперы, пиджаки.

Тысячерукий, как бог языческий,

Твое Величество – Политехнический!

Ура, эстрада! Но гасят бра.

И что-то траурно звучит «ура».

12 скоро. Пора уматывать.

Как ваши лица струятся матово.

В них проступают, как сквозь экраны,

Все ваши радости, досады, раны.

Вы, третья с краю,

С копной во лбу,

Я вас не знаю. Я вас люблю!

Чему смеетесь? Над чем всплакнете?

И что черкнете, косясь, в блокнотик?

Что с вами, синий свитерок?

В глазах тревожный ветерок

Придут другие – еще лиричнее,

Но это будут не вы – другие.

Мои ботинки черны как гири.

Мы расстаемся, Политехнический!

Нам жить не долго. Суть не в овациях.

Мы растворяемся в людских количествах,

в твоих просторах, Политехнический.

Невыносимо нам расставаться.

Ты на кого-то меня сменяешь,

но, понимаешь,

пообещай мне, не будь чудовищем,

забудь со стоящим!

Ты ворожи ему, храни разиню.

Политехнический –моя Россия! –

Ты очень бережен и добр, как бог,

лишь Маяковского не уберег.

Поэты падают, дают финты

меж сплетен, патоки и суеты,

но где б я ни был – в земле, на Ганге –

ко мне прислушивается магически

гудящей раковиною гиганта

ухо Политехнического!

Занятие 3

Тема

Стилистика текста

Литература

1. Мурина Л.А. Риторика. - Мн., 1994.

2. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5 - 9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с.

3. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи: Учеб. пособие для учащихся пед.уч. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.

4. Русецкий В.Ф. Речевые жанры.- Мозырь, 1995.

Дополнительная

1. Гальперин И.Р. О понятии “текст”//Вопросы языкознания.- 1974. - № 6. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для уч-ся 8-11 классов. - М.: Просвещение, 1994. - 207 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. - М: Сов.энциклопедия, 1990. - 685 с.

4. Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Издательский цент “Academia”, 1995. - 256 с.

5. Особенности устной и письменной речи учителя: Метод. рекомендации / Сост. В.В.Глаздовская, Н.Е.Минина, Г.М.Нургалеева. - Витебск, 1990. - 24 с.

6. Человек - Текст - Культура: Коллект. монография / Под ред. Н.А.Купиной, Т.В.Матвеевой. - Екатеринбург, 1994.

Основные термины

Текст, функциональный стиль языка, жанрово-ситуативный стиль, жанр, функционально-смысловой тип речи.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение текста. Какие средства текстовой связи вы знаете?

2. Какие функционально-смысловые типы речи вам известны? Охарактеризуйте особенности разных функционально-смысловых типов речи.

3. Какие композиционные части включает текст? Каково их основное содержание?

4. Перечислите основные жанровые разновидности функциональных стилей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: