Принцип неприменения силы или угрозы силой




Принцип неприменения силы или угрозы силой появился в международном праве в период между двумя мировыми войнами сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил существовавшее ранее в международном праве право государства на войну, в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Выдвинутые Россией в Октябре 1917 г. идеи противоправности и преступности агрессивной войны нашли широкую поддержку народов. Пример Первой мировой войны показал бессмысленность войны как средства решения международных проблем.

Статут Лиги Наций ограничивал традиционное право государства на войну. Члены Лиги в случае возникновения спора должны были использовать мирные средства для его разрешения и только в случае неудачи могли прибегнуть к войне. Предусматривалась возможность применения санкций к государствам, нарушившим это ограничение. Наделе, однако, данные постановления Статута Лиги остались мертвой буквой, так как для применения санкций требовалось единогласное решение Совета Лиги.

Идеи запрещения и преступности агрессивной войны нашли отражение в ряде документов Лиги Наций, в частности в проекте договора о взаимной помощи, принятом Ассамблеей Лиги Наций в 1923 г. (но не получившем дальнейшего движения), в Декларации 163 об агрессивных войнах, принятой Ассамблеей Лиги Наций в 1927 г., в которых агрессивная война квалифицировалась «как международное преступление».

Парижский договор (пакт Бриана — Келлога) от 27 августа 1928 г. явился первым многосторонним международным договором, который, несмотря на некоторые несовершенства его положений, содержал запрещение агрессивной войны. Статья I Договора гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики». Статья II предусматривала обязательство участников разрешать свои споры мирными средствами.

Присоединяясь к Парижскому договору, СССР заявил тогда же, что «идея устранения в международной политике войн и вооруженных конфликтов есть основная руководящая идея советской внешней политики». Как бы предвосхищая дальнейшее развитие этого принципа, советское правительство отметило также, что «должна быть запрещена всяческая международная война, как в качестве орудия так называемой «национальной политики», так и служащая другим целям (например, целям подавления освободительных народных движений и т.п.). Должны быть запрещены не только войны в формально-юридическом толковании этого слова (то есть предполагающие «объявление» войны и т.д.), но и такие военные действия, как, например, интервенция, блокада, военная оккупация чужой территории, чужих портов и т.д.».

Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст. 2 Устава гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Авторитетное толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и Декларация об усилении эффективности принципа отказа

от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.

Анализ этих документов позволяет сделать вывод, что запрещаются:

  1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;
  2. применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;
  3. репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая мирная блокада, т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;
  4. организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;
  5. организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;
  6. военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;
  7. приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;
  8. насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

Определение агрессии 1974 г. устанавливает перечень (не исчерпывающий) тех запрещенных международным правом действий, которые являются наиболее серьезными и опасными формами незаконного использования силы.

Одной из важных норм современного международного права, тесно связанной с принципом запрещения применения силы или угрозы силой, является право на самооборону. Эта норма сформулирована в ст. 51 Устава ООН; в ней говорится, в частности, что Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания 165 международного мира и безопасности.

В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. говорится: «Государства имеют неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций».

Очень важно иметь в виду, что п. 4 ст. 2 Устава ООН содержит общее запрещение применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Определение агрессии 1974 г. устанавливает наиболее часто встречающиеся случаи запрещенного применения вооруженной силы, и, наконец, ст. 51 Устава ООН выделяет самое опасное применение вооруженной силы — вооруженное нападение, предусматривая в этом случае право на самооборону.

Как указывается в ст. 51 Устава ООН, государства могут использовать право на самооборону в случае вооруженного нападения, «до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». Так, когда Ирак совершил агрессию против Кувейта летом 1990 г., право на самооборону могли использовать Кувейт и по его просьбе любое другое государство.

После того как Совет Безопасности принял дело об агрессии Ирака против Кувейта к своему рассмотрению, дальнейшие действия против агрессора осуществлялись в соответствии с резолюциями Совета Безопасности от 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности принял резолюцию (№ 678), в соответствии с которой, если Ирак на 15 января 1991 г. не выполнит резолюции Совета Безопасности, государства, сотрудничающие с Кувейтом, уполномочивались «использовать все необходимые средства с тем, чтобы поддержать и выполнить» резолюции Совета Безопасности об агрессии Ирака против Кувейта. В соответствии с названной резолюцией № 678 США и их союзники начали военные действия против Ирака 17 января 1991 г. Они закончились 28 февраля 1991 г. после принятия Ираком всех 12 резолюций Совета Безопасности.

Принцип неприменения силы не распространяется на действия, предпринимаемые по постановлению Совета Безопасности на основании гл.VII Устава ООН. Применение вооруженной силы против Ирака — один из важных примеров использования этого положения Устава ООН.

Естественно, что принцип неприменения силы не распространи- 166 ется на события, происходящие внутри государства, поскольку международное право не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Это подтверждено в Декларации 1987 г.

Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: