Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной (кружковой) программы «Щелкунчик» художественно-эстетическая.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.
Актуальность проблемы:
В связи с тем, что для детей старшего возраста разработано не достаточно количество программ по развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала, мною был систематизирован и обобщен опыт по этому вопросу; разработана программа кружка театральной деятельности для старшей группы.
Цель: формировать творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
1. Формировать и активизировать познавательный интерес детей;
2. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
3. Развивать диалогическую речь детей;
4. Совершенствовать внимание, память;
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: 2 года
Режим: 2 раза в месяц во второй половине дня по 25-30 минут в форме совместной деятельности детей и педагога.
Формы организации театрализованной деятельности детей:
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра
- Инсценировки и драматизация
- Объяснение
- Чтение воспитателя
- Показ
- Личный пример
- Беседы
- Разучивание произведений устного народного творчества
- Обсуждение
- Наблюдения.
Ожидаемый результат: ребенок, творчески активный, умеющий выступать на публике, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения), имеющий представления о разных видах театра.
Формы проведения итогов: открытое мероприятие «Карапуз Шоу».
Образовательно-тематический план кружковой программы «Щелкунчик»
с детьми старшего дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год
Наименование темы (раздела) | Количество часов | Содержание (темы занятий, формы работы) | Сроки реализации |
№ 1, № 2 Вводное занятие | 25 мин | Набор детей, организация, подготовка условий. Задачи: Создание дружеской обстановки. | сентябрь |
25 мин | |||
№ 3 «Здравствуй, театр!» | 25 мин | · Беседа: «Что мы знаем о театре». · Рассматривание сюжетных картин по теме. · Игра «Покажи и назови». · Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки» · Театрализованная игра «Веселое превращение» Задачи: Формировать представление детей о театре; научить различать разновидности театральной деятельности; воспитывать культуру поведение в театре; способствовать развитию речи детей. | Октябрь |
№ 4 «Театральные профессии» | 25 мин | · Беседа: «Театральные профессии». · Игра «Пойми меня» · Игра-пантомима: «Продолжи фразу и покажи». · Игра «Эхо» Задачи: Познакомить детей с театральными профессиями; активизировать познавательный интерес детей; развивать память, внимание; развивать эмоциональный и фонематический слух. | |
№ 5 «Теневой театр» (по сказке «Заюшкина избушка») | 25 мин | · Беседа: «В царстве света и теней». · Рассказывание сказки: «Заюшкина избушка» (использование теневого театра). · Пальчиковая гимнастика «Мизинчик». · Игра «Узнай героя» · Изготовление декораций для теневого театра в форме рисования, вырезания. · Закрепление освоенного; драматизация детьми сказки: «Заюшкина избушка». Задачи: Познакомить детей с теневым театром, его происхождением, техникой; упражнять в координации речи и движения; развивать чувства ритма и движения; развивать мелкую моторику рук; формировать умение у детей изготавливать декорации для теневого театра. | Ноябрь |
№ 6 Театр кружек | 25 мин | · Беседа:» В мире интересного». · Рассказывание сказки: «Кот- серый, козел да баран» (использование театра кружек). · Пальчиковая гимнастика «Коза- дереза» · Проговаривание чистоговорок. · Изготовление театральных фигур из пластмассовых стаканчиков. Задачи: Развивать умение проговаривать чистоговорки; формировать умение сочетать речь с движениями; развивать воображение; воспитывать коммуникативные качества, продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. | |
№ 7 Театр кукол | 25 мин | · Беседа: «Какие бывают куклы?» · Знакомство с персонажами кукольного театра по сказке «Три медведя» · Пантомима «Игра с куклами». · Игра «Повтори за мной» Задачи: Познакомить детей с разновидностями театра кукол; развивать наблюдательность; вызвать интерес и активное участие в развитие сюжета сказок; совершенствовать умение сочетать мелкую моторику рук с речью. | Декабрь |
№ 8 Сказка «Три Медведя» | 25 мин | · Упражнение «Ветерок» Игра «Покажи настроение» · Игра «Подбери рифмы» · Проигрывание детьми сказки «Три медведя» Задачи:Формировать умение пересказывать сказку своими словами; развивать слуховое внимание; упражнять детей в подборе рифм к словам; развивать фантазию, творчество. | |
№ 9 Сказка «Три Медведя» | 25 мин | · Упражнение «Что слышно?» · Изготовление атрибутов к сказке · Упражнения- этюды, отображающие образы персонажей сказки · Обыгрывание сказки в музыкальном сопровождении. Задачи: Совершенствовать умение передавать сюжет сказки; Упражнять детей в отчетливом произношение слов; продолжать отрабатывать дикцию и интонацию; Развивать способность детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. | Январь |
№ 9 Спектакль «Три медведя» | 25 мин | · Показ спектакля с участием кукольного театра «Три медведя (детям младшей группы) Задачи: Вызвать у детей симпатию к героям сказок, побуждать делиться впечатлениями от увиденного, содействовать общению детей друг с другом. | |
№ 10 «Настольный театр» «Теремок» | 25 мин | · Проговаривание чистоговорок. · Показ сказки «Теремок» с использованием настольного театра · Беседа по содержанию сказки с обсуждением характерных особенностей персонажей · Пальчиковая гимнастика «Дружба». Задачи: Формировать умение с удовольствием слушать новые произведения; активизировать словарь детей, воспитывать усидчивость; развивать творческие способности, умение проявлять себя в театральной деятельности. | Февраль |
№ 11 «Верховой театр» (на ложках» «Колобок» | 25 мин | · Беседа: «Наши ложки хороши». · Упражнение «Что слышно» · Проговаривание скороговорок · Обыгрывание детьми сказки «Колобок» (с использованием театра ложек» · Психогимнастика «Возьми и передай» Задачи: Продолжать знакомство детей с театральной деятельностью; отрабатывать дикцию через скороговорки; развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление; закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом, воспитывать доброжелательность. | |
№ 12 «Пальчиковый театр» | 25 мин | · Беседа: «Чудо пальчики» · Рассматривание видов пальчиковых кукол. · Пальчиковая игра «Домик» · Игра «Балалайка» · Ритмичная игра «Метелица» · Разыгрывание детьми сказки с помощью пальчикового театра. Задачи: Познакомить детей с новым видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать чувства ритма и координацию движений; формировать чувства музыкального темпа; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра. | Март |
№ 13 «Театр живой куклы» (театр масок) | 25 мин | · Драматизация сказки: «Заюшкина избушка»; · Беседа по содержанию сказки; · Игра «Догадайся о ком я говорю»; · Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки»; · Пантомима «Спасем Зайку от беды». Задачи: Продолжать развивать познавательный интерес детей через знакомство с новым видом театральной деятельности; развивать воображение, фантазию детей; воспитывать коммуникативные навыки общения; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. | |
№ 14 Сказка: «Лесная история» | 25 мин | • Беседа о героях сказки; • Игра «Подбираем рифмы»; • Психогимнастика «Возьми и передай». • Этюд на развитие эмоций, движений, жестов «Ручеек». М. Чистякова. Распределение ролей по сказке: «Лесная история». Задачи: Упражнять детей в подборе рифм к словам; формировать интонационную выразительность речи; развивать чувства ритма и координации движений; вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. | Апрель |
№ 15 Сказка: «Лесная история» | 25 мин | · Игра «Чудесный молоточек»; · Игра: «Угадай по музыке»; · Упражнение: «Что было потом»; · Драматизация сказки: «Лесная история»; · Изготовление декораций к сказке. Задачи: Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки; отрабатывать у детей дикцию и четкого звукопроизношение; вызвать интерес и желание в изготовлении костюмов и декораций к сказке; развитие творческого потенциала. | |
№ 16 Спектакль «Лесная история» | 25 мин | Выступление детей в конкурсе «Карапуз Шоу». Задачи: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. | Май |
№ 17 Итоговое занятие «В мире театра» | 25 мин | · Беседа: «Что понравилось в театральных занятиях?» · Упражнение «Волшебный сон» · Разгадывание кроссворда: «Мир сказок». Задачи: Совершенствовать диалоговую формы речи, Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы, закрепить полученные знания о театральной деятельности, развивать внимание, память, воображение. |
Список используемой литературы:
1. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
Творческий Центр, М.: 2001
2. Н. Сорокина «Играем в кукольный театр»
ДВ №6, 1997
3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: Просвещение, 1991
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
«Театрализованные игры в детском саду.
М.: Школьная Пресса, 2000
5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр- дошкольникам»
Просвещение, М.: 1982
6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику»
Школьная Пресса, М.: 2011
7. Распопов А.Г. Дидактический материал в картинках, «Какие бывают театры»
Школьная пресса, 2010