Распространение комедии Дель Арте в другие страны




 

С самого начала существования комедии итальянские труппы наряду со странствиям по областям Италии, выступали и в соседних странах. В первую очередь, это была Франция и Испания, как государства, близкие к Италии географически и родственные по языку. Но не только, труппы актёров добирались и до Австрии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F> и Германии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, до Англии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, а в XVIII в. <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> выступали и в России <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>. Актёров и персонажей упоминают в своих произведениях Лопе де Вега <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B5_%D0%B4%D0%B5_%D0%92%D0%B5%D0%B3%D0%B0>, Брантом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80_%D0%B4%D0%B5_%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D1%8C>, Бен Джонсон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%91%D0%B5%D0%BD_%28%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B3%29> и многие другие крупные драматурги и поэты XVI-XVII вв. В одной из своих пьес Уильям Шекспир <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A8%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80> описывает маску Панталоне:

Комедия во Франции

Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1571> г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_IX_%28%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%29>.[4] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>. И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Во Франции, где традиции фарса очень сильны, где уже был написан «Гаргантюа и Пантагрюэль <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8E%D0%B0_%D0%B8_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8E%D1%8D%D0%BB%D1%8C>», где элита свободно говорила по-итальянски, а крестьянство и горожане без труда его понимали, комедия, или как её стали здесь называть, импровизированная комедия (фр. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> comédie à l'impromptu [5] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>) была принята и получила свое развитие в виде ярмарочного театра (фр. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> théâtre de la foire). Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо муко́й (это были так называемые барбулье́), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%28%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%29> предпочитали иногда играть без масок, как например, прославленный Арлекин, Анджело Константини (Меццетино). Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, а Педролино - в Пьеро <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BE>. Сюжет ярмарочных спектаклей был примитивней итальянских и часто нёс исключительно служебную функцию - подготавливал и связывал многочисленные выходы акробатов, эквилибристов и танцоров[6] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>, в них было меньше импровизации.

Итальянские труппы странствовали по Франции, и эти спектакли видел молодой Мольер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80>, вместе с труппой Дюфрена <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BD,_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C> выступавший во французской провинции. Многие из увиденных им масок и комических ситуаций перекочевали в его пьесы, в том числе в фарсы и комедии «Плутни Скапена <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%28%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%29>», «Ревность Барбулье <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5_%28%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%29>», «Мнимый больной <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%28%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%29>».

Комедия в Росси

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 г. <https://ru.wikipedia.org/wiki/1733_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> [7] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_I> эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии Дель Артев самой Италии.

Новая волна интереса к наследию комедии Дель Артеначалась уже в нач. XX в.[8] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников. В 1906 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1906> г. Блок написал драму «Балаганчик», где в трагическом ключе переосмыслил маски комедии [9] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%E5%E4%E8%FF_%E4%E5%EB%FC_%E0%F0%F2%E5>. Эту пьесу впервые ставит на сцене В. Э. Мейерхольд <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> в 1906 г. в театре В. Ф. Комиссаржевской <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B8%D0%BC._%D0%92._%D0%A4._%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9>, где сам же играет роль Пьеро. Он увлекается театром масок и начинает игру в доктора Дапертутто, представив в 1910 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1910> г. свой знаменитый спекталь-пантомиму «Шарф Коломбины». На основе своих экспериментов и глубокого изучения техники игры актёров комедии Дель АртеМейерхольд предлагает практику биомеханики <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F>, на сегодняшний день являющуюся одной из основ физического театра. Эстафету подхватил режиссёр А.Таиров <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> (спектакль «Покрывало Пьеретты», 1916 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1916> г.) Кульминацией стал спектакль «Принцесса Турандот <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0_%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%82_%28%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%29>» по пьесе К.Гоцци <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%86%D1%86%D0%B8>, поставленный режиссёром Евгением Вахтанговым <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> в 1922 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1922> г. в Третьей Студии МХТ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%A5%D0%A2> и сохранявшийся в репертуаре театра более 80 лет.

В живописи того времени к образам комедии масок обращаются А. Е. Яковлев <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, К. А. Сомов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, С. Ю. Судейкин и др.

 


 

Список используемой литературы

1. Бояджиев Г.Н. «История зарубежного театра».-М.:«Просвещение» 1971

. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

. М. Давыдова «Комедия Дель Арте». https://www.ashtray.ru/main/texts/del_arte.htm

. Маски театра Дель Арте. https://www.livemaster.ru/topic/80540-maski-teatra-del-arte-1-chast

. Культурно - образовательный портал.Маски комедии дель арте. https://orpheusmusic.ru/publ/teatr_ehpokhi_renessansa/maski_komedii_dde_arte_pantalone_doktor_dzani/530-1-0-842

. Википедия. Комедия Дель Арте. https://ru.wikipedia.org/wiki/commedia dell'arte/678-09-8909

. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: