Текст методики «Я – лидер»




Методика «Я – лидер» (Е.С. Фёдоров; О.В. Ерёмин, Т.А. Миронова.)

Цель проведения: изучение коммуникативных умений учащихся.

Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.

Инструкция по проведению опроса. «Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать различные дела и особенностях вашей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждения, а вы должны записать в бланке ответов балл по шкале возможных ответов:

4б. – полностью согласен

3б. – скорее согласен, чем не согласен

2б. – трудно сказать

1б. – скорее не согласен, чем согласен

0б. – полностью не согласен».

Текст методики «Я – лидер»

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10. Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда всё получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебирая различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступлю так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Бланк ответов

А Б В Г Д Е Ж З
               
               
               
               
               
               

А – умение управлять собой- №1,9,16,25,33,41;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу) – № 2,10,18,26,34,42

В – умение решать проблемы - № 3,11,19,27,35,43

Г – наличие творческого подхода - № 4,12,20,29,36,44

Д – влияние на окружающих - № 5,13,21,29,37,45

Е – знание правил организаторской работы - № 6,14,22,30,38,46

Ж – организаторские способности - № 7,15,23,31,39,47.

З – Искренность №8,16,24,32,40,48

Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если меньше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с учащимся.

Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.

Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей.

Уровень Количество баллов
Достаточный 16-20
Средний 11-15
Низкий менее 10

Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.

Теперь, когда Вы составили представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.

Лидер-ориентир

Рекомендации

Если у Вас низкий показатель А (управление собой), поработайте над собой:

· Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте, что привлекает в Вас людей, а что отталкивает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?

· Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.

· Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищите поддержки у окружающих, но не стремитесь переложить свое напряжение на них.

· Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.

· Оценивайте свои достижения. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придает уверенности.

Если низким является показатель Б, постарайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы должны откорректировать в своем целеполагании.

· Действительно ли Ваши цели важны для Вас?

· Реальны ли Ваши цели?

· Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?

· Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?

· В достаточной ли мере Вы привлекаете окружающих к достижению целей?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите отве­ты на следующие вопросы:

· Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

· Рассматриваю ли я различные вари­анты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?

· Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

· Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

· Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточно развит по­казатель Г (творческий подход), ответь­те на следующие вопросы:

· Ценю ли я творческий подход в дру­гих людях?

· Готов ли я к неопределенности?

· Верю ли я в свои творческие способ­ности?

· Могу ли я порвать с традициями?

· Испытываю ли я потребность в пе­ременах?

Если у Вас трудности с влиянием на ок­ружающих (показатель Д), учитесь устанавливать конструктивные отношения с людьми:

· Вглядитесь в другого человека.

· Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

· «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

· Выразите заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

· Раскройте свои мысли и чувства.

· Будьте готовы подбодрить другого человека.

Если Вы обнаружили, что у Вас не хватает знания особенностей организаторской деятельности (показатель Е), обратитесь к правилам организаторской работы:

1. Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

· выделите в задаче главное и второ­степенное;

· выясните время выполнения задачи;

· уточните свои права и обязанности, то, кому Вы подчиняетесь, и кто подчиняется Вам;

· определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы;

· повторите задание.

2. Подготовьтесь к выполнению зада­ния:

· изучите опыт других, посоветуйтесь;

· наметьте предварительную расстановку людей;

· исходя из реальных возможностей, составьте план.

3. Подготовьте товарищей к выполнению задания:

· обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;

· учтите поправки и замечания, высказанные товарищами, примите коллек­тивное решение о том, как действовать.

4. Расставьте людей, учитывая их возможности:

· распределите работу между товарищами с учетом их способностей;

· организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за каждый участок работы отвечал один человек.

5. Согласовывайте свои действия:

· постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих по­мощников — младших организаторов;

· поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информа­цию обо всех изменениях в задании;

· интересуйтесь опытом выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:

· подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;

· указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодоле­нии трудностей, но не подменяйте их;

· подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.

7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:

· привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств ваших помощников;

· осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение каждой части работы;

· давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;

· старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.

8. Будьте внимательны в период завер­шения работы:

· требуйте отчета о работе от своих помощников;

· при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;

· организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуйте свое время и силы:

· осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников;

· решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся помощники);

· оказывайте помощь в работе на самом трудном участке.

10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:

· анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

· давайте оценку работы на основе конкретных результатов;

· старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.

Если у Вас недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:

· Поставив себя на место другого че­ловека, уясните, как он или она смотрит на мир, что значит быть в его положении.

· Поразмыслите над тем, что интересует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.

· Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

· Попытайтесь определить стиль общения с конкретным человеком.

· Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.

Советы тем, кто хочет успешно управлять деятельностью других:

· изучите интересы, увлечения, способности — свои и других людей;

· при распределении организаторских заданий опирайтесь не только на способ­ности помощников, но и на их задатки, которые стоит развивать;

· чаще обращайтесь за помощью к знатокам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;

имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально и с учетом этого строй те свои требования к нему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: