Методика «Я – лидер» (Е.С. Фёдоров; О.В. Ерёмин, Т.А. Миронова.)
Цель проведения: изучение коммуникативных умений учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.
Инструкция по проведению опроса. «Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать различные дела и особенностях вашей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждения, а вы должны записать в бланке ответов балл по шкале возможных ответов:
4б. – полностью согласен
3б. – скорее согласен, чем не согласен
2б. – трудно сказать
1б. – скорее не согласен, чем согласен
0б. – полностью не согласен».
Текст методики «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого организую, были дружными.
|
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебирая различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступлю так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
|
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Бланк ответов
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
А – умение управлять собой- №1,9,16,25,33,41;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу) – № 2,10,18,26,34,42
В – умение решать проблемы - № 3,11,19,27,35,43
Г – наличие творческого подхода - № 4,12,20,29,36,44
Д – влияние на окружающих - № 5,13,21,29,37,45
Е – знание правил организаторской работы - № 6,14,22,30,38,46
Ж – организаторские способности - № 7,15,23,31,39,47.
З – Искренность №8,16,24,32,40,48
Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если меньше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с учащимся.
Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.
Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей.
Уровень | Количество баллов |
Достаточный | 16-20 |
Средний | 11-15 |
Низкий | менее 10 |
Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.
|
Теперь, когда Вы составили представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.
Лидер-ориентир
Рекомендации
Если у Вас низкий показатель А (управление собой), поработайте над собой:
· Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте, что привлекает в Вас людей, а что отталкивает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?
· Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.
· Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищите поддержки у окружающих, но не стремитесь переложить свое напряжение на них.
· Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.
· Оценивайте свои достижения. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придает уверенности.
Если низким является показатель Б, постарайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы должны откорректировать в своем целеполагании.
· Действительно ли Ваши цели важны для Вас?
· Реальны ли Ваши цели?
· Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?
· Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?
· В достаточной ли мере Вы привлекаете окружающих к достижению целей?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите ответы на следующие вопросы:
· Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
· Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
· Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
· Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
· Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответьте на следующие вопросы:
· Ценю ли я творческий подход в других людях?
· Готов ли я к неопределенности?
· Верю ли я в свои творческие способности?
· Могу ли я порвать с традициями?
· Испытываю ли я потребность в переменах?
Если у Вас трудности с влиянием на окружающих (показатель Д), учитесь устанавливать конструктивные отношения с людьми:
· Вглядитесь в другого человека.
· Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
· «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
· Выразите заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
· Раскройте свои мысли и чувства.
· Будьте готовы подбодрить другого человека.
Если Вы обнаружили, что у Вас не хватает знания особенностей организаторской деятельности (показатель Е), обратитесь к правилам организаторской работы:
1. Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
· выделите в задаче главное и второстепенное;
· выясните время выполнения задачи;
· уточните свои права и обязанности, то, кому Вы подчиняетесь, и кто подчиняется Вам;
· определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы;
· повторите задание.
2. Подготовьтесь к выполнению задания:
· изучите опыт других, посоветуйтесь;
· наметьте предварительную расстановку людей;
· исходя из реальных возможностей, составьте план.
3. Подготовьте товарищей к выполнению задания:
· обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;
· учтите поправки и замечания, высказанные товарищами, примите коллективное решение о том, как действовать.
4. Расставьте людей, учитывая их возможности:
· распределите работу между товарищами с учетом их способностей;
· организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за каждый участок работы отвечал один человек.
5. Согласовывайте свои действия:
· постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников — младших организаторов;
· поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информацию обо всех изменениях в задании;
· интересуйтесь опытом выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:
· подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;
· указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодолении трудностей, но не подменяйте их;
· подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.
7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:
· привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств ваших помощников;
· осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение каждой части работы;
· давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;
· старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.
8. Будьте внимательны в период завершения работы:
· требуйте отчета о работе от своих помощников;
· при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;
· организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуйте свое время и силы:
· осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников;
· решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся помощники);
· оказывайте помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:
· анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
· давайте оценку работы на основе конкретных результатов;
· старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.
Если у Вас недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:
· Поставив себя на место другого человека, уясните, как он или она смотрит на мир, что значит быть в его положении.
· Поразмыслите над тем, что интересует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.
· Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
· Попытайтесь определить стиль общения с конкретным человеком.
· Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.
Советы тем, кто хочет успешно управлять деятельностью других:
· изучите интересы, увлечения, способности — свои и других людей;
· при распределении организаторских заданий опирайтесь не только на способности помощников, но и на их задатки, которые стоит развивать;
· чаще обращайтесь за помощью к знатокам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;
имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально и с учетом этого строй те свои требования к нему.