Анализ результатов формирования экологического сознания детей на трех этапах (констатирующий, формирующий, контрольный)




 

Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов.

Был проведен эксперимент в старшей группе детского сада «Золотой ключик» города Духовщина, количество детей – 20 человек. Воспитатели: Михалькова Н.И., Новикова Н.В.

На первом этапе работы (I – констатирующий эксперимент) было выявлено состояние экологической воспитанности и эмоциональное отношение к миру природы при помощи анкетирования.

Далее приводятся ответы дошкольников на вопросы анкеты, разработанной Тюняевой И.А. Анкета №1 представлена в таблице 1.

Таблица 1

Вопросы Ответы
1. Нравится ли тебе бывать в природе? (в лесу, на лугу, на речке) 1. Нравится. (20 человек)
2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 2. а) Слушать птиц, любоваться природой, гулять. (4 человека) б) Загорать, купаться. (6 человек) в) Собирать ягоды, грибы. (5 человек) г) Играть в подвижные игры. (2 человека) д) Рвать цветы. (3 человека)
3. Приходилось ли тебе, приходя в природу петь песни или слушать музыку? 3. а) Нет, не приходилось. (15 человек) б) Приходилось петь. (2 человека) в) Приходилось слушать. (3 человек)
4. Знаешь ли ты русские народные песни о природе, о растениях? 4. а) Нет, не знаю. (16 человек) б) Знаю. (4 человека)
5. Хотел ли бы ты разучить такую песню, в которой поется о красоте русской природы? 5. а) Да хотел (20 человек)

 

Анализ вопросов и ответов показал, что дети не достаточно общаются с музыкой, но желание у них есть. Любят природу, но рвут цветы, не знают музыки и песен о русской природе.

Дальнейшая наша работа заключалась в том, чтобы разучить с детьми русскую народную песню «Березонька», («Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко) и провести экскурсию в природу.

На экскурсии постараться обратить внимание детей на красоту и величие леса, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Наша задача формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку, в русские народные песни, в которых поется о красоте русской природы. В дальнейшей работе детям была предложено для прослушивания пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».

После проведенной работы на втором этапе (формирующий эксперимент) проводился опрос детей той же группы с помощью анкетирования. Анкета №2 представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Вопросы Ответы
1. Любишь ли ты бывать в природе?   2. Знаешь ли ты музыку, песни о природе?   3. Как называется музыка, которую мы с тобой слушали?     4. О каком времени года эта музыка?     5. Что происходит в природе весной? 1. Да люблю. (20 человек)   2. Да знаю. (20 человек)   3. а) Подснежник. (6 человек) б) Март. (10 человек) в) Не помню. (4 человека)   4. а) О весне. (18 человек) б) Не знаю. (2 человека)   5. а) Тает снег, бегут ручьи. (11 человек) б) На деревьях набухают, почки распускаются листья. (5 человек) в) Прилетают птицы с юга. (3 человека) г) Просыпается медведь от зимней спячки. (1 человек) д) Появляются первые цветы, подснежники. (2 человека)

 

После проведенной работы, в результате анкетирования мы делаем вывод: общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологический подход к растениям: они не рвут цветы, не ломают веток деревьев, не разводят костер в лесу.

На этом же этапе (формирующем) эксперимента нами было проведено тестирование детей старшей группы для выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей с помощью заданий.

Задание №1 – дидактическая игра «Узнай знакомое произведение».

Задание №2 – предложить на прогулке детям провести хоровод.

Задание №3 – предложить назвать и исполнить свое любимое произведение о природе. (Русская народная песня «Березонька», П.И. Чайковский «Подснежник. Март», «Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко).

Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 3.

 

Таблица 3

№ п/п Компоненты Уровни
Высокий Средний Низкий
  Желание слушать знакомые произведения и угадывать их Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно. Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл
  Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни. Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно. Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности
  Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения

 

Обозначение уровней развития компонентов музыкальной деятельности детей:

В – высокий;

С – средний;

Н – низкий.

Оценка уровней выполнения заданий музыкальной деятельности детей представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

№ п/п Фамилия, имя ребенка Задание №1 Задание №2 Задание №3
  Афонасьев Кирилл С С Н
  Балихина Настя В С С
  Бодунов Леша С В Н
  Вишнев Дима В С В
  Воронов Дима С С Н
  Великий Андрей С Н С
  Володенкова Катя С С В
  Глушаков Андрей С С Н
  Гришин Владик С С Н
  Гришко Таня С В С
  Долженко Лера С С Н
  Козлов Даниил В С С
  Лозовская Таня С В С
  Марчук Дима С С С
  Матин Андрей В Н С
  Новикова Настя С С Н
  Орехов Илья В С С
  Орехов Кирилл С С Н
  Полякова Надя С С С
  Савченкова Диана В В С

 

Итак, подводя итоги тестирования (на формирующем этапе эксперимента), результаты выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей в процентном соотношении представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Задания Уровни
Высокий % Средний % Низкий %
Задание №1 30% 70% 0%
Задание №2 20% 70% 10%
Задание №3 10% 50% 40%

 

Продолжая наш эксперимент, мы попытались выяснить у детей их отношение к домашним животным, птицам при помощи анкетирования. Результаты анкетирования представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Вопросы Ответы
1. Есть ли у тебя домашние животные?   2. Относишься ли ты к своим домашним животным как к друзьям? 3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным?   4. Знаешь ли ты про животных песню? 1. Да, есть (16 чел) Нет (4 чел) 2. Да (11 чел) Нет (9 чел) 3. Нет, не приходилось (15 чел) Кормил птиц зимой (4 чел) Кормил бездомных котов и собак (1 чел) 4. Да, знаю (10 чел) Нет, не знаю (10 чел)

 

Оценив результат анкетирования, мы продолжили работу с детьми. Наша работа (на третьем контрольном этапе) заключалась в формировании у детей гуманного отношения к животным. Для этого было проведено экологическое занятие на тему «Пушистая гостья». На занятии использовали для прослушивания детьми пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел», а так же исполнялись детьми песни про кошек. Далее поговорили о характере музыки, о ее соответствии с названием. Наша задача состояла в том, чтобы на этом занятии при помощи музыки сформировать у детей любовь и сострадание к животным.

На дальнейшем этапе работы мы вновь провели анкетирование дошкольников, чтобы выяснить, удалось ли нам изменить их отношение к животным с помощью тех методов, которые мы использовали.

Результаты анкетирования представлены в таблице 7.

Таблица 7

Вопросы Ответы
1. Хотел бы ты, чтобы у тебя дома были животные? 2. Нужно ли заботиться о животных? 3. Что ты можешь сделать для животных?     4. Знаешь ли ты песню про животных? 1. Да (20 чел) 2. Да (20 чел) 3. Кормить, гулять с ними, ухаживать (17 чел) Построим скворечник с папой (2 чел) Меняю каждый день воду попугаю (1 чел) 4. Да знаю (20 чел) Про птиц (5 чел) Про собаку (12 чел) Про кошку (20 чел)

 

В заключение нашей работы, после контрольного этапа эксперимента, было вновь проведено тестирование детей старшей группы детского сада «Золотой ключик» на выявление уровня некоторых компонентов музыкальной деятельности с помощью заданий:

· Задание №1 – Дидактическая игра «Угадай мелодию»;

· Задание №2 – На прогулке: «Найдем самое красивое и стройное дерево на участке детского сада и поводим вокруг нею хоровод»;

Задание №3 – Предложить детям спеть свою самую любимую песню о природе («Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко).

Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 8.

 

Таблица 8

№ п/п Компоненты Уровни
Высокий Средний Низкий
  Желание слушать знакомые произведения и угадывать их Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно. Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл
  Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни. Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно. Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности
  Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения

 

Оценка уровней выполнения заданий музыкальной деятельности детей представлена в таблице 9.

 

Таблица 9

№ п/п Фамилия, имя ребенка Задание №1 Задание №2 Задание №3
  Афонасьев Кирилл В В С
  Балихина Настя В В В
  Бодунов Леша В В С
  Вишнев Дима В В В
  Воронов Дима С В С
  Великий Андрей С С С
  Володенкова Катя В В В
  Глушаков Андрей В С С
  Гришин Владик В С С
  Гришко Таня В В С
  Долженко Лера В В С
  Козлов Даниил В В С
  Лозовская Таня С В С
  Марчук Дима В С С
  Матин Андрей В С Н
  Новикова Настя С С С
  Орехов Илья В В С
  Орехов Кирилл С В С
  Полякова Надя В С В
  Савченкова Диана В В В

 

Итак, подводя итоги тестирования (на контрольном этапе эксперимента) результаты выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей в процентном соотношении представлены в таблице 10.

 

Таблица 10

Задания Уровни
Высокий % Средний % Низкий %
Задание №1 75% 25% 0%
Задание №2 65% 35% 0%
Задание №3 25% 70% 5%

 

Вывод: Анализируя результаты наших анкет, хочется отметить, что после проведенных экологических занятий с использованием на занятиях музыки, дети старшей группы стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, не рвут цветов. Хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними, гулять, кормить, поить, подкармливать зимой птиц, строить скворечники и т.д.

При помощи тестирования мы выяснили, что большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности: слушать музыку, петь песни, водить хороводы. У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.

Музыкальный репертуар, рекомендуемый для использования на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников – приложение №2.

 


Заключение

 

Из всего выше сказанного следует отметить, что использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводит к замечательным результатам. В процессе эксперимента мы убедились, что выдвинутая гипотеза подтвердилась:

1. Введение музыкальных произведений на занятиях по экологическому воспитанию;

2. Использование на занятиях по экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.


Используемая литература

 

1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

2. Белоненко Т., Литвинова В. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста. – Ленинград «Музыка» 1980.

3. Ветлугина Н.А. – «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва, издательство «Просвещение» - 1989.

4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.

5. Дедулевич М.Н. – «Прогулки в природу» - Москва, издательство «Просвещение» 2003 г.

6. Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976.

7. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. - 1992, №9, С.

8. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – Москва Гуманитарный издательский центр Владос 2000.

9. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

10. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – Москва «Педагогика» 1998.

11. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.

12. Каленникова Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.

13. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.

14. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998. Шишкина В.А.

15. Рычкова Г.Б. Проблема выживания.//Педагогика. -1992, №7-8

16. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

17. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.

18. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание №6, 2001.

19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972.

20. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1948, Т. 4.

21. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1949, Т. 6.

22. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1988, Т. 11.

23. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк.//Начальная школа. -1984, №9, С. 63-65.

24. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч №2, 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: