Основные протестантские направления




ХРИСТИАНСТВО

 

Прочитайте текст:

 

Все протестантские конфессии разделяют основные христианские догматы: о бытие Бога, Троице, существовании рая и ада (при отрицании чистилища). К числу принципов, общих уже только для протестантов, можно отнести оправ­дание верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, категорическое отрицание папской власти, отсутствие целибата. Для выявления специфики протестантских направлений их можно разделить на три большие группы.

К первой относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство. Общей чертой, сближающей их, является сохранение су­щественных черт церковной организации и элементов (в лютеранстве и особенно англиканстве) католической богослужебной традиции.

Вторую группу составляют баптизм, адвентизм, методизм и некоторые другие конфессии. Для этих течений характерна предельно простая богослу­жебная практика, практически полное отсутствие следов католического культа, демократизм церковной организации.

Наконец, третью группу составляют Свидетели Иеговы и мормоны. Развитие данных конфессий фактически выводит их за пределы протестантизма.

 

Лютеранство. К числу вероучительных книг лютеранства отно­сятся «Аугсбургское исповедание» (1530), «Апология Аугсбургского исповедания» (1532), составленные М.Лютером катехизисы (1528-1529), «Шмалькальденские артикулы» (1537) и «Формула согласия» (1580). Лютеранство признает авторитет Никео-Константинопольского, Афанасьевского и Апостольского Символов веры.

 

Признаются два таинства — крещение и причастие. Способ креще­ния (обливанием, погружением в воду или окроплением) значения не имеет. Сохраняется крещение детей. В возрасте 12-16 лет молодые лю­ди проходят конфирмацию, в ходе которой они должны подтвердить знание основ лютеранского вероучения. Прошедшие конфирмацию до­пускаются к первому причастию, оно осуществляется хлебом и вином …

 

В лютеранстве отсутствует церковная иерархия, пасторы и церков­ный совет избираются. С середины XX в. в некоторых лютеранских церквах, прежде всего в Скандинавских странах, функции пастора раз­решено исполнять женщинам. Руководство Церковью в пределах того или иного государства обычно осуществляет епископ, не имеющий, в отличие от католического, особого статуса. Исторически большинство Лютеранских церквей было подчинено государственной власти. Подоб­ная ситуация сохраняется сейчас лишь в Скандинавских странах, за ис­ключением Швеции, где Церковь была отделена от государства в 2000 г. В мире сейчас более 75 млн. лютеран …

 

Кальвинизм. Основная масса кальвинистов объединена в Рефор­матские, Пресвитерианские и Конгрегационалистские церкви, отли­чающиеся друг от друга главным образом принципами внутренней ор­ганизации. Символы веры не имеют обязательного характера, подчерки­вается исключительность Библии. Среди англоязычных кальвинистов, особенно пресвитериан, большим авторитетом пользуется «Вестминтергское исповедание веры» (1647-1648).

 

Основные вероучительные положения кальвинизма сходны с люте­ранскими, но разрыв с католической традицией осуществлен здесь более жестко. Это проявляется в ином осмыслении причастия: хлеб и вино считаются лишь символами Христа (формула таинства крещения близка к лютеранской), а также в решительном очищении храмов от любых изображений. Женское священство получило меньшее распространение по сравнению с лютеранством. Догмат об изначальном предопределе­нии, который часто рассматривается в качестве важнейшей вероучительной особенности кальвинизма, в настоящее время большинством Церквей значительно смягчен и спасение трактуется как вознагражде­ние за сознательные усилия … В мире сейчас около 50 млн. кальвинистов.

 

Англиканство. В узком смысле термин «англиканство» применяет­ся для обозначения исторически первой Церкви, относящейся к данному направлению — Церкви Англии. В более широком смысле термин ис­пользуется для обозначения около сорока Церквей, входящих в англи­канское содружество. В основном они действуют на территории бывших английских колоний. Епископы этих Церквей начиная с 1867 г. перио­дически собираются на Ламбетские конференции, имеющие консульта­тивный характер и проходящие под председательством архиепископа Кентерберийского— примаса Церкви Англии. В 1888 г. на Ламбетской конференции были приняты так называемые «четыре пункта» (призна­ние Священного Писания содержащим все необходимое для спасения, Никео-Константинопольского Символа веры, двух таинств — крещения и причастия, сохранение института епископата), следование которым позволяет Церкви принадлежать к англиканскому содружеству. Вероучение Церкви Англии изложено в «39 статьях» (1571), кото­рые не имеют статуса Символа веры … Сохранение епископального устройства и четкой иерархии яв­ляется одной из наиболее характерных отличительных черт Англикан­ской церкви. Все это в целом позволяет считать англиканство наименее далеко ушедшей от католицизма Протестантской церковью. Официальной богослужебной книгой Церкви Англии является «Книга общих молитв» (1662).

 

 

Церковь Англии сохраняет государственный статус, и ее светским главой по-прежнему остается монарх. 26 старших епископов еще с до­реформационных времен занимают места в Палате лордов — Верхней палате Британского парламента. В то же время епископы, как и все ду­ховенство, вступают в брак, а с 1994 г. вводится женское священство. Всего в мире насчитывается около 70 млн. англикан.

 

Методизм. Движение методистов возникло в рамках Церкви Анг­лии в первой четверти XVIII в. Его возглавили братья Дж. и Ч. Уэсли, образовавшие в Оксфорде группу единомышленников с целью даль­нейшей реформации англиканства … В 1795 г. ме­тодизм отделился от англиканства и оформился в виде самостоятельной Церкви.

 

Вероучению и формальностям культа методисты не придают осо­бого значения. Из англиканских «39 статей» были оставлены 25, причем многие оставшиеся сокращены. «25 статей» были признаны в качестве основного вероисповедного документа методизма Генеральной конфе­ренцией в Балтиморе (1784). Методизмом не признается кальвинистское учение об изначальном предопределении. Дж. Уэсли подчеркивал, что благодать доступна каждому человеку, равно как и достижение уверен­ности в личном спасении уже при жизни. Для полного оправдания перед Богом одной веры недостаточно, она должна быть дополнена добрыми делами как ее свидетельством. Отсюда выводилась этика методизма, ориентировавшая своих приверженцев на активное участие в граждан­ской и социальной жизни.

 

Одной из важнейших особенностей методизма является активная миссионерская работа, позволившая методизму распространиться дале­ко за пределы Великобритании и США … В мире насчитывается более 40 млн. методистов.

 

Баптизм. Название конфессии происходит от греч. baptizo 'кре­стить'. Первая баптистская община возникла в начале XVII в. в Голлан­дии и состояла из английских эмигрантов. В первой половине XVII в. баптизм развивался главным образом в Англии, затем — в Северной Америке … Признаются баптистское испове­дание 1689 г., принятое в Лондоне, и модифицированные версии Вест­минстерского исповедания.

 

Крещение в баптизме рассматривается как знак решительного отка­за от греха, духовного перерождения. Оно совершается в сознательном возрасте (как правило, не ранее 16 лет) после прохождения испытательного срока и усвоения вероучения баптизма. Крещение младенцев бап­тисты отвергают, так как отсутствует считающееся ими необходимым сознательное принятие Христа. Имеется и еще один символический об­ряд — хлебопреломление (причастие), служащее напоминанием о стра­даниях Христа. Единого порядка проведения богослужений не сущест­вует. Обычно они включают в себя несколько проповедей, чередуемых с хоровым пением и молитвами. В последнее время широко практикуется включение в богослужение инструментальной музыки, в том числе и выступлений «духовных» рок-групп.

 

Крупные баптистские Церкви, среди которых наиболее многочис­ленной является американская «Южная баптистская конвенция», вклю­чают в себя отдельные общины, пользующиеся значительной внутрен­ней самостоятельностью. Возглавляются общины обычно выборными пресвитерами. Как и у методистов, ведется активная миссионерская ра­бота … Общая численность баптистов в мире — более 40 млн. человек.

 

Адвентизм. Данная протестантская конфессия (от лат. adventus 'пришествие') возникла в США в начале 1830-х годов. Основатель — баптистский проповедник У. Миллер на основании Библии рассчитал дату второго пришествия Христа, определив ее вначале на 1843 г., а за­тем изменив на 1844 г. Однако ожидаемое пришествие не состоялось, и число последователей Миллера резко сократилось. Новое течение, центральной частью учения которого осталось положение о скором втором пришествии Христа, продолжало существовать. Точных дат его адвен­тисты уже не назначают, утверждая, что оно произойдет «в скором бу­дущем». Согласно адвентистскому вероучению, после второго пришест­вия Христа воскреснут праведники и наступит его 1000-летнее царство. По его завершению произойдет воскресение грешников, Христос в по­следней битве одержит окончательную победу над Сатаной и установит свое вечное царство, грешники же будут уничтожены. Ко второму при­шествию, по мнению адептов наиболее крупного течения в адвентиз­ме — адвентистов седьмого дня, — надо быть готовым не только душой (ведя праведную жизнь в соответствии с Библией), но и телом, соблюдая основные положения «санитарной реформы»: вести здоровый образ жизни, заниматься физическими упражнениями, а также не пить, не ку­рить, не есть мясо «нечистых животных» (свинину), не употреблять ко­фе и чай.

 

Принципы «санитарной реформы» были сформулированы Е. Уайт, явившейся основателем крупнейшего течения в адвентизме — Церкви адвентистов седьмого дня (1863), делающего акцент на буквальном ис­полнении четвертой библейской заповеди о почитании субботнего дня. Адвентисты, как и иудеи, считают его седьмым. Сохраняются два таинства— крещение, совершаемое, как и у баптистов, над взрослыми, и хлебопреломление (причастие). В адвентизме отсутствуют представле­ния о бессмертии души и ее пребывании после смерти человека в раю или аду. Активно ведется миссионерская деятельность.

 

… Всего в мире насчи­тывается около 10 млн. адвентистов.

 

Источник: Религии мира: учеб.пособие / под. ред. М.М. Шахнович. 3-е изд. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – С.254-260.

 

Меннониты. К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии вскоре после поражения Крестьянской войны 1524 —1525 гг. Основателем ее был голландец Менно Симоне, призывавший к непротивлению, отвергавший активную борьбу против зла, существующего в мире. Источником вероучения меннонитов является написанный Менно Симонсом „Фундамент истинной христианской веры". Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Как и анабаптисты, меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед „священным писанием" … В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе. Хотя численность секты относительно невелика, она хорошо организована и действует весьма активно почти во всех странах мира … Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение; меннонитские миссии можно встретить почти во всех странах мира. Меннониты издают массовыми тиражами религиозную литературу на многих языках, выпускают газету „Меннонитский вестник" и журнал „Меннонитская жизнь". О меннонитских общинах в нашей стране см. в разделе „Современные религии".

 

Квакеры. В 40-х годах XVII в., после того как Г. Фоксом было основано в Англии Общество друзей „внутреннего света", к нему примкнули многие баптистские группы и видные религиозные деятели. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися). Поскольку секта смело отстаивала принцип равенства всех людей, выступала против воинской повинности и т. д., она подвергалась преследованиям, которые прекратились лишь в XVIII в. Уже в 60-х годах квакеры появились в Северной Америке. Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что бог заключен в сердцах людей; истину следует искать во „внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. „Внутренний свет" может зажечься в каждом человеке, независимо от его расы или социального положения. Озарение внутренним светом" означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести „внутренний свет", нужно идти „правильным путем", нужна прежде всего безмолвная молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. Проповедует тот из участников молитвенного собрания, который почувствует, что его озарил „внутренний свет". Из своего вероучения квакеры выводят ряд этических и социальных требований. К их числу относится требование безусловной правдивости и честности во всем, непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Ставя высоко личную независимость, квакеры не признают титулов, ко всем равно обращаются на „ты" и т. д.

 

Мормоны. В 1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя „святыми судного дня". Основателем ее был Джозеф Смит, с детских лет имевший „видения" и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал в 1830 г.,,Книгу Мормона", ставшую „Библией" его последователей. Как утверждал в своих проповедях Дж. Смит, он благодаря божественному откровению нашел медную доску, исписанную таинственными древними письменами - откровением и завещанием последнего израильского пророка Мормона, который будто бы с остатками израильтян за несколько столетий до нашей эры переселился в Америку. Смит перевел этот документ на английский язык и издал как „Книгу Мормона". Вероучение мормонов базируется на „Книге Мормона" и тех откровениях, которые непосредственно получает пророк от Бога. Оно включает в себя наряду с элементами христианства, элементы ислама. В 1843 г. на основании откровения Дж. Смит провозгласил многоженство... Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда … Численность мормонов росла довольно заметно также благодаря деятельности миссионеров, разосланных во многие страны мира. Одну из отличительных особенностей религиозных взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших богов, духов. Для того чтобы получить возможность стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти. У мормонов существует своеобразная иерархия, включающая высших священников („генеральные авторитеты"), подчиненную им „коллегию 12 апостолов", патриархов, епископов, священников, учителей и диаконов.

 

Выполните задания:

 

 

Заполните таблицу «Виды протестантизма»:

 

Название, где и когда появилось Основатель Главное вероучительное произведение Отличительные черты
Лютеранство. М. Лютер. «Аугсбургское исповедание» (1530), «Апология Аугсбургского исповедания» (1532), составленные М.Лютером катехизисы (1528-1529), «Шмалькальденские артикулы» (1537) и «Формула согласия» (1580). Признает авторитет Никео-Константинопольского, Афанасьевского и Апостольского Символов веры. Два таинства — крещение (детей) и причастие. В возрасте 12-16 лет молодые люди проходят конфирмацию, в ходе которой они должны подтвердить знание основ лютеранского вероучения, после допускаются к первому причастию, оно осуществляется хлебом и вином. Отсутствует церковная иерархия, пасторы и церковный совет избираются. Местно функции пастора разрешено исполнять женщинам. Руководитель Церкови — епископ, не имеет особого статуса. Большинство Лютеранских церквей было подчинено государственной власти.
Кальвинизм. (Реформатские, Пресвитери-анские и Конгрегаци-оналистские церкви) Ж. Кальвин Символы веры не имеют обязательного характера, подчеркивается исключительность Библии.   Среди англоязычных кальвинистов, особенно пресвитериан, большим авторитетом пользуется «Вестминтергское исповедание веры» (1647-1648). Иное осмысление причастия: хлеб и вино считаются лишь символами Христа (формула таинства крещения близка к лютеранской), Решительное очищение храмов от любых изображений. Женское священство получило меньшее распространение по сравнению с лютеранством. Догмат об изначальном предопределении, который часто рассматривается в качестве важнейшей вероучительной особенности кальвинизма, в настоящее время большинством Церквей значительно смягчен и спасение трактуется как вознаграждение за сознательные усилия.
Англиканство Король Генрих VIII   Вероучение Церкви Англии изложено в «39 статьях» (1571), которые не имеют статуса Символа веры.   Официальной богослужебной книгой Церкви Англии является «Книга общих молитв» (1662). Признание Священного Писания содержащим все необходимое для спасения, Никео-Константинопольского Символа веры, двух таинств — крещения и причастия. Сохранение епископального устройства и четкой иерархии. Епископы, как и все духовенство, вступают в брак, а с 1994 г. вводится женское священство. Церковь Англии сохраняет государственный статус, и ее светским главой по-прежнему остается монарх. 26 старших епископов еще с дореформационных времен занимают места в Палате лордов — Верхней палате Британского парламента.
Методизм. В 1795 г. отделился от англиканства и оформился в виде самостоятельной Церкви. Братья Дж. и Ч. Уэсли, «25 статей» были признаны в качестве основного вероисповедного документа методизма Генеральной конференцией в Балтиморе (1784). Вероучению и формальностям культа методисты не придают особого значения. Не признают кальвинистское учение об изначальном предопределении. Дж. Уэсли подчеркивал, что благодать доступна каждому человеку, равно как и достижение уверенности в личном спасении уже при жизни. Вера должна быть дополнена добрыми делами как ее свидетельством. Активное участие в гражданской и социальной жизни. Активная миссионерская работа.
Баптизм (греч. baptizo — «крестить») В нач.XVII в. Голландия. . английские эмигранты Признаются баптистское исповедание 1689 г., принятое в Лондоне, и модифицированные версии Вестминстерского исповедания Крещение в баптизме рассматривается как знак решительного отказа от греха, духовного перерождения. Оно совершается в сознательном возрасте (как правило, не ранее 16 лет) после прохождения испытательного срока и усвоения вероучения баптизма. Крещение младенцев отвергают. Хлебопреломление (причастие), служащее напоминанием о страданиях Христа. Единого порядка проведения богослужений не существует. Обычно они включают в себя несколько проповедей, чередуемых с хоровым пением и молитвами, инструментальной музыки. Возглавляются общины обычно выборными пресвитерами. Активная миссионерская работа.
Адвентизм — протестантская конфессия (от лат. adventus «пришествие») возникла в США в начале 1830-х годов. Основатель: баптистский проповедник У. Миллер   Основатель крупнейшего течения в адвентизме — Церкви адвентистов седьмого дня (1863): Е. Уайт. Библия. Положение о скором втором пришествии Христа. Положения «санитарной реформы»: ведение здорового образа жизни. В адвентизме отсутствуют представления о бессмертии души и ее пребывании после смерти человека в раю или аду. Активно ведется миссионерская деятельность. Буквальное исполнении четвертой библейской заповеди о почитании субботнего дня: адвентисты, как и иудеи, считают его седьмым. Два таинства — крещение, совершаемое, как и у баптистов, над взрослыми, и хлебопреломление (причастие).
Меннониты. Северная Германия 1524 —1525 Менно Симонс «Фундамент истинной христианской веры». Непротивление, о отвержение активной борьбы против зла, существующего в мире. Не верят в предопределение. Важна личная вера, она важнее «Священного писания» Миссионерская и пропагандистская деятельность почти во всех странах мира. Издание литературы.
Квакеры (трясущиеся). В 40-х годах XVII в Г. Фокс Англия Общество друзей „внутреннего света" Представление о том, что бог заключен в сердцах людей; истину следует искать во «внутреннем свете», озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. Принцип равенства всех людей, личная независимость, обращаются на «ты». Против воинской повинности. Требование безусловной правдивости и честности во всем, непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Безмолвная молитва, отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, не признают таинств, не крестятся и не причащаются. Проповедует тот из участников молитвенного собрания, который почувствует, что его озарил «внутренний свет». Озарение «внутренним светом» означает одновременно победу над грехом, над силами мрака.
       
Мормоны. Секта, именуют себя «святыми судного дня». Джозеф Смит, с детских лет имевший «видения» и на этом основании объявивший себя пророком. «Книга Мормона», 1830 г. Включает в себя наряду с элементами христианства и элементы ислама (многоженство). Необходимость труда. Миссионерство во многих странах мира. Ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего. Вера в существование кроме единого Бога еще и низших богов, духов. Иерархия, включающая высших священников («генеральные авторитеты»), подчиненную им «коллегию 12 апостолов», патриархов, епископов, священников, учителей и диаконов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: