Любовная лирика С.Есенина




Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей лирическая поэзия автобиографична. В октябре 1925г., рассказывая о себе, С Есенин заметил: ”Что касается остальных автобиографических сведений,- они в моих стихах”. Философ Н. Бердяев считал: «Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии». Лирический герой отражает личные переживания поэта, связанные с теми или иными событиями его жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, как Есенин чувствует и как выражает в своих стихах Любовь.

Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга.

(в тетради заполнить таблицу:

 

Название стихотворения Кому посвящено Настроение, основные мотивы
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Анна Алексеевна Сардановская.

Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы отправили в Спас- Клепиковскую учительскую школу, а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком. В смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. А там, где молодёжь, там конечно же влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры…

В «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Это к ней относятся строки:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

Анна Сардановская! Её имя уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы. А тогда - захлёст чувств, радости и сомнения, И предчувствие будущего, и сладкая тяжесть призвания, и крепнущий зов судьбы - всё, всё слилось, сконцентрировалось в эти два слова Анна Сардановская.

Экономка Смирновых Марфуша, постоянно говорила: «Ох кума! У нашей Анюты с Сережей роман. Уж она такая проказница, скрывать ничего не любит. «Пойду, - говорит, - замуж за Серёжку», и всё это у неё так хорошо выходит».

Константиновские старожилы вспоминают, как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна, приехав из Москвы. Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала:”Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил”.

Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с Владимиром Алексеевичем. Олоновским. Все мысли Анны заняты только им.

Есенин ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Всё это находит своё отражение и преломление во многих стихах поэта.

Он пишет «За горами, за жёлтыми долами…» посвящённое А. Сардановской:

За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озёр водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идёшь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

Это стихотворение вобрало в себя и картины, с детства знакомые и дорогие сердцу поэта, и христианскую символику:

«протянулась тропа деревень»,

«голубеет небесный песок»,

«дорога мне зелёная ширь»,

«Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою»

Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта:

«Помолись пред ликом спасителя

За погибшую душу мою».
Лексика стихотворения глубоко религиозна. Здесь земное сливается с небесным: «над церковными главами», «на высокой горе монастырь», «кроток дух монастырского жителя».
Чувство нежной грусти создается метким эпитетом: «полюбил я тоской журавлиною», яркой метафорой «голубеет небесный лес».

Это стихотворение грустное, печальное, ощущается мотив одиночества, покорности судьбе, невесёлые думы о родном крае, о земном и вечном.

Он чувствует, что пока бессилен что-то изменить в этом мире. Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.

Сергей Есенин тяжело переживал смерть Анны Сардановской. Вот что вспоминает об этом писатель Иван Грузинов: «Есенин расстроен, усталый, пожелтевший, растрепанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты. «У меня была настоящая любовь к простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней, приходил тайком. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне, жалко. Она умерла, никого я так не любил. Больше я никого не люблю.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: