Литургия свт. Иоанна Златоуста.




На утрене

Утреня начинается обычным порядком

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия», глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Го́споди»; 2-й – «Па́мять их в род и род»; 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

По 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 7-й: «Святи́и Твои́, Го́споди…», «Ра́дуйтеся, пра́веднии…»; стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…» – «Му́ченицы Твои́, Го́споди…»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» – «Во стране́ живу́щих…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…» (см. по 1-м стихословии).

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму), разделяя на две части (статии́), с припевом к 1-й: «Благослове́н еси, Господи, научи́ мя оправда́нием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…» и «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…».

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды.

Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ мо́лимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

Вторая статия́ 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спа́се, спаси́ мя». В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива́ бу́дет душа́ моя…» и «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…».

Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик…», с припевом «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твоим». Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ве́дении и не в ве́дении, Человеколюбче», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (мч.Ага́пия) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (мч.Ага́пия) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10.

В храме святого – канон Минеи (мч.Ага́пия) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (мч.Ага́пия) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.

Библейские песни Ирмология по великопостному разделу.

Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами).

Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца.

По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак и икос мч.Ага́пия, глас 4-й; седален мч.Ага́пия, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», и икос, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа.

Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 7-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Во стране́ пра́ведных…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́, Де́во…».

«Тебе слава подобает…» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»; со своими, заупокойными, стихами), глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Зако́ном грехо́вным…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

После сугубой ектении «Помилуй нас, Боже…» – иерей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь». «Утверди́, Боже…», и сразу 1-й час.

На часах – тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упоко́й…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 6.

По входе – тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Го́споде…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся»55.

Апостол и Евангелие – субботы 4-й седмицы и заупокойные.

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша праведнии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…»56.

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

55 Постная Триодь упоминает только «прокимен Апостола мертвен» (см. в субботу 4-й седмицы Великого поста).

56 В Типиконе и Триоди Постной в субботу 4-й седмицы Великого поста есть указание: «Аллилуиа, мертвых [мертвен]».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: